Музыка в культуре древних цивилизаций
Приложения
Словарь терминов и понятий ……………………………………………… 113
Латинский текст и перевод ординариума мессы …………………………. 115
Список рекомендуемой литературы ………………………………………. 117
МУЗЫКА В КУЛЬТУРЕ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА
ПЕРИОДИЗАЦИЯ
Каменный век:
Млн.л. до н.э. – палеолит
До н.э. – мезолит
5 000 до н.э. - неолит[1]
Бронзовый век[2]:
До н.э.
Железный век[3]:
Между 1 500 и 1400 до н.э.
ХРОНОГРАФ
2,5 млн. лет –возраст самых древних археологических находок.
35-10 тысячелетия до н.э. -эпоха верхнего палеолита, период возникновения искусства.
1864 год -первые пещерные росписи, обнаруженные французским палеонтологом Ф. Гарригу. Самые известные сегодня пещеры – Ляско (Франция), Альтамира (Испания).
*****
Проблема происхождения музыки является органичной частью общей проблемы происхождения художественной культуры[4] и искусства[5] (видом которого является музыка), их древнейших форм бытования. Она обсуждается учеными всего мира на протяжении многих столетий. Наши знания о жизненном укладе, духовной культуре, художественном творчестве первобытной эпохи в значительной степени гипотетичны, ибо достоверных данных о раннем этапе развития человеческой общества необычайно мало. Музыка также возникла на низших ступенях общественного развития, однако в нашем распоряжении нет ни одного конкретного свидетельства о музыке того времени.
Существуют два основных пути изучения первобытного периода культуры: историко-археологический и этнографически-сопоставительный. Лишь обнаруженные археологами наскальные и пещерные изображения животных и сцен коллективной охоты; предметы, использовавшиеся в быту, в сочетании с описаниями пантомимных действ, связанных с охотой, сохранившихся до ХХ века у племенных народов (например, на о. Цейлон, в Южной Африке, в Австралии), позволяют нам воссоздать культурные традиции древнего искусства, в рамках которого формировалась музыка.
Зарождение искусства, важнейшей составляющей человеческой культуры, относят к эпохе верхнего палеолита, когда складываются родовые отношения, появляется изобразительная деятельность, рождаются первые религиозные воззрения: магия[6], тотемизм[7].
Можно выделить несколько важнейших черт искусства первобытного общества:
- Ритуально-магическая сущность;
- Коллективность деятельности;
- Практицизм (прикладной характер);
- Синкретизм – изначальное единство, слитность, нерасчлененность того, что впоследствии распадается на самостоятельные сферы искусства: музыку, поэзию, театр, танец, живопись, скульптуру, начатки архитектуры, декоративно-прикладные художества;
- Мифологичность.
Что заставляло первобытного человека, основой жизнедеятельности которого являлась охота, расписывать стены пещер изображениями, ставить каменные и глиняные глыбы (протоскульптуры), изображать в звериных шкурах охоту, петь, танцевать, произносить ритмизованные заклинания? Сегодня мы воспринимаем наскальные изображения - петроглифы[8] - как художественный образ. Однако в ту далекую эпоху, для первобытного человека это изображение было реальностью. Точнее, второй ее ипостасью. Эта новая реальность создавалась посредством изобразительной, пантомимической, подражательной, звукоподражательной, интонационно и вербально суггестивной[9] формами деятельности[10]. По своей сущности она была магической, материально фиксированным подобием действительной реальности, ее удвоением. Манипулирование этим подобием помогало устанавливать отношения с реальной действительностью и создавало иллюзию воздействия на нее в нужном для первобытного человека направлении. При помощи магии «вассал природы на мгновение становился ее иллюзорным господином»[11] (Ю. Бореев). Поскольку главное, от чего зависело существование родовой общины - это успешность охоты, то именно с животным необходимо было установить особые отношения. Древний человек был уверен, что удар, наносимый по изображению зверя, реально ослабляет животное, на которое в ближайшем будущем будет осуществляться охота. Столь же убежден он был в практической действенности каждого компонента, участвующего в создании магической реальности. Магия не может обходиться без заклинаний, ритуальных телодвижений, коллективных возгласов и мольбы: прежде всего об удачной охоте. Попытки воздействия на дух животного приводили к необходимости в новой реальности перевоплощаться и как бы физически уподобляться этому животному. Отождествление со зверем является началом формирования тотемизмических представлений. Тотемический зверь выступал в качестве предка, родоначальника и покровителя рода. Охота и поедание животного были процедурой породнения с ним. Предварял охоту – магический обряд.
Его первичной формой (чисто подражательной по своей сущности) была натуральная пантомима. Онавключала в себя следующие элементы:
- пластическое действо (телодвижения, жестикуляция имитирующего характера);
- мимику, воспроизводившую чувства страха, боли, радости, окрашенные ритмозвуковыми элементами.
В дальнейшем магические действия были упорядочены в определенные обряды (обряд - совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления, бытовые традиции), организованные в соответствии с ритуалом (ритуал - порядок обрядовых действий).
