Виды государственного терроризма и участие в нем государственных органов
Государственный терроризм нередко понимается очень широко - как любое проявление насилия, осуществляемое противоправным путем, в отношении иностранных государств и внутренних противников со стороны определенных государств, различных его органов. В этом случае к государственному терроризму нередко относят акты военной агрессии, судебного и полицейского произвола и т. п., совершаемые для решения внешнеполитических или внутриполитических задач.
Попытки расширительного толкования понятия "государственный терроризм" предпринимаются политическими силами, преследующими прямо противоположные цели: как западными государствами в целях усиления борьбы с противодействующими их экспансионистской, неоколониалистской политике освободившимися странами, так и представителями национально-освободительных движений в их стремлении использовать международно-правовые средства для защиты от агрессии и произвола иностранных государств. Расширительный подход к явлению государственного терроризма (во внешнеполитическом или внутриполитическом аспектах) часто прослеживается и в оценках его со стороны многих специалистов.
Подобный подход в какой-то мере допустим, когда он используется в пропагандистских целях. Однако, строго говоря, он явно некорректен с точки зрения оценки самой сущности терроризма, ибо стирает границы таких явлений, как вооруженная борьба, пропагандистская, полицейская, судебная деятельность и т. п. Примером в целом достаточно адекватного толкования понятия "государственный терроризм" (в его внутриполитическом аспекте) является дефиниция английского специалиста С.Сигеллера, который считает, что данное явление есть превышение власти, использование аппарата принуждения, предназначенного для поддержания общественного порядка и национальной безопасности, против собственного народа, для подавления оппозиции. Государственный терроризм, по мнению С. Сигеллера, включает акции незаконного задержания, пытки, тайную депортацию, скрытые убийства, использование так называемых "эскадронов смерти" (негосударственных террористических структур) и т. д.
Некоторые авторы справедливо подчеркивают, что государственный терроризм имеет не только внутренний, но и внешний аспект. "Государственный терроризм, - отмечает Т. Бояр-Созонович, в макро масштабах - явление относительно новое, характерное для XX века, имеющее свои особенности и специфические формы проявления. Однако тенденция его развития находится в общем русле развития современной цивилизации. Бели на ранних этапах государственный терроризм осуществлялся преимущественно в рамках одного государства, то с течением времени происходит его трансформация в сторону перерастания национальных границ".
Внешнеполитический аспект государственного терроризма наиболее ярко выражен в практике вмешательства ряда развитых западных государств во внутренние дела других стран. Он особенно характерен для колониальной политики этих государств, для осуществления ими военно-политической экспансии, для деятельности по ослаблению и подрыву общественного и государственного строя стран − объектов их подрывной деятельности. Противоправность государственного терроризма как инструмента внешней политики закреплена в принятой на 39-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюции 39/159 "О недопустимости политики государственного терроризма и любых действий государств, направленных на подрыв общественно-политического строя в других суверенных государствах". В этой резолюции государственный терроризм характеризовался как действия, направленные на насильственное изменение или подрыв общественно-политического строя суверенных государств, дестабилизацию и свержение их законных правительств, а также на поддержку терроризма. При всей очевидной важности указанного международного акта можно как на его недостаток указать на отсутствие в нем определения государственного терроризма и соотнесения с такими формами незаконного применения силы в международных отношениях, как прямая и косвенная агрессия, противодействие самоопределению народов, вмешательство во внутренние дела и др.
Суть терроризма насилие с целью устрашения. Субъект террористического насилия отдельные лица или неправительственные организации. Объект насилия – власть в лице отдельных государственных служащих или общество в лице отдельных граждан (в том числе иностранцев, или госслужащих иных государств). Кроме того – частное и государственное имущество, инфраструктуры, системы жизнеобеспечения. Цель насилия – добиться желательного для террористов развития событий – революции, дестабилизации общества, развязывания войны с иностранным государством, обретения независимости некоторой территорией, падения престижа власти, политических уступок со стороны власти и т.д.
Террор — способ управления социумом посредством превентивного устрашения. К этому способу политического действия могут прибегать как государство, так и организации (или силы) ставящие перед собой политические цели. Многие годы тактика превентивного устрашения, вне зависимости от характера субъекта террористического действия, обозначалась общим понятием террор. В 1970–1980-х сложилось терминологическое различение террора и терроризма. Сегодня «террор» трактуется как нелегитимное насилие со стороны государства по отношению к обществу в целом либо к диссидентам и оппозиции. «Терроризм» – практика нелегитимного насилия, реализуемая противостоящими государству силами и организациями.
