Классификация легитимности по М. Веберу
Понятие власти
Место в системе социально-гуманитарных наук:политология
План:
1. Власть как способность и возможность одних людей навязывать свою волю другим
2. Основные черты политической власти:
2.1. всеобщность
2.2. инклюзивность
3. Структура власти
3.1. субъект власти
3.2. приказ субъекта власти
3.3. объект власти
3.4. подчинение объекта власти приказу;
3.5. общественные нормы
4. Особенности политической власти:
4.1. легальность
4.2. суверенность
4.3. публичность
4.4. моноцентричность
4.5. многообразие ресурсов .
5. Понимание политической власти
6. Компоненты политической власти
6.1. источник
6.2. основания
6.3. ресурсы
7. Типологии политической власти
7.1. По сфере управления
7.1.1. государственная
7.1.2. общественная
7.2. По функциям органов
7.2.1. законодательная,
7.2.2. исполнительная,
7.2.3. судебная.
7.3. По широте распространения:
7.3.1. международные организации (мегауровень),
7.3.2. центральные органы государства (макроуровень),
7.3.3. региональные организации (мезоуровень),
7.3.4. власть в первичных организациях и малых группах (микроуровень).
7.4. По способам взаимодействия субъекта и объекта (по режиму правления):
7.4.1. демократическая,
7.4.2. авторитарная,
7.4.3. тоталитарная
7.5. По типам социального господства (М. Вебер):
7.5.1. традиционная,
7.5.2. легальная,
7.5.3. харизматическая
8. Функции власти
8.1. формирование политической системы;
8.2. организация политической жизни и политических отношений;
8.3. управление делами общества и государства;
8.4. руководство политическими процессами;
8.5. создание определенного типа правления.
9. Основные принципы устойчивости политической власти:
9.1. легитимность
9.2. результативность
Понятия
Инклюзивность власти – свойство власти объединять и противопоставлять социальные группы и отдельных индивидов.
Легальность власти - (формально-юридическая законность в использовании силы («монополия на законное насилие» по М. Веберу);
Суверенность власти – верховенство власти, обязательность решений власти для общества и, соответственно, других видов власти;
Публичность власти - всеобщность (обращение ко всем гражданам) и безличность (обращение от имени всего общества в форме права-закона);
Моноцентричность власти -. наличие единого центра принятия решений.
Легитимность – процедура общественного признания власти, ее решений, лидеров и организаций.
Схемы
Определение власти
Определения политики | 1) деятельность людей по поводу власти | 2) сфера общества, отвечающая за сохранение его целостности (порядок, защита), функционирование и развитие | 3) свободное обсуждение и выработка принципиально новых возможностей достижения целей и организации общества |
Определения власти | 1) способность, право и возможность проводить свою волю, распоряжаться и управлять кем-либо | 2) способность и умение практически реализовать функцию общественного управления | 3) «язык» общения (термины, символы, проблемы), который понятен всем сторонам общественного отношения власти |
Компоненты власти
Источники власти | Основания власти | Ресурсы власти |
Властное первоначало, источник подчинения объекта субъекту | База, на которую опирается властная воля субъекта | «Все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других» (Р. Даль) |
(по В.Г. Ледяеву) сила, принуждение, манипуляция, авторитет, побуждение, убеждение. (по О. Тоффлеру) сила богатство знания | экономические; административно-силовые; социальные; политико-правовые; культурно-информационные; демографические. | принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции, страх, мифы. Также: материально-экономические и духовно-информационные, В публицистике также: административный, организационный, финансовый, информационный. |
Практикум
1. Верны ли следующие суждения о политике?
А. К методам политического регулирования относят убеждение и принуждение.
Б. Политика представляет собой сферу властных отношений.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
2. Верны ли следующие суждения о субъектах политики?
А.К субъектам политики относятся программы политических партий и движений.
