Оформление домашней контрольной работы
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
для студентов заочной формы обучения
по учебной дисциплине/МДК
_________ОГСЭ.02. История_________
индекс, наименование УД, ПМ, МДК
_______38.02.04 Коммерция (по отраслям)______
код, наименование специальности
_________базовый___________
уровень подготовки
Омск-2015
Введение
История - важнейшая сфера человеческого знания. Изучение истории является частью общекультурной и общетеоретической гуманитарной и социально-политической подготовки специалиста любого профиля.
При изучении социально-гуманитарных дисциплин закладываются основы общей методологии профессиональной деятельности, расширяется кругозор, повышается общий культурный уровень студентов, устанавливается взаимосвязь с современной жизнью.
Знание социально - гуманитарных дисциплин расширяет рамки профессионального творчества, дисциплинирует мышление, формирует логическую полноту суждений, интуицию и другие свойства личности, наличие которых определяет формирующийся в процессе обучения уровень научных основ профессиональной деятельности.
Задачи изучения дисциплины:
- выработка активной жизненной и гражданской позиции, зрелой профессиональной ориентации и мировоззрения, имеющего практическую и гуманитарную направленность,
- формирование социологической и политической культуры мышления,
- формирование у студентов установки на поиск и приложение знаний к решению социальных и политических проблем на практике.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины:
В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление:
• о политических система общества в России и мире в целом, сущности политической власти, институтах государства, гражданского общества, субъектах политики, политических процессах в обществе, политической культуре и международных отношениях
Студент должен знать и уметь:
• специфику социологического подхода к изучению общества, культуры, социальных общностей и групп, взаимодействия личности и общества, солидарных и конфликтных социальных отношений, механизм их регуляции;
• основополагающие понятия, базовые категории, методы, функции политической науки и основные направления политической мысли;
• методологически грамотно анализировать различные социальные факты;
• понимать в целом современную политическую ситуацию в России и мире;
Студент должен обладать навыками:
• сравнивать политические проблемы в различных регионах мира, применяя теоретические знания;
• различать формы государственного устройства, понимать значение демократии в развитии общества;
• формировать собственную политическую культуру, применять политологические знания в повседневной жизни и своей профессиональной деятельности;
• использовать приобретенные знания для адаптации в современном обществе;
• проявлять человеческие отношения к людям и природе;
• выработать активную жизненную и гражданскую позицию.
Домашняя контрольная работа по дисциплине «История» состоит из трех вопросов:
1 Вопрос - развёрнутый ответ на теоретический вопрос должен отображать суть состояния проблемы, степень раскрытия сути проблемы;
2 Вопрос Тезаурус - полное и развёрнутое объяснение смысла терминов и понятий. Необходимо учесть, что смысловое значение терминов, схожих по написанию и звучанию, как правило, бывает различным. Целесообразно использовать социологический и политический словарь;
3 Вопрос нацелен на формирование умения самостоятельно анализировать и оценивать те или иные социальные или политические позиции. Необходимо выразить собственную аргументированную точку зрения, по возможности привести примеры.
Эссе –это прозаические этюды, содержащие рассуждения о каком–либо предмете в произвольной, непринуждённой форме. Исторический факт, чьё-либо высказывание, альтернатива решения проблемы служат толчком к самостоятельным размышлениям учащихся о прошлом и настоящем, о своей точке зрения. Эссе должно быть выполнено в соответствии с требованиями к этому виду сочинений.
Оформление домашней контрольной работы
Работа должна быть написана в ученической тетради 12 листов разборчивым почерком, аккуратно, чернилами синего или фиолетового цвета, в строгом соответствии с правилами русской орфографии, синтаксиса и пунктуации. Каждое задание выполняется на новом листе, вначале указывается номер задания, рядом с номером должна быть написана полная формулировка вопроса. Само задание выполняется с новой строки. Для замечаний и поправок преподавателя нужно оставлять поля 30 – 40 мм.
Преподаватель проверяет в течение одной недели, выставляя оценку «зачёт» или «незачёт». Если в контрольной работе есть замечания, то она возвращается студенту на доработку с учётом замечаний, которые необходимо исправить и опять сдать контрольную работу в учебную часть. «Незачёт» может быть выставлен из-за недостаточного объема и неправильного ответа. Студент должен выполнить её заново с учетом всех замечаний преподавателя.
Варианты заданий для домашней контрольной работы
Вариант 1
1. Религия. Первобытные, национальные и мировые религии.
2. Дать определение: харизма, электорат, стратификация, цензура, монархия.
3. Раскрыть смысл высказывания. «Люди не хотят, чтобы ими управляли. Они хотят, чтобы их вели вперёд» (Софокл)
Вариант 2
1. Глобализация Источники и последствия глобализации. Антиглобалистское движение
2. Дать определение: популизм, харизма, охлократия, престиж, мобильность, легитимность
3.Раскрыть смысл высказывания «Неравенство — такой же хороший закон природы, как и всякий другой» (И. Шерр)
Вариант 3
1. «Международные организации. Функции, классификация.
2. Дать определение: деэтатизм, эмиграция, абсентеизм, суверенитет ,пиар
3. Эссе «В какую политическую партию я бы вступил?».