Рассматривая в качестве критерия цели, мотивы, идеологическую платформу насильственных проявлений в различных сферах общественной жизни, а также учет субъектов экстремистской деятельности, в отечественной и зарубежной литературе рассмотрим государственный терроризм, опирающийся на мощь государственных институтов и репрессий, характерен, как правило, для стран с авторитарным режимом правления.
Понятие «государственный терроризм» появилось в годы «холодной войны», когда противостоящие военно-политические блоки нередко использовали террористические движения в своих целях. При этом в зависимости от конъюнктуры эти движения именовались «национально-освободительными», «патриотическими», «антиимпериалистическим», «борцами с коммунизмом» и т.д.
Это в немалой степени заложило основы для будущего роста международного терроризма и привело к печальным последствиям. По явно заниженным данным британского журнала "Экономист", число жертв международного терроризма с 1968 по 1995 гг. составило 9 тысяч человек, а в период 1996 – 2000 гг. уже 5 тысяч. А в 2001 г. только в результате терактов 11 сентября в США погибло сразу 3 тысячи человек.
Государственный терроризм является обособленной специфической категорией феномена международного терроризма, включающей:
- различные формы прямой или косвенной поддержки движений, группировок и организаций (признанных в качестве террористических на основе международного консенсуса) со стороны отдельных государств, осуществляемые в контексте их собственных идейно-политических или религиозных концепций, военно-политических интересов, оперативной необходимости;
- целенаправленные действия вне международно-правового пространства, ориентированные на реализацию определённых задач, и осуществляемые официальными структурами отдельных государств (как правило, специальными службами) с санкции высшего политического руководства.
Основные направления, реализуемые в рамках государственного терроризма:
- военно-политическая и военно-техническая формы поддержки террористических структур (поставки вооружения, содействие в подготовке кадров, размещение инфраструктуры на своей территории, финансирование, предоставление убежища и легализованных документов прикрытия);
- реализация незаконных террористических методов с целью оказания давления на другие государства, рассматриваемые в качестве оппонента (активные мероприятия в форме террористических актов);
- реализация незаконных террористических методов с целью нейтрализации внутренней оппозиции, действующей за рубежом (активные мероприятия в форме политических убийств).
В XX веке терроризм взят на вооружение целыми государствами. Государственный терроризм принял такие размеры, что 39 Генеральная Ассамблея ООН в 1984 году приняла специальную резолюцию "О недопустимости политики государственного терроризма и любых действий государств, направленных на подрыв общественно-политического строя в других суверенных государствах". (Приложение №1)
Этот вид терроризма был связан с противостоянием СССР и США в годы «холодной войны». Это и массовый террор против инакомыслия в СССР, Китае, Югославии, Камбодже и других странах, подавление с помощью советских танков восстания в Венгрии в 1956 г., ввод войск стран Варшавского договора в Чехословакию в 1968 г., военная агрессия США против северного Вьетнама в 70-е годы прошлого столетия и многие другие примеры такого рода.
Все это не изжито и в ХХI веке, когда во имя установления демократических принципов или борьбы против распространения оружия массового поражения были осуществлены военные акции против Югославии в 2000 г. Или против Ирака в 2003 г., что не принесло мира и спокойствия ни в Косово, ни в Ираке. Силовой метод установления демократии в Ираке сопровождался разрушением тоталитарных форм стабильности и безопасности, всплеском грабежей и насилия, привел к многочисленным актам сопротивления, росту исламского радикализма и влияния адептов «Аль-Каиды». Подтверждением этого являются рост числа смертников, массовый захват заложников, акты дикого вандализма ,новоиспечённый лидер Муктад аль- Садр и «Армия Махди» провозгласили себя не только карающей рукой иракского народа, но и «Хамас» и «Хезболлаха»-палестинской и ливанской террористических организаций. Методы террористических актов в Ираке подобны тем, которые применяются в Палестине и Чечне. Не правовые с позиций ООН операции США в Ираке в 2003 г., внесудебные акции по ликвидации лидеров террористов, например, духовного лидера «Хамас» в Палестине и Янтарбиева в Катаре в 2004 г., двойственность в оценках одних и тех же лиц и организаций, использующих методы террора в Чечне и Палестине, в арабском мире, от борцов за независимость и свободу до адептов международного терроризма, подрывают консолидацию сил стран антитеррористической коалиции.
