Конституционные основы принципа разделения власти в Казахстане.
С момента провозглашения независимости государственная власть в нашей республике строится на принципе разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви.
С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.
Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. К органам законодательной власти в Республике Казахстан относится Парламент состоящий из двух палат: Сената и Мажилиса, и Конституционный Совет. Исполнительная ветвь власти в Республике Казахстан сосредоточена в руках Президента Республики Казахстан, а так же Правительства РК, которое возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. К органам судебной власти в Республике Казахстан относятся: Верховный Суд Республики, Арбитражный Суд и местные суды Республики, учреждаемые законом.
Президент. Конституция Республики Казахстан 1995 г. провозгласила страну государством с президентской формой правления. Президент не относится ни к одной из этих ветвей. В то же время Президент связан со всеми ветвями государственной власти.
Президент Казахстана обладает следующими полномочиями:
- назначает очередные и внеочередные выборы в Парламент Республики и его Палаты; созывает первую сессию Парламента и принимает присягу его депутатов народу Казахстана;
- закон, принятый Сенатом, подписывается Президентом в течение одного месяца. Президент имеет право вето, т. е. может вернуть закон на доработку Парламенту.
- Президент имеет право обратиться к Парламенту, предоставить ему законодательные полномочия на определенный срок. Если Парламент удовлетворит просьбу, Президент может принимать законы. Следовательно, на определенный срок, Президент заменяет Парламент по вопросам принятия законов. Далее, если Парламент не сможет принять закон, который Президент считает срочным, то Президент может принять указ, имеющий силу закона.
Президент может распустить Парламент, если он не в состоянии нормально работать, или вступает в непреодолимые разногласия с правительством, Верховным Судом.
Президент с согласия Мажилиса Парламента назначает на должность Премьер-министра Республики; определяет структуру Правительства Республики, назначает на должности министров иностранных дел, обороны, внутренних дел, юстиции; с согласия Сената Парламента назначает на должности Председателя Национального Банка, Генерального Прокурора и Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан; назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Республики Казахстан.
Президент имеет право вести международные переговоры и подписывать международные договоры. Однако эти договоры вступают в юридическую силу, если их утвердит Парламент. Это называется ратификацией международных договоров. Таким образом, не только Президент может влиять на деятельность Парламента, но и Парламент оказывает влияние на деятельность Президента.
Президент оказывает прямое воздействие на исполнительную власть: на правительство, местные исполнительные органы.
Президент осуществляет руководство и работой местных исполнительных органов. Он назначает и освобождает областных акимов, может приостановить действие решений акимов. Акимы являются прямыми представителями Президента в областях, поэтому за свою работу несут ответственность перед ним.
Президент имеет отношение и к судебной власти: Председатель и судьи Верховного Суда Республики Казахстан избираются Сенатом по представлению Президента Республики, основанному на рекомендации Высшего Судебного Совета. А председателей областных судов, председателей коллегий областных судов утверждает Президент по рекомендации Высшего Судебного совета. Таким образом, Президент имеет прямое отношение к формированию судебных органов. Но это не означает, что Президент может вмешиваться в работу судей по рассмотрению уголовных, гражданских дел. Судьи при решении судебных дел ни от кого независимы и подчиняются только закону.
Парламент РК является высшим представительным органом, принимающим законы и состоит из двух палат: Сената и Мажилиса. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Республики, депутатам Парламента, Правительству и реализуется исключительно в Мажилисе.
К исключительному ведению Сената относится: избрание и освобождение от должности по представлению Президента Республики Казахстан Председателя Верховного Суда и судей Верховного Суда Республики, дача согласия на назначение Президентом Республики Председателя Национального Банка, Генерального Прокурора, Председателя Комитета национальной безопасности Республики, лишение неприкосновенности Генерального Прокурора, Председателя и судей Верховного Суда Республики, осуществление иных полномочий, возложенных Конституцией на Сенат Парламента.
К исключительному ведению Мажилиса относится: принятие к рассмотрению внесенных в Парламент проектов конституционных законов и законов и рассмотрение этих проектов, дача согласия Президенту Республики на назначение Премьер-министра Республики, объявление очередных выборов Президента Республики, осуществление иных полномочий, возложенных Конституцией на Мажилис Парламента.
Правительство является высшим органом исполнительной власти. Правительство, наделено правом законотворческой инициативы - вносит в Мажилис проекты законов и обеспечивает исполнение законов. Оно возглавляет систему центральных и местных исполнительных органов, руководит их деятельностью. В единую систему исполнительных органов входят министерства, государственные комитеты, комитеты Республики, местные администрации: областные, районные и городские.
Судебная власть. Органами судебной власти являются: Верховный Суд Республики Казахстан, а также нижестоящие суды. Суды по рассматриваемым делам принимают судебные акты в форме решений, приговоров, определений, постановлений и приказов.
Верховный Суд – высший судебный орган по гражданским, уголовным, хозяйственным и иным делам, подсудным нижестоящим судам, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Конституционный Совет решает в случае спора вопрос о правильности проведения: выборов Президента Республики, выборов депутатов Парламента, Республиканского референдума.
Конституционный Совет рассматривает принятые Парламентом и подписанные Президентом законы на их соответствие Конституции, ратификации международных договоров на их соответствие Конституции.
Конституционный Совет дает официальное толкование норм Конституции, до принятия Парламентом соответствующего решения о досрочном освобождении от должности Президента Республики, окончательного решения об отрешении от должности Президента Республики – заключение о соблюдении установленных конституционных процедур.