Конституционные основы экономики
В ст. 8,9 конституции РФ закреплены основы экономики. В ст. 8 оговорен принцип экономической политики:
Единство экономического пространства, т.е. вся территория страны едина, и, как сказали бы при СССР, образует единый народнохозяйственный комплекс.
Свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств по территории государства.
Поддержка конкуренции для существования рынка.
Свобода экономической деятельности, не запрещенной законом.
Равноправие форм собственности. В конституции закреплена частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Под иными формами подразумевается собственность юридических лиц (хозяйствующих субъектов некоммерческих организаций), смешанные формы собственности (когда собственность частично принадлежит государству и частично частному лицу).
Государственная собственность - это объекты, находящиеся во владении и пользовании государства и предназначенная для осуществления государственных функций. В это понятие входят: государственные предприятия, государственный земельный фонд, собственность государственных учреждений, доля государства в совместных предприятиях и т.п.
Муниципальная собственность - это собственность, находящаяся в ведении органов самоуправления и предназначенная для решения задач. В круг объектов входят помимо вышеперечисленных государственных объектов (только с заменой слова (государственный на муниципальный) еще и соответствующие поступления налогов, сборов и займов и других обязательных выплат.
Частная собственность, по Марксу, это собственность, которая приносит прибавочную стоимость. С современной точки зрения,этособственность принадлежащая отдельному индивиду, которая может быть индивидуальной и общей (общая значит принадлежащая нескольким собственникам, которая, в свою очередь, делится на совместную и долевую). Совместной собственностью называется такая, где доля каждого собственника не выделяется.
Право собственность складывается из 3-х вещных прав: право владения имуществом (фактическое обладание), право пользования (извлечение из имущества полезных свойств), право распоряжения имуществом (определение его судьбы). В ст. 9 осуществляется конкретизация права принадлежности земли и природных ресурсов. Земля и природные ресурсы могут находиться в любой форме собственности (в том числе и частной).
Государственный суверенитет
Используется, как основа жизнедеятельности проживающего на данной территории народа. Государство ядро политической системы. Такая роль государства вытекает из обладания им государственным суверенитетом. Несколько концепций государственного суверенитета:
Количественная концепция. Суверенитет это сумма всех прав и полномочий государства. Суверенитет может быть ограниченным, если государство передает коку-то часть своих полномочий.
Качественная. Суверенитет это неотъемлемое свойство государства: быть верховным внутри страны,независимым на
международной арене и выражать единую властную волю (единую государственную власть).
Другая интерпретация качественного принципа выражаетсяв том, что суверенитет это неотъемлемый признак государства (проявляется в том, что государственная власть верховная и единая),но государства в абстракции нет, в действительностионовыступает в лице государственных органов.
По социально-политической основе государства делятся на:
Монархические концепции государственного суверенитета. Жан Баден первый ввел этот термин.
Народоправленческая (народовластная). Ж. Жак Руссо считал, что предпосылкой появления государственного суверенитета является воля народа, которую государство должно выражать.
И.З. Саланевич считал, что государство может быть и монархическим по форме правления, но в основе госу дарственного суверенитета все равно будет лежать воля народа.
Качественная концепция говорит, что нельзя ограничивать государственный суверенитет. У государственного суверенитета как у качественной категории есть количественное содержание v это компетенция государства или полномочия государственной власти.Нокомпетенцию государства нельзя сводить к одним полномочиям, т.к. нет ясности в предметах ведения. Поэтому компетенция складывается из полномочий и предмета ведения, иными словами, компетенцию образуют полномочия государства реализуемые в соответственных сферах ведения. Грань перехода количества в качества находится там, где суверенитет государства связывается с компетенцией государства через посредство суверенных признаков государства. Суверенные признаки государства это минимум суверенных прав, без которых суверенитет государства не может существовать. В эти признаки входит: учредительная власть ( это власть по учреждению важнейших экономических, социальных и политических ценностей, осуществляется органами государственной власти и в указанных в законе случаях непосредственно населением), собственная территория (которая очерчена государственной границей), территориальное верховенство (а)власть в государстве распространяется на всю его территорию, б) территория государства не может меняться без его согласия), собственная система органов государственной власти, конституционное и собственное отраслевое законодательства (конституционного правления, гражданское и уголовно-правовое, процессуальное и законодательство о судоустройстве), наличие собственной денежной и эмиссионное системы, наличие собственной налоговой системы и бюджета, наличие вооруженных сил, осуществление внешнеполитической деятельности, наличие дипломатических представительств, участие в деятельности международных организаций, наличие государственных символов (герба, флага и гимна государства).