Достаточно вспомнить, что многие лидеры чеченских боевиков нашли приют за рубежом, что представители спецслужб США в 1999г. в Грозном перенимали тактику ведения боя в городских условиях, а в 2000г. советник А. Масхадова Т. Каимов был приглашён в США, где участвовал в работе семинара той же проблематики для высших американских офицеров. Эти наработки были учтены и применены американскими военными при взятии г. Багдада и г. Мосула в 2003 г. Однополярный мир во главе с одной супердержавой, в стратегии борьбы с терроризмом которой преобладает силовая, военная составляющая подставляют, делают заложниками этой политики некоторые страны – союзников США. Когда интересы отдельных экономически слабых государств и народов ущемлены это вызывает противодействие в виде террористических действий не только против США, но и против его союзников, как это было в марте 2004 г. против Испании или Узбекистана, в апреле против Японии, Италии и др. И, к сожалению, руководители террористов при этом добиваются решения отдельных тактических задач, диктуют свою волю демократическим институтам в Европе, что привело, в частности, к смене политического руководства в Испании, к решению о выводе испанских военных подразделений из Ирака. Необходимо реальное единство действий, основанное на чётких определениях терроризма в рамках, где нужно скорректированных норм международного права, более активная, гибкая и стройная система действий силовых, финансовых и идеологических контртеррористических структур коалиции цивилизованных стран мира.
Таким образом, подводя итоги вышесказанному можно сделать вывод о том, что терроризм в ХХ-ХХI веке стал одним из наиболее опасных вызовов международной безопасности; превратился в глобальную проблему; более социально опасным для общества, многоликим по преследуемым целям и видам проявления; получил возможность использовать в своих преступных целях достижения науки и техники; в ряде случаев осуществляться при участии государственных органов, получив "статус" государственного терроризма.
Завершая рассмотрение вопроса о государственном терроризме, необходимо подчеркнуть, что основные его проявления в принципе аналогичны как для внутреннего, так и для внешнего аспекта этого вида терроризма. В целом он представляет собой целенаправленную систему использования государством, государственными органами (прежде всего органами разведки, контрразведки, политического сыска, а также полиции и вооруженных сил) акций скрытого ослабления и подрыва своих внутренних или внешних политических противников посредством уничтожения или угрозы уничтожения их ведущих деятелей, активистов и сторонников (лидеров и функционеров оппозиционных партий, государственных и общественных деятелей иностранных государств, видных участников национально-освободительных движений и др.), деморализации и запугивания определенных слоев населения, этнических и региональных групп, поддерживающих политических противников данного государства, дезорганизации вооруженных сил противостоящей стороны и т. д.
Политический терроризм
Политический терроризм – это метод политической борьбы, который связан с осуществлением насильственных вооруженных акций с целью устрашения и подавления политических противников. Основная задача нагнетание страха среди населения и оказание вследствие этого воздействия на власть. Поэтому сегодня самым распространенным методом террора является насилие не в отношении носителей власти, а против мирных людей с обязательной демонстрацией катастрофических результатов террора.
Политический терроризм − это незаконные угрозы или применение насилия против гражданского населения, определенных социальных групп, правительства. К таким действиям относятся взрывы в местах скопления людей, убийства мирных граждан, захват заложников, зданий и самолетов. Каждое подобное преступление совершается группой лиц для осуществления собственных корыстных целей.
В примитивной форме политический терроризм был известен еще во времена античности. К примеру, в России практически не было царя, на которого бы не совершались попытки покушения. Если ранее представителей власти убивали в результате закулисных интриг и дворцовых переворотов, а злоумышленники нередко использовали яд, то к концу XIX века преступники стали устраивать террористические акты. Методику террора применяли группы, разделяющие «левые» взгляды и стремящиеся ликвидировать самодержавие. Наиболее часто осуществлялись взрывы кортежа, в котором проезжал царь, или железнодорожного полотна в момент движения поезда, где находились представители правящей династии.
Политический терроризм зародился в нач. XIX в. после окончания наполеоновских войн. Активность одиночек, чем был терроризм вначале, во 2-й пол. XIX в. превратилась в целое политическое направление со своей идеологией, политическими целями, лидерами и героями. В XX в. терроризм окончательно оформился как значимый политический фактор. Террористы больше не находятся на обочине политики, они — в гуще событий, с ними стремятся заключить союзы руководители самых могущественных государств. К концу XX в. благодаря развитию техники терроризм становится угрозой не отдельным личностям, как было прежде, а приобретает значение глобальной проблемы, угрожающей всему человечеству.