Б. К субъектам политики относятся избиратели.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3. К задачам политической власти относится
1) освоение новых технологий
2) регулирование общественных отношений
3) работа в частной юридической фирме
4) разработка новых компьютерных программ
4. Специфической чертой политической власти, в отличие от иных видов власти, является(-ются)
1) обращение ко всем гражданам страны
2) отношения господства и подчинения
3) наличие субъектно-объектной связи
4) проявление в совокупности обычаев и традиций
5. Политическая власть, в отличие от иных видов власти,
1) представляет собой волевое действие
2) побуждает людей к определенным действиям
3) обращается с помощью права ко всем гражданам
4) является отношением между людьми и социальными группами
6. Политическая власть, в отличие от иных видов власти,
1) представляет собой волевое действие
2) побуждает людей к определенным действиям
3) связана с деятельностью государства
4) является отношением между людьми и их объединениями
7. Особый тип действий, основанный на возможности изменять поведение других людей, – это
1) власть
2) иммунитет
3) плюрализм
4) компромисс
Государство, его функции
Место в системе социально-гуманитарных наук:политология
План:
1. Государство как главный институт политической системы.
2. Основные признаки:
2.1. территориальная организация власти (институты гражданства, государственные границы);
2.2. публичный характер власти (несовпадение государства и общества, аппарат управления);
2.3. суверенный характер власти (верховенство внутри страны и независимость во внешних отношениях);
2.4. принудительный характер власти («монополия на законное насилие»);
2.5. исключительное право на взимание налогов и сборов и выпуск (эмиссию) денег;
2.6. обязательность членства в государстве;
2.7. представительство общества как целого, защита общих интересов и общего блага;
2.8. наличие государственной символики (герб, флаг, гимн).
3. Дополнительные признаки:
3.1. единый государственный язык как средство общения;
3.2. единая оборонная внешняя политика;
3.3. единая транспортная, информационная, энергетическая системы и др.
4. Основные теории происхождения государства:
4.1. теологическая,
4.2. классовая,
4.3. патриархальная,
4.4. договорная (естественно-правовая),
4.5. теория насилия
5. Функции государства
5.1. внутренние
5.1.1. политические
5.1.2. экономические
5.1.3. социальные
5.1.4. идеологические
5.2. внешние
5.2.1. обеспечение национальной безопасности
5.2.2. отстаивание государственных и национальных интересов в международной сфере
5.2.3. развитие взаимовыгодного сотрудничества
5.2.4. участие в решении глобальных проблем
6. Форма государства
6.1. форма правления
6.1.1. монархия
6.1.1.1. абсолютная
6.1.1.2. дуалистическая
6.1.1.3. парламентская
6.1.2. республика
6.1.2.1. президентская
6.1.2.2. парламентская
6.1.2.3. смешанная
6.2. форма государственного устройства
6.2.1. унитарное государство
6.2.2. федеративное государство
6.2.3. конфедерация
6.3. форма политического режима
6.3.1. демократический
6.3.2. авторитарный
6.3.3. тоталитарный
7. Государственный аппарат
8. Элементы госаппарата:
8.1. служащие;
8.2. государственные органы
8.3. государственные учреждения
8.4. материальные средства.
8.5. глава государства
9. Принципы организации и деятельности государственного аппарата:
9.1. принцип представительства;
9.2. принцип разделения властей;
9.3. принцип демократизма;
9.4. принцип законности;
9.5. принцип гласности;
9.6. принцип профессионализма и компетентности;
9.7. принцип федерализма.
10. Проблемы бюрократии, волокиты и коррупции в работе государственного аппарат.
Понятия
Форма государства – устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.
Государственный аппарат (механизм) – система государственных органов и учреждений, при помощи которых осуществляются государственная власть и государственной управление. Его структура определяется функциями государства.
Государственные органы – составные части аппарата, наделенные государственно-властными полномочиями и участвующие в осуществлении функций государства;
Государственные учреждения – государственные организации, выполняющие те или иные функции государства, но не наделенные властными полномочиями (образовательные и научно-исследовательские учреждения, библиотеки, почты, телеграфы, вокзалы и пр.);
Абсолютизм (от лат. absolutus) – форма государственного правления, при которой политическая власть находится в руках одного лица – монарха. Отличается чрезвычайно высокой степенью централизации государственной власти, фактическим отсутствием разделения властей.
