Политическое многообразие и политическая система.
Народовластие реализуется в России через совокупность организаций и институтов через политическую систему. Политическая система определяется по разному; в питерском универе определяется как система социально-политических субъектов (классов, социальных групп, народа в целом). Такое определение дано исходя из того, что термин «политическая» отождествляется с термином «классовая».
Политическая система это система власти, поэтому нельзя причислять туда классы управленцев, государства и общественных организаций. Алексеев С.С. в политическую систему включает государство в целом, политические партии и иные общественные объединения через посредство которых осуществляется управление обществом.
Политическая система через системный подход и анализа понимается, как целостная социальная система предназначенная для управления обществом. Это взаимосвязано с интегративной совокупностью государства, политических партий и иных общественных объединений, служащих для управления обществом, возникающие между ними отношения и регулирующие эти отношения нормы.
Главные и второстепенные элементы. Ядром политической системы при советской власти считали правящую политическую партию. Это не правильно, т.к. правящие партии уходят и приходят и при смене правящей партии может рухнуть вся политическая система (что видно на примере нашей страны). Ядро это такая часть явления, которая в наиболее концентрированной форме объединяет присущие явлению качества. Политическая система создана для управления и поэтому ядром надо считать государство. Роль правящей политической партии заключается в том, что она является направляющей силой в политической системе и обществе в целом. Правящая политическая партия это руководящая сила политической системы. Формы взаимодействия: правящая политическая партия или блок партий проводят свои решения только через государство. Правящие партии не имеют права иметь своей первичной организации в органах государственной власти и местного самоуправления. Она не имеет права получать деньги от государства за исключением случая финансирования государством для проведения избирательной кампании. При приходе к власти, ключевые должности занимают либо члены правящей партии либо сторонники, но согласование кандидатур с партией запрещено.
Политическая партия это общественная организация, которая создается специально для борьбы за власть (создается с целью прихода к власти). Она имеет не только устав, но и программу, она же формирует правительство. Например: в парламентарной монархии правящей будет та партия, которая будет иметь большинство в парламенте; в президентской республике - которая приводит к власти президента; в смешанной республике возможна ситуация паритета интересов разных партий. Помимо правящей партии есть партии оппозиции. Они занимаются отслеживанием всех действий правящей партии, критикуют ее действия, создает теневой кабинет власти. (Это такой механизм, когда из рядов парламентского меньшинств создаются органы, курирующие конкретные министерства или действительное правительство. Эти органы называются теневыми министрами, которые при приходе оппозиции партии занимают соответствующие государственные посты.)
Какие же общественные объединения входят в политическую систему?
Участие в политической жизни, т.е. участи в формировании органов государственной власти путем выборов и осуществление отдельных функций государства, которые делегируются им этим организациям, либо помощь в осуществлении функций государства. Конституция закрепляет принцип политического многообразия (многопартийности) ст. 13, ч. 3. Все общественные объединения равны перед законом. Принцип идеологического многообразия ч. 3 ст. 13 «Никакая идеология не может быть...» Эта часть отрицает право идеологии государства. Ст. 13 устанавливает запрет на организацию и деятельность общественных объединений, которые направлены на насильственное свержение конституционного строя, на нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства. А так же запрещено создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Запрет религиозной розни видится в ограничении выражения идеологии рядом общественных организаций.
Принцип светской государственности. В мире есть разные государства и различный порядок взаимоотношений государства и церкви, так государства делятся на:
Светские, где церковь отделена от государства.
Клерикальные или теократические, где церковная и государственная власть друг от друга не отделена и государственная власть подчинена церковной, например, Ватикан.
Средний тип государства. Государство выступает с патронатом (опекой) над церковью. Такими государствами были: Российская империя (до 1917 г.), Финляндия. Однако церковь может осуществлять некоторые функции государства: общественное призрение (социальная помощь) и запись актов гражданского состояния, но глава церкви назначается государственной властью.
В РФ не официальной религии, но государство оказывает содействие православной церкви, т.е. получается, что мы дрейфуем между светским и средним типом государства.
Свобода совести и вероисповедания. По моему мнению, термин «свобода совести» является лишним, поскольку совесть это категория исключительно моральная, она характеризует самооценку действий человека и последствий, т.е. при свободе совести нельзя осудить, например, за хулиганство (т.к. это проявление крайнего неуважения к обществу). Поэтомунеобходимо оставить только свободу вероисповедания.
Принцип социального государства ст. 7 К-и
Термин «социального государство» появился в конце 19 начале 20 века в Германии. Сторонники классического правового государства восприняли этот термин скептически, поскольку они в правовом государстве видели только юридическое равенство, но не фактическое. Идеологи социальной правовой государственности говорят, что, прежде всего, стоит человек, поэтому государство должно обеспечивать не только свободу, но минимальные материальные гарантии для реализации свобод. В нашей стране этот принцип остается декларативным в силу не развитости экономики. В западных странах дикий рынок уже преодолен, повысилась роль государства в руководстве экономикой и увеличилась доля прибавочного продукта, из которого можно черпать ресурсы для проведения социальной политики.
Для построения социального государства необходимо:
Чтобы существовал рост экономики.
Обеспечение граждан прожиточным минимумом.
Прекращение массового обнищания населения.
Ликвидация резких различий в социально-экономическом уровне жизни населения. и только после выполнения этих условий можно говорить о формировании среднего класса и т.д.