Культуры древних цивилизаций

Характерные особенности:

1. жесткая иерархическая структура общества, с четко выделенными сословиями, между которыми, как правило, существовали непреодолимые преграды;

2. монархическая форма правления, где монарх, помимо политических функций, выполнял также и духовные функции (то есть был одновременно и царем, и первосвященником), причем монархическая власть передавалась по наследству.

3. активное вмешательство в окружающую среду и рациональная организация трудовой деятельности на уровне всего общества.

4. исключительная роль государства в сфере экономики, наличие громоздкого бюрократического аппарата.

5. сильное влияние жреческого сословия.

6. использование регулярной планировки в градостроительстве и в сооружении храмовых комплексов, значительный процент монументальной архитектуры

10.Античная культура Античная культура.

Эта культура рассматривается, как древнее для европейской культуры. В этой культуре человек существовал как гражданин. Человек жил в полисах (городах). Человек полиса отличался гармоническим развитием, ярким воспри­ятием мира. Мир мыслился в единстве богов и людей. Люди стали рассказывать истории. Время становится событийным, наполненным событиями. Событием счи­талась встреча. Во всем присутствовал дух соперничества ( этот дух охваты­вал общение людей и общение людей с богами). Человек мыслил себя в единстве с миром. Формируются принципы гражданского поведения. Появляется и опреде­ление гражданской чести, чести гражданина. Античная культура стала зарей человечества, потому что была осмыслена радость интенсивного труда. Появле­ние героя. Ценности античной культуры - признает естество природы. В это время ценятся знания. Появляются первые школы, академии. Красота синтемен­тального мира отражается в культуре. Скульптурность - особенность античной красоты. Линия очень ценится в синтементальной культуре. Зарождается демок­ратия.

11.Европейская культура эпохи Средневековья В основе средневековой культуры лежат традиции Западной Римской им­перии. Ее материальную основу составляли феодальные отношения. Важнейшим достижением этой культуры стол поворот к осмыслению проблемы личностного становления человека. Время раскалывается, рождается новая система летоис­числения. Из множества мифов формируется единое христианское учение, кото­рое основано на вере в Иисуса Христа. Рождается Новый Завет. Ценится в это время человек духовного восприятия. Крест продолжает идею древа жизни. Цен­тром мира становится человек. Дух выпрямляет человека. Возникает идея от­ветственности. Человек и его жизнь - высшая ценность. Формируется понятие греха. Человек пользуется молитвой для общения с богом. Это его вера в за­щиту. Возникает идея жизненного пути, как пути избавления от греха. Форми­руется идея несовершенства и несовершенства человека. Ценности: совесть и вера. В церковном зодчестве возобладали две архитектурные формы: базиликальная и крестово-купольная.

12.Культура эпохи Возрождения ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс), эпоха в истории европейской культуры 13-16 веков, ознаменовавшая собой наступление Нового времени. Возрождение самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества. При этом художественное творчество и особенно изобразительное искусство понимается теперь как универсальный язык, позволяющий познать тайны «божественной Природы». Подражая природе, воспроизводя ее не по-средневековому условно, а именно натурально, художник вступает в соревнование с Верховным Творцом. Искусство предстает в равной мере и лабораторией, и храмом, где пути естественно-научного познания и богопознания (равно как и впервые формирующееся в своей окончательной самоценности эстетическое чувство, «чувство прекрасного») постоянно пересекаются. Гуманизм. Задача воспитания «нового человека» осознается как главная задача эпохи. Греческое слово («воспитание») является самым четким аналогом латинского humanitas (откуда берет свое происхождение «гуманизм»). Humanitas в ренессансном представлении подразумевает не только овладение античной премудростью, чему придавалось огромное значение, но также самопознание и самосовершенствование. Гуманитарно-научное и человеческое, ученость и житейский опыт должны быть объединены в состоянии идеальной virtu (по-итальянски одновременно и «добродетель», и «доблесть» — благодаря чему слово несет в себе средневеково-рыцарский оттенок). Натуроподобно отражая эти идеалы, искусство Возрождения придает воспитательным чаяниям эпохи убедительно-чувственную наглядность. Возник невиданный интерес к чел личности, различным сторон её жизни. По новому реш проблема чел и БОГ. Вместо принципа провиденциализма утвержд принцип чел активности. Неотриц сущ Бога гуманисты пытаются приблиз к нему чел. Древность (то есть античное наследие), Средние века (с их религиозностью, равно как и светским кодексом чести) и Новое время (поставившее человеческий ум, его творческую энергию в центре своих интересов) находятся здесь в состоянии чуткого и непрерывного диалога.

Люди эпохи. Закономерно, что время, придавшее центральное значение «богоравному» человеческому творчеству, выдвинуло в искусстве личностей, которые — при всем обилии тогдашних талантов — стали олицетворением целых эпох национальной культуры (личностей-«титанов», как их романтически именовали позднее). Олицетворением Проторенессанса стал Джотто, противоположные аспекты кватроченто — конструктивную строгость и задушевный лиризм — соответственно выразили Мазаччо и фра Анджелико с Боттичелли. «Титаны» Среднего (или «Высокого») Возрождения Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело— это художники — символы великого рубежа Нового времени как такового. Индивидуальное, авторское творчество теперь приходит на смену средневековой анонимности. Огромное практическое значение получает теория линейной и воздушной перспективы, пропорций, проблемы анатомии и светотеневой моделировки. Центром ренессансных новаций, художественным «зеркалом эпохи» явилась иллюзорно-натуроподобная живописная картина, в религиозном искусстве она вытесняет икону, а в искусстве светском порождает самостоятельные жанры пейзажа, бытовой живописи, портрета (последний сыграл первостепенную роль в наглядном утверждении идеалов гуманистической virtu). Окончательную самоценность получает искусство печатной гравюры на дереве и металле, в период Реформации ставшее поистине массовым. Рисунок из рабочего эскиза превращается в отдельный вид творчества; индивидуальная манера мазка, штриха, а также фактура и эффект незаконченности (нон-финито) начинают цениться как самостоятельные художественные эффекты. Уже в период Раннего Возрождения достигает расцвета музыкальная полифония строгого стиля (см. Нидерландская школа ). Усложняются композиционные приемы, порождая ранние формы оперы, оратории, увертюры, сюиты, сонаты. Профессиональная светская музыкальная культура — тесно связанная с фольклором — играет все большую роль наряду с религиозной. Наследующее Возрождению барокко плотно сопряжено с поздними его фазами: ряд ключевых фигур европейской культуры — в том числе Сервантес и Шекспир — принадлежат в этом отношении как ренессансу, так и барокко. Идеал культ чел – универсальная всесторон развит личность, сочет в себе дарования учёного и худож.

