Критерии социального рыночного хозяйства в современной России 4 страница
1. Изучить правовую основу социальной политики;
2. Провести анализ основных категорий социальной политики;
3. Представить основные направлениясовременной социальной политики
36.Формы,средства и методы воздействия социальной политики на личность и общество.
Чаще под социальной политикой в прикладном, практическом смысле (контексте) понимают совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. В зависимости от того, от кого исходят эти меры, кто их главный инициатор (субъект), различают соответствующие виды социальной политики - государственная (федеральная), региональная, муниципальная, корпоративная и т.д. В широком смысле и с научных позиций - это не столько система мер и мероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества, в центре которых и главная их конечная цель - человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом.
37.Социальная политика как фактор трансформирования общества и обеспечения его устойчивого развития.
В связи с множественностью определений категории «социальная политика», наряду со строгими определениями, подчеркивающими ее сущность, распространены поверхностные -- ограничивающиеся ее отдельными содержательными характеристиками, а зачастую и поверхностными формами. Например, часто социальную политику сводят к совокупности мер или мероприятий, направленных на обеспечение тех или иных параметров социального положения. Нередко ограничивают социальную политику деятельностью государства, забывая о деятельности иных субъектов общества. Или выпячивают лишь некоторые параметры социального положения (например, уровень жизни или занятость). Все подобные недостаточно глубокие представления о социальной политике затрудняют восприятие ее существа и проблематики во всей полноте и на уровне общественных закономерностей, а не только на уровне поверхностных проявлении или выхватывания из целостного контекста отдельных свойств и сфер.
Анализ сущности социальной политики как категории требует рассмотрения ее признаков и функций, а анализ содержания данной категории включает такие аспекты, как определение:
-круга субъектов и объектов;
роли государства в социальной политики;
выделение целей и приоритетов;
-- механизмов и параметров реализации.
Показателями или признаками данной категории являются:
Объективность, которая диктуется общественным характером жизнедеятельности человека. Более того, понятие «социальный» в большинстве словарей рассматривается как синоним «общественного», слова с русскими корнями (общество, общественный) и слова с латинскими корнями (социальный, социум) обозначают абсолютно одно и то же.
Государственность. Данный признак определен тем, что социальным группам необходимо взаимодействовать, конкретные формы взаимодействия носят название политики, а государство является формой политических взаимоотношений в обществе. Сущность и функции государства диктуют принципы социальной политики.
Многосубъектность и объектность. Категория «социальная политика» характеризуется совокупностью активных и пассивных субъектов, имеющих сложную институциональную структуру. Объект и предмет социальной политики также многоуровневый и системный. Объект и предмет этой политики совпадают с главными элементами, блоками и структурами, входящими в крупный единый комплекс -- социально-трудовую сферу.
38. Нормативно-правовые основы социальной политики государства.
Социальная политика и социальная работа опираются на Конституцию Российской Федерации как Основной закон Российской Федерации, на законы и нормативно-правовые акты.
Для осуществления социальной работы основную роль играет ст. 7 Конституции, по которой Российская Федерация провозглашается социальным государством. В ст. 37 Конституции содержится право «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на защиту от безработицы». В Конституцию включены права на условия труда, на отдых, вознаграждение за труд, социальное обеспечение и др.
Правовой статус – это правовое положение личности в обществе, установленное Конституцией и другими законами.
Субъективное право – это право человека распоряжаться принадлежащими ему экономическими и духовными благами.
Юридическая обязанность – это должное поведение обязанного лица.
Гражданство – устойчивая правовая связь лица с определенным государством.
Субъективные права и обязанности граждан закреплены Конституцией РФ:
1. Личные права и свободы.
2. Политические права и свободы.
3. Социально-экономические права и свободы человека и гражданина.
4. Основные обязанности граждан.
Закрепленные Конституцией права, свободы и обязанности составляют правовую основу социальной работы с населением.
Льготы – это преимущества, устанавливаемые законом дополнительные права. Например, материальная и моральная поддержка материнства, льготы многодетным семьям, инвалидам и участникам войн, семьям погибших воинов.