Сейчас политический терроризм принимает иные формы: он может носить характер партизанской войны или даже выражаться в боевых действиях, в которые втягиваются различные государства. Причем одна сторона конфликта, оценивающая себя в качестве борцов за идею, стремится шантажировать правительства различных стран с целью достижения своих целей, а их оппоненты вынуждены пресекать действия преступных группировок, защищая конституционный и общественный порядок на вверенной территории. Мишенью террористов зачастую становится символика страны и властных структур, государство в целом и важнейшие общественные нормы. Если население политизировано, преступным группировкам легче осуществлять свои планы, поскольку угрозы нередко сказываются на итогах голосования и формировании общественного мнения. Для стран, где жизнь граждан является реальной ценностью, такое запугивание может обернуться серьезными политическими уступками, чтобы получить возможность предотвратить неоправданное убийство мирных жителей. Современный политический терроризм, примеры которого можно найти практически в каждом государстве, чаще всего базируется на этническом сепаратизме. А преступные действия, связанные с гибелью сотен людей, направляются на получение независимости отдельно взятыми регионами. Формирования, занимающиеся подготовкой к терактам и их осуществлением, имеют четкую структуру: в них входит значительное число идейных бойцов, а также стратегов и тактиков, планы которых тяжело раскрыть даже спецслужбам самых развитых стран. Подобные группировки действуют в Ирландии, на Корсике, в регионе Испании, где проживают баски, и целью каждого совершаемого террористического акта становится признание руководством страны независимости определенной части территории. Примеры: политический терроризм был характерен для Ирака, управляемого Саддамом Хусейном, среди преступных действий данного политика можно выделить проявление открытой агрессии против своих соседей, геноцид собственного народа, отсутствие у граждан элементарных свобод и прав. Диктатору в течение длительного срока удавалось сохранять введенный им же политический режим за счет полного устранения народа от управления страной, жестоких репрессий, избавления от оппонентов и запрета на регистрацию каких-либо партий. Преступная деятельность международной группы Аль-Каида не ограничивается проведением терактов в определенной стране, а благодаря взрывам, захватам самолетов, разрушениям зданий представители данной группировки стремятся запугать весь мир.
Количество таких актов постоянно увеличивается, они становятся все более жестокими и все больше людей оказываются их жертвами. Причинами политического терроризма в современном мире являются: экономические и финансовые кризисы в разных странах мира, безработица, особенно среди мусульманской молодежи, которая не имеет возможности социально-экономической самореализации и становится орудием в руках экстремистов. Огромное неравенство в уровнях жизни между развивающимися и развитыми странами, а также попытки навязать определенную модель производства и потребления для всех стран с разной историей и традициями; заинтересованность правящей элиты ряда государств в терроризме, как орудии внешней и внутренней политики. Терроризм оказывается удобным инструментом борьбы с оппозиционными силами и неудобными политическими режимами. Наличие в мире «горячих точек», которые являются рассадниками насилия и свидетельствуют о бессилии какого-либо народа решить свои проблемы мирными политическими средствами, недостаточная эффективность работы госаппарата и принятие непродуманных политических решений и др. Террористические организации отличаются высокой организованностью в международном масштабе. Они действуют вне поля международного права, их трудно связать с территорией какой-либо одной страны, они способны осуществлять террористические акты как в развивающихся, так и в развитых странах. Следовательно, проблема терроризма является проблемой международного характера. В настоящее время терроризм превратился во влиятельную силу благодаря разветвленной системе базирования, инфраструктуры учебных тренировок и обеспечения самофинансирования.
Источником доходов многочисленных террористических организаций является контроль наркобизнеса, проституции, рэкета, торговли оружием, контрабанды, игорного бизнеса и т. д. Развертывание такой деятельности возможно лишь при наличии структур для «отмывания» денег – в виде контролируемых банков, фирм, производственных предприятий. Такое «отмывание» чаще всего производится в государствах, где ослаблен государственный контроль. Между различными террористическими организациями существуют тесные экономические и военные связи, действует механизм взаимопомощи и взаимовыручки, что увеличивает его опасность. В конце ХХ в. в идеологии терроризма заметно усилилось влияние религиозного фактора, использование которого приводит к росту числа сторонников террористических организаций.
Политический терроризм превратился сегодня в одну из глобальных проблем современности, разрешение или хотя бы сокращение масштабов которой предполагает совместные действия всего мирового сообщества. Необходим целый комплекс мер политического, экономического, финансового, силового, правового характера для преодоления причин, порождающих терроризм, а также политическая воля лидеров крупнейших государств для его искоренения. Важно не только не допускать идеологического оправдания террора под знаменами «защиты прав нации», «защиты веры», но наоборот, обеспечить развенчание терроризма всеми силами СМИ.