Авторитаризм (от лат. auctoritas – власть) – тип политического режима, характеризующийся концентрацией власти в руках одного человека или потестарного (властного) органа, но при наличии ее определенных ограничений: экономических (допускает многообразие форм собственности), политических (зачастую имеет опору в блоке партий и движений), социальных (не претендует на введение единообразия, не уничтожает враждебные силы, классы и т.п.), идеологические (допускает ограниченное и латентное существование иных, кроме традиционных, систем ценностей.
Государство - основной политический ин-т, создаваемый для управления об-вом на определённой территории с помощью аппарата власти, решения к-рой имеют обязательный характер для всего об-ва. Г. представляет собой совокупность таких политических учреждений как законодательные органы, исполнительная власть (пр-во), суд, полиция и вооруженные силы.
Демократия – общественно-политическая система, предоставляющая гражданам право участвовать в принятия политических решений и выбирать своих представителей в органы центральной и местной власти.
Конфедерация – форма межгосударственного союза, основой которого являются общие политические интересы, связанные с координацией и реализацией совместных действий данных государств. В конфедерации каждое государство сохраняет свою независимость, суверенитет, имеет собственные органы власти, обладает правом выхода из нее. В конфедерации нет единой конституции, единого гражданства.
Монархия – форма государственного правления, при которой верховная власть сосредоточена в руках одного лица – монарха и передается по наследству. Различают абсолютную монархию, т.е. не ограниченную конституцией или какими-то иными законами, и конституционную монархию, при которой власть монарха не распространяется на законодательную и исполнительную ветви государственной власти.
Политический режим – обозначение способов осуществления власти в данном государстве. Различают тоталитарный политический режим – полное огосударствление всей жизни общества, абсолютная политическая, идеологическая (а подчас и экономическая) монополия государства с опорой на разветвленную структуру силовых, надзорных и идеологических органов; авторитарный политический режим, характеризующийся концентрацией власти в руках одного человека или властного органа, и при котором, в той или иной степени ограничиваются не личные, не экономические, а прежде всего политические права; этот режим опирается в основном на армию, традиционную религию, а не на политические партии и идеологии; демократический политический режим характеризуется признанием народа источником власти, равноправием граждан, подчинением меньшинства большинству при принятии решений с учетом интересов меньшинства, выборностью государственных органов, соблюдением прав и свобод.
Республика – форма государственного устройства, при котором источником власти является народ; высшие органы власти либо избираются гражданами, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентами).
Федеративное государство – система государственно-территориального устройства, в которой власть при обоюдных ограничениях осуществляется одновременно общенациональным правительством и автономными органами политического правления. Субъекты федерации не имеют права выхода из ее состава.