Таким образом, фундаментом искусства является ритуально-магическая деятельность первобытного человека. Она стала необходимой частью жизни коллектива племени. С ее помощью решалась важнейшая практическая задача: освоение мира, овладение труднодоступным предметом. Первобытный человек сделался искусным в силу необходимости, прежде чем стал художником по склонности (Ю. Бореев).
Помимо магических ритуалов, существовали обряды погребения, свадьбы, инициации (посвящение подростков во взрослые члены племени).
Следовательно, можно выделить две формы искусства, складывающиеся в первобытной культуре:
- Ритуально-магические обряды.
- Бытовые песни и обряды (колыбельные, погребальные, трудовые, военные, охотничьи, свадебные и т.д.), сохранившиеся в фольклоре до наших дней.
Обрядовая деятельность повторяема, циклична и приурочена к определенным практически важным событиям. Слово в обрядах выступало в единстве с интонацией, пластическими движениями и подражательными действиями. В этом проявляется музыкально-поэтически-хореографически-театральный синкретизм.
В синкретическом единстве постепенно каждый элемент накапливал свою собственную индивидуальную выразительность. В музыке это было связано с развитием ее основополагающего момента – интонации.
На пути развития музыкальной деятельности человечество прошло три этапа:
· имитация звуков природы (звукоподражание);
· рождение качественно новой интонации, связанной с осознанием высотной определенности звукотона - искусственная интонационная форма – предельно условная (повторение одного звука с минимальными отступлениями от него вверх и вниз);
· интонационное творчество – появление напевов, в основе которых лежит многократное повторение двух или трехзвучных интонаций; формирование зафиксированных, закрепленных сознанием ритмо-интонационных сопряжений соседних музыкальных тонов.
Многократное повторение одной и той же интонации - попевки можно объяснить гипнотизирующим воздействием пения (и всего обряда в целом), желанием подчинить воле поющего объект, на который заклинание направлено.
Необычайно важна в магических ритуалах роль ритма - именно благодаря ритму коллектив объединялся в единое целое. Не случайно самыми ранними видами музыкальных инструментов в первобытном обществе являлись разнообразные ударные инструменты – колотушки из дерева, деревянные и глиняные барабаны, затем стали использовать для барабанов шкуры животных. При раскопках на Украине был найден древнейший музыкальный ударный инструмент из костей мамонта, предназначенный для извлечения шумовых и ритмически организованных звуков. При раскопках палеотических поселений во Франции, Чехии, Словакии, Венгрии были обнаружены музыкальные инструменты типа флейт и свирелей (костяные и тростниковые флейты).
|
Занятия земледелием в эпоху неолита способствовали изменению мышления первобытного человека, расширению его кругозора. Изобразительное искусство обогащается расписной керамикой. Абстрактные изобразительные формы этого времени обладали семантической значимостью: волнистая линия – река, ромбы – символ женского божества, крест - солнечный диск, зигзагообразная линия – змея, покровительница дома, символ дождя, «елочка» - растение или злаковый колос. Знаки росписи свидетельствуют и о зарождении анимистического (одушевленного) восприятия природы. Наивная вера в родство с животными, растениями – тотемизм, уступает место более сложному представлению о существовании сверхъестественных невидимых сил (духи солнца, луны, дождя, и т.п.). Духи посылают хорошую погоду и обильный урожай в обмен на определенные действия человека. Магические усилия стали направляться в сторону воздействия на этих духов природы. Соответственно усложнялись ритуально-магические действа. Духи постепенно трансформировались в богов, которые, приобретая антропоморфную сущность, объединялись в могущественные содружества (пантеоны), управляющие миром и людьми. Существенно, что воззрения на природу и на мир в первобытном обществе моделируют родовые отношения. Мир представлялся в виде универсальной родовой общины.
Процесс освоения мира происходил через мифотворчество, в котором обобщались сложившиеся отношения между человеком и природой. Предпосылкой мифологической «логики» (согласно Е. Мелетинскому) можно считать диффузность, нерасчлененность мышления первобытного человека, который не выделял себя из окружающей природной среды (этим объясняется очеловечивание природы).
Миф (греч. предание) – сказание о богах, духах, героях, первопредках, действовавших в начале времени[12] и участвовавших в создании самого мира, его элементов. Мифология – совокупность подобных преданий, а также система фантастических представлений о мире. Рассказ о событиях прошлого служит в мифе средством описания устройства мира, способом объяснения его нынешнего состояния.
Для первобытного человека миф реален, «это совершенно необходимая категория мысли и жизни, далекая от всякой случайности» (А. Лосев). В мифе есть своя мифическая истинность, своя мифическая достоверность, принципиальная закономерность и структура. Мифологическое сознание фиксирует определенное жизненное отношение к окружающему миру. В то же время миф – связующее звено между магическими реалиями и литературными произведениями, «лаборатория поэтической фантазии, арсенал мыслительного материала художественной литературы. Миф определил многие стороны, процессы, приемы, образные и метафорические системы литературы, особенно на ранних этапах ее развития» (Ю. Бореев).
МУЗЫКА В КУЛЬТУРЕ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Культуры Древнего мира[13]:
- Шумеро-вавилонско-ассирийская
- Египетская
- Индийская
- Китайская
ХРОНОГРАФ
Шумер