Государство осуществляет правовое регулирование социальной работы. Так, в Законе РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (1995 г.
) определена сущность отрасли социального обслуживания. Это оказание социальными службами социальной поддержки, социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведение социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Закон дает определение понятия «трудная жизненная ситуация». Это такая ситуация, которая нарушает жизнедеятельность граждан (инвалидность, болезнь, безнадзорность, малообеспеченность, безработица и т.п.) и которую человек не может разрешить самостоятельно.
В ст. 5 Закона закреплены принципы социального обслуживания: 1.
Адресность – нуждаемость конкретного клиента. 2.
Доступность услуг. 3.
Добровольность – не нарушать волю гражданина. 4.
Гуманность – заботливое, внимательное отношение. 5.
Приоритетность в предоставлении социальных услуг несовершеннолетним. 6.
Конфиденциальность – неразглашение. 7.
Профилактическая направленность помощи.
Закон определяет государственные службы по основным видам услуг: материальная помощь, социальное обслуживание на дому, предоставление временного приюта, консультативная помощь, реабилитационные услуги инвалидам, лицам с ограниченными возможностями и гражданам с асоциальным поведением.
В соответствии с Законом социальное обслуживание осуществляется бесплатно или за плату в порядке, установленном Правительством РФ. Бесплатно обслуживаются люди преклонного возраста, больные, инвалиды, а также оказавшиеся в критической ситуации в результате стихийных бедствий, катастроф.
Ст. 17 Закона определяет перечень учреждений социального обслуживания, на деятельность которых он распространяется.
Это центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты, дома ночного пребывания.
В порядке, установленном законодательством, социальные службы обеспечиваются земельным участком, имуществом и финансируются из федерального бюджета, государственные – из бюджетов субъектов Федерации, муниципальные из местного бюджета. Закон разрешает использовать дополнительные средства, поступающие от целевых социальных фондов, доходы от предпринимательской деятельности, плату за социальные услуги, благотворительные взносы.
В 1995 году вышел Закон РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». В Законе предусмотрены формы социального обслуживания:
1. Социальное обслуживание на дому.
2. Полустационарное социальное обслуживание (дневное или ночное пребывание).
3. Стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (дома-интернаты, пансионаты и др.).
4. Срочное социальное обслуживание.
5. Социально-консультативная помощь.
Социально-правовой основой для социальной работы с инвалидами является Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995 г.). Издан Указ Президента Российской Федерации «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (1993 г.). Приняты нормативно-правовые акты по регулированию социальной работы с мигрантами, беженцами, вынужденными переселенцами, безработными. Следовательно, социальному работнику необходима юридическая компетентность, знание Конституции как Основного закона государства и нормативно-правовых актов для защиты прав и законных интересов людей.
39. Нравственно-гуманистические основы социальной политики.
Среди многих принципов, которыми должны или хотят руководствоваться социальные работники, есть более или менее важные, но есть такие основные внутренние побудители, общественные и личностные предпосылки к выбору социальной работы как профессии, значение которых является онтологически сущностным.
Как показывает продолжительный опыт изучения социальной работы во многих странах, различающихся национальными, экономическими, социокультурными условиями, религиозной или расовой спецификой, социальная работа практически нигде не является высокооплачиваемой профессией. Ее выбирают не для того, чтобы заработать много денег, — ее специалисты относятся к «среднему классу», и их труд оплачивается на столь же скромно-достойном уровне, как труд учителя. Более того, широко распространена волонтерская социальная работа, осуществляемая в свободное от основной деятельности время и без всякого вознаграждения. Поэтому основной престиж, главное условие выбора ее как профессии и жизненного предназначения, мотивация к участию в социальной работе на волонтерской основе или в дополнение к основной работе — гуманистические убеждения и идеалы, альтруистическая направленность личности.
Термин «гуманизм» применяется в настоящее время широко, но нередко без реального представления о том, что он содержит и как появился в европейской социальной практике и европейском мышлении. Иногда он просто отождествляется с добротой, милосердием. Полезно рассмотреть его происхождение и содержание, чтобы оценить все богатство его смысла.