Вариант 4
1. Какие типологии партийных систем вы можете назвать? Каковы их преимущества и недостатки? В чем состоит отличие между правящей и оппозиционной партией?
К какому типу относится российская партийная система?
2. Дать определение мобильность, геноцид, толерантность, диаспора, аномия.
3.Напишите эссе:«Революция – триумф или трагедия»?
Вариант 5
1. Социальная стратификация, исторические типы и виды стратификации
Социальная стратификация современной России
2. Дать определение: пиар, легитимность, цензура, миграция, фамильярность
3. Средство массовой информации и их роль в политике государства
Вариант 6
1. Бедность и неравенство. .Измерение социального неравенства.
Проблемы неравенства в современной России. Характеристика среднего класса в России.
2. Дать определение: легитимность, суверенитет, революция, охлократия, мобильность
3.Демократия – это когда все можно!? Согласны ли вы с этим выражением
Вариант 7
1. Конфликты. Современные международные конфликты и пути их решения
2. Дать определение: этатизм, оппозиция, конформизм, электорат, иммиграция
3. Если ты не займешься политикой, политика займется тобой. Как вы понимаете это высказывание
Вариант 8
1.Регуляция поведения в обществе. Виды контроля, социальные нормы и санкции. Девиантное и делинквентное поведение.
Роль «Цветных революций» в современной конфликтологии.
2. Дать определение: лобби, тоталитаризм, путч, теократия ,оппозиция
3. Кем я ощущаю себя в масштабах истории: ее творцом или песчинкой?
Вариант 9
1. Роль международных организаций в мире. Когда и для каких целей создана ООН?
2. Дать определение: массовая культура, регресс, феральные люди, маргинал, социальная роль
3.Раскрыть смысл высказывания: «Мораль без политики бесполезна, политика без морали бесславна».
А. Сумароков
Вариант 10
1. Политика, ее формы. Чем международная политика отличается от других видов политики: экономической, социальной, демографической, культурной?
2. Дать определение: социальная стратификация, элитарная культура, цензура, популизм, хунта.
3.Раскрыть смысл высказывания: «Богатые вредны не тем, что они богаты, а тем, что заставляют бедных чувствовать свою бедность».
В. Ключевский
Вариант 11
1. Культура как социальное явление, её функции, состав, формы и разновидности
2. Дать определение: республика, девиантное поведение, цензура, харизма, электорат
3. Можно ли считать Россию демократическим государством?
Вариант 12
1. Национализм и формы его проявления. Национальные проблемы и пути их решения в современной России.
2. Дать определение: лобби, анархия, конфедерция, мажоритарная система, диктатура
3. Раскрыть смысл высказывания: «Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно».
Дж. Актон
Вариант 13
1. Социальная мобильность, типы и каналы социальной мобильности.
2. Дать определение: тирания, цензура, федерация, легитимность, монархия
3.Раскрыть смысл высказывания: «Величие народа вовсе не исчисляется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом».
В. Гюго
Вариант 14
1. Государство, его признаки, функции и формы.
2. Дать определение: социальные институты, элитарная культура, геноцид, депортация, медиакратия
3. Какая разница между патриотизмом и национализмом? Приведите примеры того и другого
Вариант 15
1. Социальные ценности. Социальные нормы и санкции. Инструменты поддержания общественного порядка
2. Дать определение: имидж, оптация, легитимность, популизм, конформизм.
3. Каковы современные тенденции развития международных отношений.
Вариант 16
1. Власть: функции и источники власти. Легитимность и легальность власти. Типология политической власти М.Вебера. Принцип разделения властей. "Четвертая" власть.
2. Дать определение: национализм, депортация, социальная стратификация, социализация, ценз
3. «Просвещённый народ легче вести, но его труднее гнать, им легче управлять. Но невозможно поработить» (Г.Брум).
Вариант 17
1. Миграция. Причины и последствия миграции. Проблемы миграции в современном мире.
2. Дать определение: автократия, цензура, абсентеизм, пиар, федерация.
3. УЕХАТЬ НЕЛЬЗЯ ОСТАТЬСЯ (где поставите запятую?).
Вариант 18
1. Геополитика. Чем характеризуется современная геополитическая ситуация в мире?
2. Дать определение:социализация личности, имидж, диаспора, ксенофобия, мобильность
3. Раскрыть смысл высказывания: «Неравенство – такой же хороший закон природы, как и всякий другой» (Шерр И.)
Вариант19
1. Политические режимы. Проблемы демократии в современной России.
2. Дать определение: социальный прогресс, модернизация, элитарная культура, социальные институты, легитимность
3. Роль социальных сетей в жизни общества"
Вариант 20
1. Всеобщая декларация прав человека. Когда была принята Всеобщая декларация прав человека, причины её принятия? Что составляет главную мысль Декларации?
2. Дать определение:социальные статусы и роли, личность, средний класс, охлократия, популизм.
3. Раскрыть смысл высказывания«Все люди равны в демократическом государствах, они равны и в деспотических государствах: в первом случае – потому, что они – все, во втором – потому, что все они – ничто» (Ш. Монтескье)