Разделение властей
Дробление власти ведет к ее уничтожению. Надо говорить о разделении сфер государственной власти (это явление объективное). Сегодня нет на свете ни одного государства, где бы не было принципа разделения сфер государственной власти и первое проявление это выделение судебной системы. В разных государствах разные модели разделения сфер:
В парламентарной монархии. Она отличается тем,что монарх осуществляет координационные функции, законодательная власть в руках парламента, исполнительная в руках правительства.
В дуалистической монархии исполнительную власть возглавляет монарх, а законодательную v осуществляет парламент.
В президентской республике законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная v президенту, который возглавляет правительство.
Парламентарная республика. Законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная v правительству. Фигура
президента имеет номинальных характер, он является главой государства.
Полупрезидентская республика. У президента функция координатора, законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная v правительству. В некоторых смешанных республиках президент лично осуществляет отдельные исполнительные полномочия.
Принцип разделения властей
Дробление власти ведетк ее уничтожению. Надо говорить о разделении сфер государственной власти (это явление объективное). Сегодня нет на свете ни одного государства, где бы не было принципа разделения сфер государственной власти и первое проявление это выделение судебной системы. В разных государствах разные модели разделения сфер:
1. В парламентарной монархии. Она отличается тем, что монарх осуществляет координационные функции, законодательная власть в руках парламента, исполнительная в руках правительства.
2. В дуалистической монархии исполнительную власть возглавляет монарх, а законодательную - осуществляет парламент.
3. В президентской республике законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - президенту, который возглавляет правительство.
4. Парламентарная республика. Законодательная власть принадлежит парламенту,исполнительная - правительству. Фигурапрезидента имеет номинальных характер, он является главой государства.
5. Полупрезидентская республика. У президента функция координатора,законодательная власть принадлежит парламенту,
исполнительная - правительству. В некоторых смешанных республиках президент лично осуществляет отдельные
исполнительные полномочия.
Разделение властей является одной из форм разделения труда и управленческом процессе в этой связи является закономерным явлением.
Властные функции каждого вида и каждого уровня должны осуществляться обособленно или относительно автономно системы государственных органов.
Каждая сфера и уровень реализации государственной власти должны иметь собственные предметы ведения и полномочия. Государственные органы разных ветвей и уровней власти должны оказывать влияние друг на друга с целью создания системного единства власти и предотвращения ее узурпации. Идеальной схемы разделения властей нет. В нашей стране можно выделить также более 4-х сфер власти:
1. Функциям, каждая функция осуществляется своей группой государственных органов (законодательной, исполнительной и судебной). В 17 в. говорили именно об этих 3-х сферах, сегодня говорят о 4-х, а, например, в Португалии выделяют 8-9 сфер. Юридические знания развиваются в как общем так и з частности. Например, к какой сфере отнести прокуратуру. У нас в конституции ее отнесли к судебной власти, это было заимствовано их предыдущих конституций. Нерсесянц говорит, что прокуратура относится к исполнительной власти, но она не подчинена государству, т.е. занимает не правовое положение.
2. Органы прокурорского надзора являются обособленной сферой реализации государственной власти.
3. Президент - глава государства, но он не является в чистом виде главой исполнительной власти, а скорее всегоимеетфункции координационные.
4. Центробанк, однако в систему правительства он не входит, не подчиняется главе исполнительной власти. Центробанку принадлежит сфера деятельности денежно-эмиссионная.
5. Избирательные комиссии. Это обособленные государственно-общественные органы. Но это название происходитиз способа формирования, а по функциям у них своя сфера отдельная или полу отдельная.
6. Пресса. Очень трудно назвать отдельной сферу реализации политической и государственной власти, т.к. она не принимает юридически значимых предписаний. СМИ (средства массовой информации) обеспечивают деятельность государственных органов или зависят от государства (дотации, договор о совместной деятельности). Но, все-таки, СМИ считать отдельной сферой деятельности нельзя. Уровни реализации государственной власти
Одни говорят, что уровня 2: общегосударственный и уровень субъектов РФ. Другие считают, что есть 3-й уровень - это местное самоуправление осуществляемое аппаратом местного самоуправления и муниципальными служащими. Местное самоуправление должно быть одноуровневым, производить за счет местного бюджета решение вопросов под собственную ответственность. Такими органами могут быть комитет общественного управления, сельские старосты, председатель квартального комитета и т.д. Это западный взгляд на данную проблему. Парижская коммуна, на их взгляд, была идеалом схемы местного самоуправления. Причем работа в органах местного самоуправления добровольная и без отрыва от основных занятий. В РФ муниципальные служащие ничем от государственных не отличаются. Действительно существует 3 уровня управления,номестное самоуправление находится в некотором обособленном состоянии.