Гуманизмом в узком, конкретно-историческом смысле слова называется масштабное литературно-философское движение, которое развернулось в Европе в XIV—XVI вв., в период Возрождения. Исследования сущности земного человека, не скованного религиозными догматами (от выражения studiorum humanitatis, т.е. исследования, касающиеся человека, и произошел сам термин), отстаивающего свое право на счастье на земле и при жизни, а не только на загробное блаженство по смерти, регулирующего свое поведение свободным разумом, а не запретительной церковной моралью, были серьезным шагом вперед в развитии социального знания. Интересно, что, будучи отвергнуты как крайности в последующие несколько веков, ряд положений возрожденческой морали впоследствии нашел свое подтверждение в достижениях гуманистической психологии.
Основанное на разуме понимание природы человека и сущности соединения индивидов в общество, безусловное признание естественных, т.е. прирожденных и неотъемлемых, прав человека, лежащее в основе мощной традиции рационализма эпохи Просвещения и последующих периодов, послужили фундаментом для формирования системы гуманистических представлений и традиции гуманистического мышления и чувствования в широком смысле слова.
Гуманизм как мировоззрение, основная направленность рационально-эмоциональной сферы индивида и общества — это исторически подвижная система идей и представлений, признающая самоценность человеческой личности, ее право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.
Различные основания выбирались теоретиками прошлого для того, чтобы быть названными центральным элементом жизнеустройства. Религиозные модели переносили этот центр в сферу потустороннего. Идеологи централизованного государства с точки зрения этатизма полагали, что предназначение всех живущих — служить государству, которое могло быть воплощено в личности какого-либо правителя, но столь же подавляло всех в безликой, имперсональной форме. Даже представления о приоритете общественных интересов также пренебрегали благом и счастьем людей и были в этом смысле негуманными. Социальные практики — от монархов до социальных реформаторов — применяли к действительности эти теоретические концепции, произвольно решая, какую цену индивиды, группы, человечество в целом должно заплатить за то, что эти правители считали благим и полезным делом.
В предельно острой форме вопрос о цене социального изменения сформулировал Ф.М. Достоевский: можно ли для возведения фундамента здания всеобщего блага и счастья пожертвовать жизнью одного ребенка? С позиций современности, благо человека — это высшая ценность, критерий оценки всех социальных изменений действительности, индикатор определения цены прогресса. Сам же человек может быть для другого человека только целью, а не средством, не предметом для манипуляции или подавления.
Вообще навязывание другому собственных представлений о счастье, принуждение, даже из лучших побуждений, к такому поведению, которое принуждающий считает оптимальным, а принуждаемый с ним не согласен, всегда будет непродуктивно. Если в традиционном обществе внешний контроль мог, с некоторыми оговорками, обеспечивать социально приемлемое поведение индивидов, то в современном обществе, признающем право личности на суверенность, индивидуализм, внешнее насилие приведет к противоположным результатам.
Гуманистическое мировоззрение рассматривает социальную действительность в значительной степени с точки зрения должного, а не сущего, предъявляя обществу и отдельным индивидам высокие требования, соответствовать которым нелегко и в социальном смысле, и в личностной практике. Бескорыстные отношения между индивидами и группами не без трудностей утверждаются в обществе, где преследование своей выгоды — весьма распространенное явление. Гуманность встречается не так часто, как жестокость и равнодушие. Но сознание здорового большинства членов общества констатирует именно отношения бескорыстной поддержки, доброты, взаимопомощи в качестве должных, похвальных, достойных подражания. И только морально и психически девиантное меньшинство может прокламировать в качестве нормативных, достойных подражания стереотипы взаимной вражды, бездушного стяжательства, нечестной наживы.
40.Социальная справедливость как цель и критерий социальной политики.
Социальная справедливость — один из распространённых общественных идеалов.Его конкретное содержание, а также название менялось на протяжении истории.
В частности, осуществление принципа социальной справедливости должно включать в себя:
• обеспечение работой каждого трудоспособного
• достойную зарплату
• социальное обеспечение инвалидов и детей-сирот
• свободный доступ граждан к образованию, здравоохранению, культуре, спорту и т. Д.
