Рост конфликтного потенциала
В 1989-1990 гг. экономическая ситуация в стране продолжала ухудшаться. Прилавки магазинов опустели, для отпуска элементарных продуктов питания были введены «карточки потребителя», которые выдавались по месту жительства. На руках у граждан СССР в 1989 г. было 100 млрд руб., на которые просто нечего было купить. Товары по низким госу-
дарственным ценам моментально скупались и перепродавались в коммерческих магазинах в несколько раз дороже. Дефицит госбюджета в 1988 г. составил 11 % от валового национального продукта, который продолжал сокращаться. Государственный долг приблизился к 2/3 национального дохода страны. В жизни людей после 3 лет перестройки налицо были явные ухудшения. Не оправдал надежд политического руководства и новый лозунг «сильной социальной политики», который в 1988 г. сменил провалившуюся «концепцию ускорения». Вместе с тем в недрах государственной экономики стали отчетливо обнаруживаться новые тенденции. Широкий размах приобрело кооперативное движение, в котором к 1990 г. принимало участие уже около 1 млн человек, появились первые коммерческие банки. Возникли реальные условия для перераспределения финансовых потоков из государственного в частный сектор экономики, который был ориентирован только на торговлю, сферу услуг и посредническую деятельность. Ситуация товарного голода, инфляционные процессы и ряд других факторов не давали возможности частному предпринимательству развиваться в производственной сфере. На протяжении 1989 и особенно 1990 г. начинается процесс перераспределения финансовых потоков из центра в регионы. Это сопровождалось на политическом уровне идеей экономического суверенитета союзных республик, которую наиболее последовательно проводят народные депутаты от республик Прибалтики. В такой обстановке сдерживающая роль центра воспринималась все более болезненно. Это понимали и наверху. XIX партийная конференция поддержала идею регионального хозяйственного расчета.
Для новых хозяйственных отношений отсутствовала правовая база, которую впервые попытались создать в конце 1988 г. в Эстонии, провозгласив в Декларации о суверенитете верховенство законов республики над общесоюзными, республиканскую собственность на землю, недра, основные средства производства в промышленности. Верховный Совет СССР признал принятый в Эстонии документ недействительным, но «парад суверенитетов» остановить было уже невозможно. В начале 1989 г. в Литве возникло движение «Саюдис», выступавшее за восстановление независимого Литовского государства. Закон о суверенитете в конце того же года был принят в Азербайджане
Новый импульс «парад суверенитетов» получил после выборов в республиканские и местные Советы весной 1990 г., на которых большинство голосов получили приверженцы самостоятельного развития республик. На фоне пустых прилавков и бесконечных очередей первой половины 1990 г. идея республиканского суверенитета быстро эволюционирует от требований хозяйственной самостоятельности к полной политической независимости и выходу из СССР. Москва в этот период рассматривалась радикальными силами как основное и главное препятствие экономического развития, не позволяющее добиться решительного улучшения качества жизни. В марте 1990 г. сейм Литвы принял Декларацию о восстановлении независимости республики, признав незаконным включение Литвы в СССР после заключения пакта Риббентропа-Молотова. Ответом центра на литовскую независимость стал режим жестких экономических санкций, что еще более обострило ситуацию между центром и республиками. Весной 1990 г. все союзные республики приняли декларации о суверенитете.
Выборы народных депутатов РСФСР весной 1990 г. впервые проходили в условиях многопартийности. Они отличались низкой активностью избирателей, уставших от политизации жизни, видевших серьезное ухудшение экономической ситуации. Были сформированы 2 предвыборных блока — «Платформа КПСС», пытавшаяся представить некую «золотую середину» сильно отличающихся к тому времени взглядов в партии, и блок «Демократическая Россия», объединивший все оппозиционные силы под лозунгом противостояния КПСС. «Демроссия» получила 250 мандатов из 1063 в основном в крупных столичных и промышленных центрах.
На новом Съезде народных депутатов РСФСР коммунисты составляли около 80% делегатов, 60% из них занимали руководящие должности в высшем и среднем управленческом звене. В ситуации экономического развала и потери большинством населения четких социальных ориентиров строить политику исключительно на критике КПСС, как это делала «Демроссия», было крайне сложно. Все большую популярность в 1990 г. получают идеи государственности, которые облекаются в национально-патриотическую форму.