13.Культура Европы Нового времени Это время когда формируется новое мышление. В это время когда форми­руется картина мира. Преобладает представление о природе как объекте, кото­рый нужно изменить, человек противопоставляется природе. Возникает лозунг покоить природу. Ценности этого времени: наука, знания, практика, опыт, знания, выгода. Человек рисует реалистическую картину мира. Отношения между людьми регулируются законами. Возникает бюрократическая власть. Культура синхронного времени. Время перестало быть сакральным, святым. Его можно из­мерять. Это такая же ценность как и другие. Время - деньги. Это время взле­та науки. В это время господствуют 2 воли: воля человека к власти и воля человека к жизни. Красота - высшее проявление культуры. Это красота разу­мная, реалистическая. Это время расцвета городов, с массовым поселением. Это время возникновения понятия Homo fuber. Человек - оператор, человек ли­шился святости, утратил веру в бога, он стал безбожником. Это человек, ко­торый на мир смотрит реалистично, он видит изъяны мира. Он хочет преобразо­вать. Человек - пленник времени. Появляется понятие успеха, представления о массовости. Массовым становится производство. Массы ориентируются на массо­вое потребление. Отсуда понятие труда переживает кризис. Появляется работа. Человек приставлен к машине. В это время массовым становятся и книги. Обще­ство стало апосредованным. В это время зарождается рынок и рыночная мораль. Рынок - особая сфера деятельности посредников. Это время специализации. Де­ятельность разделяется. Техническое образование считается высшей ценностью. Впервые возникает понятие лидер на уровне государства. США становится миро­вым лидером. И вера становится технической. Вера в человека разумного. Вре­мя наступления цивилизации на духовную культуру. Память можно зафиксиро­вать. Рождается новая культура.

14.Актуальные проблемы современной культуры Слово проблема имеет несколько пониманий. Мы называем дела, которые нужно сделать. Мы называем проблемами вопросы, которые нужно решить и т. д. В науке существует более узкое понимание. Проблема есть там, где есть про­тиворечие; где не ясно как же разрешить противоречие. Когда не ясно какой выход. Проблема есть там, где человек переживает, чувствует внутреннее на­пряжение.

Проблемы:

1) Сегодня доминируют в культуре рыночные отношения. Экономическая культура или контркультура доминирует. Сегодня товаром становится то, что им не должно быть. Товаром становится и сам человек. Дружба, здоровье, че­ловеческие идеалы теряют свою сокральность происходит десокрализация. Сам по себе рынок это большое благо. Нельзя отрицать рынок. Но он всех помечает своим десокральным знаком.

2) Отношение культуры и техники.

Человечество давно столкнулось с техникой; тогда когда изобрело ко­лесо. Это как и вектор направлено в одну сторону. Что есть НТП с точки зре­ния культуры, оказывается не безусловной ценностью. Сегодня технические корпорации охватывают всю планету. Глобальная, техническая цивилизация ли­шает человека уникального существования.

3) Человек - объект технического воздействия.

Сегодня манипулирование человеком становится угрожающим. Возникает зомбирование (человек теряет способность контролировать себя). Реклама - это тоже манипуляция. И всякое общение тоже своего рода манипуляция.

4) Проблема экологии.

Проблема, связанная с естественной средой, первоначально воспринима­лась в естественном, природном смысле. Сегодня она развертывается и стано­вится метопонятием. Возникает точка зрения экологического пессимизма.

Выделяют:

1. Проблема народонаселения (в одних странах население па дает, в других возрастает).

2. Безграмотность.

3. Проблема истощения ресурсов. Что делать дальше? Газа немного, во­ды немного...

4. Опыты ядерных и звездных войн.

Сегодня проблема экологии и экологического пессимизма отчуждается. Самое страшное это одиночество в толпе. Человек утрачивает единство с ми­ром, природой и другими людьми.

5) Маргинальность.

Изначально маргиналом считался человек на обочине. Маргинальная ку­льтура - это культура окраин. Сегодня то что было маргинальным стремится к центру. Маргинальный человек чувствует себя отчужденным. Он начинает эпати­ровать (привлекать к себе внимание).

6) Проблемы духовного туризма.

Дух - вера. Сегодня чувство веры обновляется. Сталкиваются вера ко­торая одна и веры которых много. Сегодня существует переход из одной веры в другую. Это явление называется духовным туризмом.

7) Проблема дегуманности и агрессивности культуры. Понятие агрессии не однозначно. Это понятие с двойным знаком. Агрессия - это способ решения проблем, доступный человеку неуверенному. Человек внутренне не уверен, но внешне излишне самоуверен. Форма агрессии идеализируется. Агрессия должна быть в гомеопатических дозах.

Наши рекомендации