Социальная справедливость является главным фактором единства и стабильности нашего общества, поэтому она должна своевременно реагировать на происходящие общественные изменения, выработать новые, гибкие принципы социальной политики.
Достижение справедливости – это не только разработка и внедрение новых, более гибких и эффективных форм распределения, как материальных благ, так и политических прав и свобод.
Социальная справедливость, как оценочное понятие, взаимодействует с экономикой, правом, политикой, моралью. Объектами оценки этого понятия являются:
• отношение государства к индивиду;
• отношение индивида к обществу, государству, нации и т.д.;
• действия одной личности по отношению к другой.
Основываясь на социальной ответственности, социальная справедливость, есть одно из фундаментальных оснований цивилизации и прогресса.
Понятие справедливости относится не только к оценке поведения человека, но и содержит в себе требования к состоянию общества, к характеру общественных отношений и оценку этого состояния и социальных явлений под определенным углом зрения. Наличие социально-правового аспекта дает возможность определить ее роль моральной силы, регулирующей действия людей. Ее объективная ценность должна быть раскрыта через анализ непосредственной связи понимания справедливости с экономическим, правовым положением личности в социуме.
Основы социальной справедливости в их современном понимании нашли отражение во Всеобщей декларации прав человека, прав ребенка и т.д., а также в законах многих стран. В РФ права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией страны. Российское государство исходит из равенства всех перед законом и судом, обеспечивает широкий спектр социальных гарантий, включая защиту от безработицы, свободный выбор рода деятельности и профессии, вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, доступность образования, культуры, медицинского обслуживания и жилья, поддержку пожилых граждан и инвалидов, материнства и детства.
Российское государство исходит из равенства всех перед законом и судом, обеспечивает широкий спектр социальных гарантий, включая защиту от безработицы, свободный выбор рода деятельности и профессии, вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, доступность образования, культуры, медицинского обслуживания и жилья, поддержку пожилых граждан и инвалидов, материнства и детства.
Главная задача социальной политической справедливости – это определение совокупности явлений социальной справедливости в различных областях жизнедеятельности человека, которые в настоящий момент смогут способствовать прогрессу личности и общества, создание адекватных условий для их осуществления, исходя из новой экономической, социальной, политической системы.
Задача социальной политической справедливости:
• определение социальных критериев экономического развития;
• совершенствование справедливости, принципов распределения, укрепление справедливой трудовой мотивации;
• оптимизация процессов социально справедливого развития личности, ее способностей, индивидуальностей;
• наполнение справедливости содержанием личных и гражданских прав и свобод;
Социальная справедливость является главным фактором единства и стабильности нашего общества, поэтому она должна своевременно реагировать на происходящее в обществе изменения, выработать новые, гибкие принципы социальной политики.
Таким образом, обеспечиваются движение политического процесса и, если в этом возникает необходимость, его корректировка, реформирование с учетом двух обязательных требований. С одной стороны, должны быть целиком признаны и защищены равные основополагающие политические свободы с их подлинной ценностью. Это необходимо для того, чтобы все участники процесса в равной степени обладали возможностями значимого политического участия, как это диктуется его первым интересом высшего порядка.
41.Исторические типы социальной политики.
Социальная политика неразрывно связана с уровнем и этапом развития общества.
Типы социальной политики:
1) социальная политика в социально-устойчивых обществах;
2) социальная политика в обществах, находящихся в системных кризисах или революционной ситуации;
3) социальная политика в обществах, находящихся в состоянии деформации;
4) социальная политика в обществах, выходящих из системного кризиса путем реформ.
Таким образом, социальную политику можно рассматривать как механизм регуляции государством, социальными институтами и другими социальными субъектами социально-экономических и социально-политических отношений в обществе, с целью создания благоприятной среды жизнедеятельности для обеспечения оптимальных условий функционирования и развития личности, социальных групп и социальных общностей, посредством удовлетворения индивидуальных и групповых потребностей.
42.Проблемы типологии моделей современной социальной политики.