Схемы
Функции государства
Внутренние | Внешние |
· Политические (обеспечение условий деятельности других политических институтов, порядка в обществе) · Экономические (регулирование экономических отношений и структурных изменений в экономике, в т.ч. национализация, приватизация · Социальные (программы развития образования, здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры) · Идеологические (воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через образование и СМИ) | Обеспечение национальной безопасности Отстаивание государственных и национальных интересов в международной сфере Развитие взаимовыгодного сотрудничества Участие в решении глобальных проблем |
Государственный механизм
Органы, исполняющие внутренние функции | Органы, исполняющие внешние функции |
органы правопорядка (милиция, суд, прокуратура); органы социально-экономического регулирования (финансовые и налоговые службы, учреждения связи, транспорта, социального обеспечения, коммунальных служб, технического надзора и др); учреждения культуры (учреждения образования, науки и культуры, органы информации. | министерство иностранных дел; вооруженные силы; разведка; органы межгосударственных отношений; органы иновещания. |
Формы государства
Форма правления | Форма государственно-территориального устройства | Политический режим |
Способ организации верховной государственной власти | Способ взаимосвязи территориальных образований государства, закрепленный конституцией | Совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления |
Монархия абсолютная (Саудовская Аравия); дуалистическая (законодательная власть разделена между монархом и парламентом) (Иордания); парламентская (Великобритания) В истории так же сословно-представительская (XV-XVIII вв.) Республика президентская (США); полупрезидентская (смешанная) (двойная ответственность правительства – перед президентом и парламентом) (Россия); парламентская (ФРГ). | унитарная - однонациональная (Франция), - многонациональная (Китай); федеративная (определенный суверенитет территориальных образований) - территориальная (США), - национальная (Россия); 3. конфедеративная (объединение независимых государств) (Швейцария). | демократический; недемократические: тоталитарный; авторитарный. |
Практикум
Политическая система
Место в системе социально-гуманитарных наук:политология
План:
1. Понятие «политическая система»
2. Структурные элементы политической системы:
2.1. организационный (государство, политические партии, общественно-политические движения, группы давления);
2.2. нормативный (политические, правовые, моральные нормы и ценности, обычаи и традиции);
2.3. культурный (политические идеи, политическая культура);
2.4. коммуникативный (информационные связи и отношения внутри политической системы, а также между политической системой и обществом).
3. Основные функции политической системы
3.1. функция принятия общеобязательных решений, управления обществом (определение целей, задач развития общества, выработка политического курса и т. д.);
3.2. интегративная функция (консолидация общества на основе общих ценностей);
3.3. функция мобилизации ресурсов на достижение определенных целей;
3.4. функция политической коммуникации (обеспечение связи между различными элементами политической системы, а также между системой и средой).
4. Политология о политической системе
4.1. Д. Истон, К. Дойч, Г. Алмонд - исследование политической системы как системы взаимодействий субъектов политического действия.
4.2. Д. Истон- отношения между политической системой и средой, в которой она функционирует,
5. Типологизации политических систем.
5.1. в соответствии с особенностями организации власти и управления
5.1.1. демократические политические системы
5.1.2. политические системы диктаторского типа.
Понятия
Политическая система – комплекс норм, институтов и организаций, в совокупности составляющих политическую самоорганизацию общества.
Схемы
Практикум
Понятия
Политический режим – это система методов осуществления власти в обществе, представляющая собой набор определенных правил политической игры, политических ценностей и политических норм, а также соответствующих политических институтов и структур, предназначенных для их реализации в политической практике.
Разделение властей – важнейший принцип функционирования политической власти в правовом государстве, исключающий возможность соединения законодательной, исполнительной и судебной власти в руках одного человека или господствующей группы (органа власти).
Политический режим – обозначение способов осуществления власти в данном государстве. Различают тоталитарный политический режим – полное огосударствление всей жизни общества, абсолютная политическая, идеологическая (а подчас и экономическая) монополия государства с опорой на разветвленную структуру силовых, надзорных и идеологических органов; авторитарный политический режим, характеризующийся концентрацией власти в руках одного человека или властного органа, и при котором, в той или иной степени ограничиваются не личные, не экономические, а прежде всего политические права; этот режим опирается в основном на армию, традиционную религию, а не на политические партии и идеологии; демократический политический режим характеризуется признанием народа источником власти, равноправием граждан, подчинением меньшинства большинству при принятии решений с учетом интересов меньшинства, выборностью государственных органов, соблюдением прав и свобод.
Парламент (от франц. parler – говорить) – высший представительный и законодательный орган государства, осуществляющий функции представительства основных социально-политических сил страны, законодательную деятельность.
Коммунизм (от лат. communis – общий) – политическая теория, в основе которой заложена идея общественного строя, позволяющего всем людям всесторонне развивать свои способности в условиях свободы и общественной пользы, а также политическая практика попытки создания подобных отношений. Коммунизм – это “ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех” (К. Маркс, Ф. Энгельс), и осуществляется принцип общественного производства и распределения: “каждый – по способностям, каждому – по потребностям”. С позиций некоммунистических идеологий коммунизм (в том числе Маркса, Энгельса, Ленина) является утопией, т.е. учением, пытающимся обосновать принципиально нереализуемые исторические цели и средства их достижения.
