Проблема понятия исторического типа права.
Исторический тип права - совокупность наиболее существенных признаков, черт, характеризующих правовые системы определенной общественно-эконом формации или этапа развития человеческой цивилизации.
Основные подходы к определению исторических типов права:
1) Формационный - в основе марксистская трактовка деления истории человеческого общества на этапы, соответствующие общественно-эконом формациям - рабовладельческой, феодальной, буржуазной и социалистической. (Гумилев)
До недавнего времени формационный подход признавался у нас в качестве единственно возможного и научного, поскольку выражал марксистское отношение к вопросу о типе государства.
Его суть - выяснение типа государства основывается на понимании истории как естественноисторического процесса смены общественно-эконом формаций, каждой из которых в условиях существования классов соответствует определенный тип государства. Аналогично понятием типа государства охватываются общие, наиболее существенные признаки, характерные для всех государств одной и той же соц-эконом формации. Тип государства означает конкретизацию, определенность его эконом основы, классовой сущности и соц назначения.
Для определения типа государства в данном значении необходимо ответить на 3 вопроса.
Какой общественно-эконом формации, какому типу производственных отношений соответствует данное государство? Орудием какого класса оно является? Каково соцназначение данного государства?
Для обозначения выделяемых на этом основании типов государства используется термин “исторические типы государства”. Это рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы государства.
Первые 3 из них охватываются единым родовым понятием эксплуататорского государства.
Согласно формационному подходу к типологии государства в процессе смены общественно-эконом формаций в результате соц революций с объективной необходимостью происходит переход от одного исторического типа государства к др, более высокому. Если буржуазное государство - последний тип эксплуататорского государства - подлежит революционному слому, социалистическое государство - исторически последний тип государства вообще - постепенно “засыпает”, “отмирает”.
2) Цивилизационный - в основе определенные уровни человеческой цивилизации. В качестве типов права выделяют древнее, средневековое, современное право.
Древнее право подразделяется на древневосточное (обычное), древнегреческое (полисное), римское; средневековое - на европейское (партикулярное), раннепрецедентное, восточно-религиозное и др.; современное право - на романо-германское (континентальное), прецедентное (англо-саксонское), религиозно-традиционное и др.
Определяющим фактором и при цивилизационном подходе к типологии права является характер общественного производства и определяемый им уровень соц свободы. Древнее право в различных его проявлениях так или иначе отражало рабовладельческие отношения, средневековое право - феодальные, современное право - рыночные, т.е. буржуазные общественно-эконом взаимоотношения между людьми.
Одной из наиболее распространенных и характерных для этого направления цивилизационного подхода является “теория стадий эконом роста”, автор которой американский социолог и полит деятель Уолт Ростоу. Согласно этой теории, все общества по эконом развитию можно отнести к одной из 5 стадий: традиционное общество; переходное общество, в котором закладываются основы преобразований; общество, переживающее процесс сдвига; созревающее общество и общество, достигшее высокого уровня народного потребления.
К первой стадии Ростоу относит общество, основанное на доньютоновской науке и технике и на преобладании с/х. Вторая стадия - период трансформации “традиционного общества” в более развитый период закладывания основ для “сдвига” в области обрабатывающей промышленности. Третья – “сдвиг”, “взлет” научно-технического развития как в промышленности, так и в с/х. Четвертая - характеризуется как пора “зрелости”, когда на основе применения современных научно-технических достижений во всей массе ресурсов общества и значительного роста инвестирования национального дохода достигается устойчивое превышение выпуска продукции над ростом населения. Пятая - период “высокого уровня массового потребления”, в который ведущие секторы экономики переходят на производство предметов потребления длительного пользования и услуг.
Именно на пятой стадии возникает общество, которое можно назвать “государством всеобщего благоденствия”. На данной стадии, по мнению Ростоу, находились лишь США и др высокоразвитые капиталистические государства, тогда как СССР только вступал в стадию “зрелости”.
К теории “стадий эконом роста” тесно примыкают теории “менеджеризма”, “единого индустриального общества”, “постиндустриального общества” и др., согласно которым в современную эпоху необходимость в революционном изменении условий жизни общества отпадает или уже отпала, ибо научно-техническая революция по своим соц последствиям спонтанно, автоматически выступает как заменитель соц революции, который, неся все основные соц преобразования, не затрагивает основы капитализма - частной собственности. Значительное место в ряду этих теорий занимает идея “конвергенции”, сближения 2 систем, социалистической и капиталистической, в разработку которой весомый вклад внес академик А. Д. Сахаров. Суть ее в сближении и воплощении в едином типе общества и государства того лучшего, что содержат в себе обе системы в целях обеспечения прогресса, свободы и мира внутри каждой страны и на международной арене.
Представителем др направления цивилизационного подхода к вопросу о типах государства является английский историк А. Тойнби. Он сформулировал концепцию цивилизации, под которой понимает замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и др признаков. В соответствии с ним он выделяет в мировой истории более 20 цивилизаций, не связанных между собой какими-либо общими закономерностями развития, а существующих, подобно ветвям дерева, рядом друг с другом. Обращает на себя внимание смешение А.Тойнби понятий общества и государства. Хотя его взгляды и представляют определенный интерес, выдвигаемые им признаки относятся скорее к типологии общества, а не государства.
При изучении вопроса о типах государства следует пользоваться одновременно как формационным, так и цивилизационным подходами, не допуская их противопоставления. Позитивные стороны того и др, взятые в единстве, дополняя друг друга, позволяют более глубоко и конкретно понять эту сложную проблему.