Социальная политика разрабатывается и реализуется на основе социальной доктрины. Она может быть охарактеризована как совокупность мер, направленных на решение социальных проблем, выделение приоритетов на этом пути, поиск ресурсов и эффективных путей достижения социальных целей.
В узком смысле социальная политика рассматривается в контексте социального администрирования и относится к комплексу мер, предоставляемых социальным государством населению в аспектах занятости и социальной защиты, здравоохранения, образования.
В широком смысле социальная политика может рассматриваться как интеграция механизмов и способов, посредством которых исполнительная власть, центральное и региональные правительства, а также органы местной власти влияют на жизнь населения, способствуют социальному равновесию и стабильности.
Цель социальной политики — создание благоприятного социального климата и подлинного социального согласия на основе сбалансированности разных социальных интересов с помощью определенных механизмов, обеспечивающих удовлетворение основных жизненных потребностей населения и рост качества жизни всех граждан.
Социальная политика — это деятельность государства в социальной сфере, которая направлена на объединение усилий всех субъектов хозяйственных и управленческих структур, всего населения в целях решения социальных задач.
Она реализует права граждан через государственное регулирование (законодательное, программно-целевое, материально-финансовое и т.п.) на достойные условия жизни, на свободное участие в жизни общества, выявляя социальный аспект во всех действиях разных субъектов управления. Механизм выработки и реализации социальной политики включает в себя государственную идеологию, право, социальные стандарты, экономические средства, культуру, психологию, демографию, национально этнические регуляторы (организационные, региональные, местные, территориальные).
На характер социальной политики оказывает влияние ее особое отношение к управлению. Успешность современного специалиста в любой отрасли обусловлена, в том числе, знаниями в области теории и методологии социального менеджмента и даже некоторыми практическими навыками по разрешению конкретных социальных проблем посредством принятия и освоения механизмов реализации управленческих решений. Административные знания, знания программ и проектов, управленческих концепций перестают быть прерогативой руководящего центра и становятся собственностью местных сообществ, совершенствуя муниципальный менеджмент.
Функции социального менеджмента - это социальное планирование, социальное стимулирование, социальный контроль, социальная организация. Новая культура управления, предпринимательства включает научное проектирование, социальные стратегии, математическое моделирование, направленные на более полное применение социальных ресурсов. Муниципальный менеджмент затронул местное самоуправление, муниципальные образования, где радикальным образом поменял качество отношений между жителями территорий, органами местного самоуправления, индустриальными и финансовыми группами.
Качественные преобразования произошли и в умах многих администраторов, которые в своей массе становятся профессионалами, способными оказывать эффективное воздействие на темпы социально-экономического развития территорий.
Социальная политика - это социальный менеджмент на макроуровне. Она имеет целый ряд направлений и реализуется комплексными структурами. Социальная политика была и продолжает оставаться аналитической и управленческой практикой, нацеленной на познание и улучшение социального мира. Власть экспертов, конструирование «социальных проблем», вмешательство в жизни людей ради их или общественного блага все чаще становятся объектом анализа и критики. Такие навыки тоже становятся частью компетенции социального менеджера.
Государственная социальная политика направлена на решение насущных социально-экономических проблем, связанных, главным образом, с поддержкой достойного уровня жизни населения и доходов, обеспечением занятости, развитием отраслей социальной сферы, регулированием трудовых отношений, социальной защитой, смягчением «провалов» рынка, предотвращением социальных конфликтов. В связи с тем, что достижение целей государственной социальной политики обусловливает динамическую устойчивость экономической системы, а именно: рост общественного производства и благосостояния населения, – вопросы социальной политики постоянно находятся в центре внимания не только ученых и политиков, но и рядовых граждан современных цивилизованных обществ.