Демократия – общественно-политическая система, предоставляющая гражданам право участвовать в принятия политических решений и выбирать своих представителей в органы центральной и местной власти.
Авторитаризм (от лат. auctoritas – власть) – тип политического режима, характеризующийся концентрацией власти в руках одного человека или потестарного (властного) органа, но при наличии ее определенных ограничений: экономических (допускает многообразие форм собственности), политических (зачастую имеет опору в блоке партий и движений), социальных (не претендует на введение единообразия, не уничтожает враждебные силы, классы и т.п.), идеологические (допускает ограниченное и латентное существование иных, кроме традиционных, систем ценностей.
Фашизм – система политических идей, или реальная политическая практика, основанные на представлениях об интеллектуальном, моральном, историческом превосходстве одних рас или наций над другими.
Схемы
Практикум
Понятия
Демократия (от греч. demos – народ и kratos – власть) – народовластие
Принцип большинства - воля большинства выявляется посредством процедуры голосования граждан на референдумах и выборах.
Электоральная демократическая мышеловка - ситуация, когда решения, принятые большинством, оказывались ошибочными.
Принцип уважения прав меньшинства - право меньшинства на легальную оппозицию (от лат. oppositions – противопоставление.)
Политический плюрализм – многообразие конкурирующих между собой политических партий (многопартийность), движений, а также политических идей, убеждений (идеологический плюрализм), средств массовой информации и пр. Благодаря многообразию и конкуренции создается система сдержек и противовесов, скажем, между правящей элитой и оппозицией, между политическими партиями, между ветвями власти. Тем самым возникает благоприятная обстановка для поиска наиболее эффективных политических решений, альтернативных вариантов политики.
Гласность – открытость деятельности политических институтов, широкое информирование граждан о планах, намерениях, решениях, акциях всех органов государственной власти
Парламентаризм - такая государственная власть, в которой существенная роль принадлежит народному представительству – парламенту.
Схемы
Практикум
4.6. гражданское общество и государство
Место в системе социально-гуманитарных наук:политология
План:
1. Правовое государство как противопоставление негативному воздействию государства на общество (бюрократизм, коррупция, произвол, деспотия).
2. Сущность правового государства
2.1. понятие правового государства
2.2. признаки (принципы) правового государства
2.2.1. верховенство права в обществе
2.2.2. незыблемость прав человека, их охрана и гарантированность
2.2.3. принцип разделения государственных властей.
2.2.3.1. сущность
2.2.3.2. законодательная власть - облекает в закон политические решения
2.2.3.3. исполнительную власть - организует исполнение законов, влияет на законодательный процесс (имеет право законодательной инициативы), дает заключения на те законопроекты, которые требуют дополнительных финансовых средств
2.2.3.4. судебная власть - имеет право законодательной инициативы, в пределах своей компетенции рассматривает конкретные дела, сторонами которых являются другие федеральные органы власти.
2.2.3.5. президент РФ (глава государства) - обеспечивает согласование деятельности ветвей власти
2.2.4. принцип взаимной ответственности государства и личности.
2.2.4.1. ответственность государственной власти обеспечивается
2.2.4.1.1. ответственностью правительства перед представительными органами;
2.2.4.1.2. дисциплинарной, гражданско-правовой или уголовная ответственностью должностных лиц государства любого уровня за нарушения прав и свобод конкретных лиц, за злоупотребление служебным положением;
2.2.4.1.3. импичментом
2.2.4.2. ответственность личности перед государством.
2.2.5. подчинение национальных правовых систем международному праву.
3. Гражданское общество и правовое государство
3.1. понятие гражданского общества
3.2. структура гражданского общества
3.2.1. социальная подсистема
3.2.1.1. первичные социальные группы: семьи, группы друзей, сподвижников (между ними складываются более или менее глубокие эмоциональные отношения).
