Проблема понятия исторического типа государства.
Государство и право рассматривается в развитии. Понятие государства и права, исторические типы позволяют выявить основные этапы государства и права. Европейский менталитет – прогрессивное развитие общества. Азиатский менталитет – человечество проходит определённые стадии.
Концепции: А.Н. Гумилёв «Общее учение о государстве». Специальный взгляд на объяснение стадий:
Особенности: базируется на Марксисткой теории общ-эк. формаций. (С начала 90 г. отношение и этой теории стало неоднозначным):
а) От неё лучше отказаться; б) Используют материал советского периода без изменений. (Отвергнуть полностью эту теорию – нет оснований).
Исторический тип государства и права – это совокупность существенных черт, признаков, сторон государства и права относящихся к определённой классовой формации. У каждой формации – свой тип.
(Историческая) формация – это степень развития.
В основе общественно-экономической формации лежит собственный уникальный способ производства (единство производственных сил и производственных отношений). У каждой формации свой способ производства.
Производственные отношения, совокупность, в рамках определённых ассоциаций – это экономический базис, базис формации. (Эконом. сфера – эконом. отношения. Всю систему охватить нельзя - производственные отношения).
Над производственными отношениями надстраиваются другие отношения, политические, духовные (это общественная надстройка). Надстроенные отношения – они идеологичны. Охватывается система общественным сознанием, на неё можно воздействовать, зависит от состояния экономики.
Надстроенные отношения «самостоятельны» от базиса. Они могут оказывать обратное, активное воздействие на экономику. Формации последовательно сменяют друг друга.
Общественное развитие – это процесс поступательный, прогрессивного развития. Смена формации - качественный скачок (социальная революция). Социальную революцию нельзя отождествлять с политическим переворотом. Социальная революция может длиться столетиями. (Когда производственные отношения принимают приоритет). Формация сменяет друг друга, но всё лучшее сохраняется (преемственность).
Положения теории общ-эк. формации: миновать, перескочить формацию невозможно. Формация не исчезает пока не исчезают возможности.
Теория общественно-экономической формации (пять формаций):
Первобытная; Рабовладельческая; Феодальная; Буржуазная (капиталистическая); Коммунистическая.
Так как государство и право существовало не всегда. Социальные дифференциации нет в первобытном обществе, следовательно, нет государства.
Типы государства и права:
1. Рабовладельческий; 2. Феодальный.
Принято характеризовать типы государства и права:
Задача: показать связь классовой культуры и исторического типа.
Сущность рабовладельческого государства: машина с помощью, которых рабовладельцы угнетают рабов.
Сущность феодального государства: машина с помощью, которых феодалы угнетают. Воля классов феодалов.
Сущность буржуазного государства: машина с помощью, которых буржуа угнетали рабочий класс.
Сущность социалистического государства – это организация всего народа выражающие его интересы.
Недостатки о представлении истерических типов:
1. Изъяны общественно-экономической формации:
а) Это Европо-ценрийская теория (образец Европа), экономические уклады феодализм (рабовладение и крепостничество) широкое развитие в Европе не получили), этот факт не учитывается теорией общ-эк. формации. Рабовладение получило широкое развитие в Европе.
2. Природно-климатические особенности влияют на государство. (Для развития рабовладения необходимо:
а) Мягкий климат; б) Господство крупной земельной собственности; в) Невозможность, нехватка собственных сил;
г) Массовый приток завоёванных государств.
Для крепостничества: а) Климат неблагоприятный для сельского хозяйства; б) Наличие крупного землевладения;
в) Наличие у землевладельцев потребности в рабочей силе; г) Малочисленный народ, завоёвывал многочисленный.
Факторы для развития общественного производства:
1) Мало «благоприятной» земли;
2) Большое население, нельзя закрепостить.
Способы производства имеют сходство:
а) Орудие, средства производства;
-) Источники энергии (мускульная сила человека, животных);
-) Схожие технологии (основная ценность земля).
Вывод: средств больше чем различия.
Невозможно объяснить, почему формации более развитые находятся ниже, чем его предшественники.
Откуда взялось социальное государство и право, какой соответствует формации?
Коммунизм: 1 фаза – социализм; 2 фаза – коммунизм.
Недостатки обусловлены тем:
1) Основоположники учения общественно-экономической формации: Маркс и Энгельс, формировали свои выводы на основе базы науки (объективная причина);
2) Они не закончили теорию. Маркс писал об азиатском способе производстве, что его сменяет;
Вывод: самостоятельных формаций не существовало, так как у них больше сходств, чем различий, следовательно, в реальной действительности существовало не три формации, а одна – добуржуазная (рабовладельческий, капиталистический уклад), следовательно, добуржуазный истерический тип государства и права.
Второй исторический тип. Буржуазный исторический тип государства и права. В наиболее развитых странах, буржуазный тип себя не исчерпал.