Проблемы социальной политики особенно актуализируются в период социально-экономических трансформаций. Проводимые в России рыночные реформы объективно сопровождаются кризисными явлениями в социальной сфере, что вызывает необходимость адаптации государственной социальной политики к изменившимся условиям. Это определяет значимость таких вопросов, как уточнение теоретических основ социальной политики, выбор из множества альтернатив наиболее адекватного направления ее развития, учитывающего опыт предшествующей советской модели социальной политики, разработка научно обоснованных методов и инструментов эффективного управления параметрами социального развития. Решение этих вопросов возможно на основе исследования развития государственной социальной политики во взаимодействии с процессами социально-экономической эволюции, путем обобщения мировой и российской практики ее реализации, выявления экономических причин применения тех или иных мер в различных моделях социальной политики в прошлом и настоящем, понимания и прогнозирования хозяйственно-политических событий.
В настоящее время все очевиднее стратегическая неэффективность проводимой в России государственной социальной политики, о которых свидетельствуют стабильно высокий уровень социальной дифференциации, низкий уровень жизни и слабая социальная защищенность населения, нерешенная проблема бедности. Противоречивость теоретических аспектов социальной политики и реализуемых на практике мер приводит к нерациональному расходованию бюджетных средств и оставляет нерешенными большинство социальных проблем, что негативно влияет на качество жизни населения и недопустимо для государства, претендующего на роль одной из ведущих мировых держав. Все это делает актуальным исследование развития государственной социальной политики, позволяющее с различных сторон охарактеризовать происходящие изменения на текущих и длительных пространственно-временных интервалах, сопоставить мировые и отечественные тенденции развития, выявить причины существующих проблем и разработать направления повышения эффективности современной модели социальной политики российского государства.
43.Социал-демократическая, консервативная, либеральная и другие модели социальной политики.
Социал-демократическую модель называют также скандинавской или нордической. Основным принципом распределения социального обеспечения является универсализм. На социальное обеспечение и социальное обслуживание, реализуемые через государственный бюджет, имеют право все граждане. Государственные налоги, как правило, имеют косвенный характер, через розничную продажу товаров и услуг населению. Прямым налогом облагаются доходы. Модель базируется на следующих принципах: граждане имеют одинаковую ценность, независимо от возраста и производительности; социальные услуги и сервис предоставляются на добровольных началах; социальная защита должна быть непрерывной, охватывать все сферы жизнедеятельности; социальная защита должна быть гибкой, доступной и способной выравнивать социальные условия для всех групп населения. Социал-демократическая модель реализуется в политике таких стран, как Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия.
Консервативная модель также имеет несколько названий: континентальная европейская, институциональная. Тем не менее, центральное направление одно - упор на рынок и страхование. Модель базируется на принципе достижений, где труд определяет последующее социальное обеспечение, социальное обслуживание (социальные услуги) государство не организует. Проблемы возникают у тех слоев населения, которые не заняты и не имеют страховок, так как степень налогового перераспределения невелика. Они вынуждены рассчитывать на местные благотворительные органы и общественную помощь, обычно не очень большую. При этом бюджетные отчисления и страховые взносы работника и работодателя на социальные мероприятия примерно равны, основными каналами перераспределения являются как государственные, так и частные социально-страховые фонды. Этой модели следуют Германия, Франция, Австрия, Бельгия.
Либеральная (американо-британская) модель также рассматривает рынок как наиболее важную сферу для организации человеческого взаимодействия. Вместе с тем, она имеет ряд особенностей. Во-первых, предусматривает социальное обеспечение остаточного типа, т.е. граждане должны быть способны существовать в обществе и без социального обеспечения. Во-вторых, государство несет ограниченную, и, тем не менее, всеобщую ответственность за социальное обеспечение всех граждан. Из-за остаточного характера финансирования реализация модели зависит от наличия большого объема добровольной и неформальной помощи. Подобная модель социального государства характерна для США, Великобритании, Англии и Ирландии.
Главным принципом католической модели социальной политики является идея вспомогательности, по которой ближайшая инстанция должна всегда пытаться решать возможные проблемы. Естественно, индивидуум является ближайшей инстанцией. Если он не может себе помочь, то обращаться к семье и родственникам. Следующей инстанцией будет местная община, включая церковь и гражданские организации, а также соседей и т.д. Если и это не поможет, то индивидууму следует воспользоваться услугами страхования. Последней инстанцией является государственный сектор. Таким образом, социальное учение оперирует иерархией инстанций.