3.2.1.2. вторичные социальные группы: для совместного проведения свободного времени, совместного решения определенных проблем, выражения и защиты профессиональных, демографических и других интересов.
3.2.2. экономическая (хозяйственная) подсистема
3.2.2.1. частные, муниципальные, акционерные, кооперативные предприятия, фермерские хозяйства, частные банки, торговые и другие организации.
3.2.3. духовно-культурная подсистема
3.2.3.1. образовательные, воспитательные, научные, культурные, конфессиональные учреждения, негосударственные средства массовой информации: радио, телевидение, видео, периодические издания (журналы, газеты).
3.2.4. политическая подсистема включает
3.2.4.1. муниципальные коммуны (местное самоуправление), политические партии и общественно-политические движения,
3.3. гражданское общество в России
3.3.1. реформа местного самоуправления.
3.3.1.1. органы местного самоуправления формируются на двух уровнях: городов (городских округов – городов регионального значения) и районов (муниципальные районы), а также на уровне единиц, входящих в состав районов (городские и сельские поселения). В этой связи все территории субъектов РФ разграничиваются между городскими и сельскими поселениями. Из групп поселений формируются муниципальные районы. Для поселений и муниципальных районов устанавливаются отдельные перечни вопросов местного значения. Так, полномочия поселенческого уровня – благоустройство территории, уборка мусора, озеленение, сохранность почтовых ящиков в домах и пр.
3.3.1.2. разграничение полномочий муниципальных образований
3.3.1.3. муниципальные бюджеты
3.3.1.4. концессиональная модель муниципального хозяйства.
4. Общественный контроль за деятельностью органов государственной власти
4.1. медиаконтроль, т.е. контроль со стороны средств массовой информации
4.2. партийный контроль
4.3. система социального партнерства
4.4. работа Общественной палаты
4.4.1. проведение экспертизы нормативных документов государственной власти и местного самоуправления
4.4.2. осуществление контроля за деятельностью исполнительных органов власти, прежде всего за расходованием ими бюджетных средств
4.4.3. поддерживать гражданские инициативы, имеющие общероссийское значение
Понятия
Правовое государство - такая организация политической власти, которая создает условия для наиболее полного осуществления прав и свобод человека, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права механизма государства в целях ограждения его от злоупотреблений со стороны власть имущих.
Верховенство права в обществе - решение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона
Импичмент – это привлечение высшего должностного лица государства к юридической ответственности. Оно влечет отстранение его от должности по основаниям, установленным Конституцией.
Гражданское общество – совокупность негосударственных общественных отношений, выражающих разнообразные частные (индивидуальные и групповые) интересы и потребности граждан в различных сферах жизни.
Концессиональная модель муниципального хозяйства - инвестиционное соглашение между органами местного самоуправления и инвесторами Инвестор вкладывает средства, получает прибыль, но с истечением срока договора собственность остается муниципалитету.
«Открытое окно» – это прежде всего общественный контроль над деятельностью институтов публичной власти.
Медиаконтроль, т.е. контроль со стороны средств массовой информациисистема социального партнерства.
Схемы
Практикум
1. К отличительным признакам правового государства относится(-ятся)
1) существование исполнительных органов
2) подчинение закону самого государства, его органов и должностных лиц
3) специальные вооружённые отряды людей (армия, полиция и т.д.)
4) суверенность государства
2. Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?
А. Гражданское общество включает в себя сферу частных интересов граждан.
Б. Гражданское общество вбирает в себя деятельность государственного аппарата.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3. Верны ли следующие суждения о правовом государстве?
А. Для правового государства обязательно соблюдение принципа народного суверенитета.
