Гос. аппарат как основной субъект национальной (гос.) политической системы.
Гос. аппарат – это ядро политической системы. Так как гос аппарата обладает особенными качествами:
1.является обязательным S политической системы.
2.Гос. аппарат является единственным S политической системы, который является носителем(выразителем) гос. суверенитета, так же он обладает верховенством политической системы;
3.Гос. аппарат – единственный субъект, который по своей сущности предназначен всегда быть выразителем общественно-социологических интересов, независимо от дифференциации населения;
4.Гос. аппарат – единственный субъект, который может принимать решения обязательные для всех других S политической системы;
5.Гос. аппарат – единственный субъект, обладающий монополией на легальное применение насилия;
6.Гос. аппарат – экономически самостоятельный мощный субъект политической системы.
(Но! 1) При выделение признаков абстрагируются , что гос аппарат- монолитен, но это не так(внутренняя конкуренция- стимул для развития в ту или другую сторону) 2)Конкуренция и в рамках одной ветви власти(Пр: Вооруженные силы: начальный этап- активное участи; современное время- охрана территорий страны) 3)По своей форме территориально-полит. устройство. Сложные гос: два уровня органов гос власти)
Взаимодействие гос. аппарата с другими субъектами:
1) Гос. аппарат создаёт нормативную базу общеобязательных требований, которым должны отвечать другие S политической системы;
2) Гос. аппарат может оказывать прямую финансовую поддержку легальную, нелегальную иным политическим субъектам (это неправильно, делать не нужно)
3) Передача части гос. полномочий иным субъектам политической системы (органы местного самоуправления не входят в состав гос. аппарата, они являются негосударственными органами, но им передаётся полномочия гос. аппарата)
4) Может привлекать представителей не гос суб полит системы к выработке важнейших гос решений(разработка проекта ТК РФ)
В условиях недемократического режима наряду с этими и другими функциями.
1. Прямое вмешательство органов гос. аппарата в деятельность органов других S политической системы. (Подбор кадров).
2. Может максимально ограничивать политическую активность других S. (Установление запрета на их деятельность).
3. Гос. аппарат может вмешиваться в политическую деятельность тех социальных институтов, деятельность которых не связана с политикой.
Создаёт иллюзию участия всего народа в политическом процессе плюс дополняет легальные возможности для контроля за их деятельностью.
Существенные моменты:
1) Гос. аппарат дифференцирован, в нём различаются группы органов, которые специализируются на выполнении определённых функций;
2) Между органами гос. власти может не существовать единства. Между ними могут возникать противоречия.
3) Это не только монопольный гос. аппарат. Государство является простым или унитарным, но существуют и сложные, существует государство в целом и гос. аппарат отдельных государств обладающих суверенитетом.
Политические системы не ограничиваются рамками конкретной страны. Модель политической системы не универсальна.
Гос. аппарат: Главной, основополагающей S политической системы, её ядро.
1. Является обязательным S политической системы (без него нет государства и политики).
Другим S может возникать, может исчезать – не обязательны.
2. Является единственным S политической системы, который выступает официальным выразителем гос. суверенитета, следовательно, обладает верховенством в системе носителей политической власти.
3. Единственный субъект политической системы, который может принимать решения, которые обязаны для всех S политической системы (в том числе и для самого себя).
4. Всегда выражают интересы всего населения, всего народа, независимо от классовых, иной принадлежности отдельных людей. Государство реализовывает, в том числе и общесоциальные функции.
5. Единственный субъект политической системы, которому свойственна монополия на организационное применение физического насилия.
Другой субъект может легально осуществлять санкции только с решением гос. аппарата.
6. Экономически наиболее мощный субъект политической системы, (контролирует и распоряжается гос. собственностью и бюджетом.
Эти признаки характеризуют его как монолитный. В реальной действительности, гос. аппарат неоднороден. Существует конкуренция между его органами. Может проявляться в искажённом виде или не проявляется вообще.
Субъектами политической системы являются политические институты – особая социальная общность (особое социальное объединение, особая организация людей.)
Не любая из этих организаций является политическим институтом.
Существует организационный и целевой критерий. Этим критериям должна соответствовать организация, которая является полит. институтом.
Критерии необходимы для того, чтобы какая – либо организация являлась политическим институтом.
S гос. политической системы являются:
1) Гос. аппарат и иные органы публичной власти; Негосударственные организации политического характера.
Два социальных подразделения: 1) Гос. аппарат; 2) Негосударственные органы политического типа.
Классы, нации, народности, этносы, крупные социологические организации не соответствуют критериям.
Интерес этих групп в полит. системе заключается в том, что они не являются S полит. системы. S полит. системы может быть отдельная личность, отдельный человек, которая действует не от своего имени, а от имени организации, которую они представляют.
Конкуренция может быть в рамках одной власти (раньше армия – самостоятельный субъект политической системы, так как большинство страны зависит от её захватнических организаций; военные перевороты с целью стабилизации в условиях беспорядка, хаоса – сегодняшние дни. Поддержка есть, так как именно армии ассоциируются с осуществлением общих интересов).
Основные направления воздействия гос. аппарата на иные S полит. системы, зависят от: 1) Уровня развития; 2) Полит. режима.
Две группы S политической системы:
1) Гос. аппарат; 2) Негос. орган политического характера.
В условиях демократии:
1. Создаёт нормативную основу, определённые требования ко всем иным
субъектам политической системы.
2) Материальная, финансовая поддержка иным, S политической системы (помогая им, максимально учесть все интересы).
3) Может передавать часть своих полномочий субъектам, давая им возможность проявить себя.
4) Может привлекать иных представителей к выработке важных гос. решений.
Например: (разрабатывается трудовой кодекс РФ в участии трудовых союзов).
В условиях недемократического режима наряду с этими и другими функциями.
1. Прямое вмешательство органов гос. аппарата в деятельность органов других S политической системы. (Подбор кадров).
2. Может максимально ограничивать политическую активность других S. (Установление запрета на их деятельность).
3. Гос. аппарат может вмешиваться в политическую деятельность тех социальных институтов, деятельность которых не связана с политикой.
Создаёт иллюзию участия всего народа в политическом процессе плюс дополняет легальные возможности для контроля за их деятельностью.