Б. Правовым может считаться государство как с республиканской формой правления, так и с монархической.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
4. Развитие гражданского общества иллюстрирует
1) увеличение налогов на добычу полезных ископаемых
2) создание нового департамента министерства
3) деятельность общества защиты прав потребителей
4) принесение присяги вновь избранным президентом
5. Определите роль гражданских неполитических организаций (институтов гражданского общества) в развитии политической системы современного демократического общества. Приведите три примера, иллюстрирующие партнерское взаимодействие гражданских неполитических организаций с государством.
6. Признаком правового государства является
1) республиканская форма правления
2) федеративное устройство
3) наличие судебной системы
4) разделение властей
7. Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?
А. Гражданское общество представляет собой различные проявления самодеятельности и общественной инициативы граждан.
Б. В условиях демократии гражданское общество и государство взаимодействуют.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
8. Какой из приведенных фактов иллюстрирует развитие гражданского общества?
1) принятие Государственной Думой Закона о государственном бюджете
2) создание общественного попечительского совета при школе
3) утверждение Министерством образования и науки новых правил приема в вузы
4) выступление Президента РФ с ежегодным посланием к парламенту
9. Найдите в приведенном ниже списке признаки, отличающие правовое государство от всех прочих государств, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) равное действие закона для всех граждан, государственных органов и должностных лиц
2) действие принципа независимости и разделения властей
3) наличие суверенитета государства
4) формирование государственной службы, состоящей из профессиональных чиновников
5) верховенство закона
6) наличие армии и полиции, выполняющих функции защиты государственных интересов
10. Какие из приведённых ниже примеров иллюстрируют функционирование гражданского общества?
1) По всей стране прошли выборы в органы местного самоуправления.
2) Министерство науки и образования объявило о проведении конкурса «Школа года».
3) Граждане проявили активность в ходе парламентских выборов.
4) На собрании жителей микрорайона было принято решение о благоустройстве детских площадок.
5) Органы ГИБДД установили новые светофоры на дорожных переходах возле учебных заведений.
11. Найдите в приведённом списке отличительные признаки правового государства. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) наличие законодательства
2) гарантированность прав человека
3) разделение властей
4) выборы в представительные органы власти
5) верховенство права
12. Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?
А.Гражданское общество представляет собой сферу реализации повседневных интересов людей.
Б. В условиях демократии гражданское общество и государство взаимодействуют.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Политическая элита
Место в системе социально-гуманитарных наук:политология
План:
1. Понятие элиты
2. Теория элит ( Г.Моска, В. Парето)
3. Качества представителей элиты
3.1. сплоченность,
3.2. организованность,
3.3. материальное, моральное и интеллектуальное превосходство.
4. Основные типы элит
4.1. по обладанию властью
4.1.1. правящая элита
4.1.2. контрэлита
4.2. по сферам
4.2.1. политическая элита
4.2.2. экономическая элита
4.2.3. военная элита
4.2.4. информационная элита
4.2.5. административная элита
4.2.6. научная элита
4.2.7. идеологическая элита
5. Способы формирования элит
5.1. закрытая системы отбора (аристократическая)
5.2. открытая системы отбора (демократческая0
6. Причины существования правящей элиты
6.1. психологическое, социальное и интеллектуальное неравенство людей;
6.2. политическая пассивность широких слоев населения;
6.3. общественная значимость профессионального управленческого труда;
6.4. возможности для получения привилегий, открываемых управленческой деятельностью.
7. Политическая элита России
Понятия
Политическая элита - группа (или совокупность групп), выделяющаяся из остального общества влиянием, привилегированным положением и престижем, непосредственно и систематически участвующую в принятии решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на нее.
Схемы
Практикум
1. Верны ли следующие суждения о политической элите?
А. К политической элите относят публичных деятелей, занимающих высшие государственные должности.
Б. К факторам формирования политических элит относят значимость
и престижность управленческого труда.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
2. Верны ли следующие суждения о политической элите в демократическом обществе?
А. Общественные механизмы, действующие в демократическом обществе, позволяют периодически обновлять состав политической элиты.
Б. В демократическом обществе представители разных социальных слоёв могут войти в политическую элиту.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3. Верны ли с