Исключительная экономическая зона.

Исключительная экономическая зона — это два прямо противопо­ложных подхода:

1. Притязания прибрежных государств распространить свой суве­ренитет на значительные пространства открытого моря.

2. Стремление сохранить свободы открытого моря в максимально полном объеме.

Сторонники первого подхода — развивающиеся государства. В заявлениях этих государств подчеркивалось, что в условиях технического и экономического превосходства развитых государств принципы свободы рыболовства и добычи минеральных ресурсов не отвечают интересам стран третьего мира. Эти принципы выгодны только крупным морским державам.

Конвенции 1982 г.: компромиссное определение:

Исключительная экономическая зона (ИЭЗ) — это район, находя­щийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему территории. ИЭЗ может быть установлена в пределах 200 морских миль. Если государство устанавливает 12-мильную ширину территориального моря, то режим ИЭЗ действует на прилегающей к территориальному морю 188-мильной полосе.

Конвенция закреп­ляет, что ИЭЗ — это район открытого моря с особым правовым режи­мом. Права, юрисдикция и обязанности прибрежного государ­ства в ИЭЗ перечислены в Конвенции:

1. Прибрежное государство обладает суверенными правами в об­ласти разведки, разработки, управления и сохранения ресурсов (жи­вых и неживых) в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах.

2. Прибрежное государство обладает суверенными правами в об­ласти других видов деятельности экономического характера по раз­ведке и разработке ИЭЗ (производство энергии путем использования
вод, течений и ветров).

3. Прибрежное государство обладает юрисдикцией в отношении искусственных островов, установок, сооружений, проведения мор­ских научных исследований и защиты морской среды.

При­брежное государство наделено не полной верховной властью (сувере­нитетом) над ИЭЗ, а только суверенными правами целевого назначения. Без согласия прибрежного государства никто не может осуществлять разведку и разработку природных ресурсов в пределах ИЭЗ.

Все неприбрежные государства, в том числе и внутриконтинентальные, в ИЭЗ пользуются свободами судоходства, полетов, про­кладки подводных кабелей и трубопроводов с учетом положений Кон­венции 1982 г.

Статус исключительной экономической зоны в международном праве оценивается по-разному (связано с природными ресурсами и ловлей рыбы):

1. Позиция развитых стран — юридические характеристики ИЭЗ не являются такими же, как характеристики пространств, традицион­но являющихся частями открытого моря. Однако в вопросах юрис­дикции, не принадлежащей прибрежному государству, ИЭЗ подчиня­ется режиму открытого моря.

2. «Умеренная» позиция развивающихся государств, стремящихся создать новое морское право, — ИЭЗ имеет свой собственный право­вой статус и является зоной sui generis (особого рода). ИЭЗ не пред­ставляет собой ни часть открытого моря, ни часть территориальных вод и вообще не может уподобляться никакому морскому простран­ству.

3. «Крайняя» позиция развивающихся государств — ИЭЗ является зоной национальной юрисдикции sui generis, которая отличается от территориального моря и в то же время не является частью открытого моря.

Открытое море.

При определении понятия «открытое море» учитываются два при­знака — географический и юридический.

Открытое море — это водная часть морских пространств (за исключением морского дна, которое имеет особый правовой статус), находящаяся за пределами нацио­нальных юрисдикции, открытая для использования всем государст­вам на основе норм международного права.

Основой правового режима открытого моря является принцип его свободы.

Женевская конвенция об открытом море 1958 г. определяет откры­тое море как все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства, т.е. это пространство, расположенное за внешней границей территориального моря, открытое для общего и равного пользования всеми нациями без распространения на него суверенитета какого-либо государства.

И Женевская конвенция об открытом море, и Конвенция по мор­скому праву закрепляют принцип свободы открытого моря для всех государств — прибрежных и внутриконтинентальных. Ни одно государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету.

Женевская конвенция об открытом море закрепила перечень сво­бод открытого моря:

1. Свобода судоходства.

2. Свобода полетов.

3. Свобода рыболовства.

4. Свобода прокладки подводных кабелей и трубопроводов.

5. Свобода возводить искусственные острова и другие установки.

6. Свобода научных исследований.

7. Свобода разведки и разработки естественных ресурсов (имеет определенные ограничения; требует особого режима).

Свобода судоходства предполагает право всех государств на то, что­бы суда под их флагами ходили в открытом море. Судно имеет нацио­нальность того государства, под флагом которого оно вправе ходить, и является условной территорией данного государства. Судно вправе ходить под флагом только одного государства, не может произ­вольно менять его, кроме случаев перехода права собственности или перерегистрации судна в другом государстве (Конвенции 1958 и 1982).

При столкно­вении или ином происшествии с судном в открытом море уголовное, административное или дисциплинарное преследование может быть возбуждено только властями государства флага или государства граж­данства виновных лиц. Арест и задержание судна в открытом море мо­гут быть произведены только по распоряжению властей государства флага.

Изъятия из принципа исключительной юрисдикции государства флага:

1. Право военных кораблей останавливать и осматривать в откры­том море суда других государств, подозреваемых в разрыве или повре­ждении подводных кабелей и трубопроводов. Военный корабль впра­ве проверить национальную принадлежность судна и составить про­токол о нарушении. Протокол должен быть передан государству флага судна.

2. Военный корабль в открытом море вправе остановить и произве­сти осмотр судна, если есть основания подозревать его в занятии пи­ратством. Любое государство может захватить пиратское судно или летательный аппарат в открытом море или другом пространстве за пределами национальной юрисдикции, арестовать находящихся на пиратском судне лиц и захватить имущество. Судебные власти госу­дарства, осуществившего захват, могут вынести постановление о при­
влечении к судебной ответственности, наложении наказания и опре­делить его меры.

3. Военный корабль в открытом море вправе остановить и осмот­реть судно, если есть основания полагать, что судно занимается рабо­торговлей.

4. Военный корабль вправе остановить и осмотреть судно, если есть основания полагать, что это судно не имеет национальности, ли­бо в действительности имеет ту же национальность, что и военный корабль, хотя на нем поднят флаг другого государства, или судно вообще отказывается поднимать флаг.

5. Все государства обязаны сотрудничать в пресечении незаконно­го оборота наркотиков и психотропных веществ.

6.Если судно занимается несанкционированным теле- или радио­вещанием (пиратским радиовещанием), то лица, виновные в совер­шении этого преступления, могут быть привлечены к ответственности в судах государства флага.

Если военный корабль в открытом море остановил и осмотрел иностранное судно по одному из перечисленных оснований, но по­дозрения оказались ложными, судну должны быть возмещены причи­ненный ущерб и убытки.

Исключением из юрисдикции государства флага в открытом море является также право преследования по горячим следам (hot pursuit). Это право может осуществлять только военный корабль.

Преследование может быть начато, если иностранное судно нахо­дится во внутренних водах, территориальном море, прилежащей зоне (Женевская конвенция 1958 г.), водах континентального шельфа либо исключительной экономической зоны прибрежного государства (Конвенция 1982 г.). Преследование по горячим следам должно быть непрерывным. Ес­ли преследуемое судно не будет задержано в открытом море, то при за­ходе судна-нарушителя в территориальные воды своего или другого государства преследование прекращается.

Принципы свободы в открытом море:

· Свобода полетов

· Свобода прокладки кабелей и трубопроводов

· Свобода возведения искусственных установок и островов

· Свобода рыболовства (право промысла)

· Свобода морских научных исследований

· Использование морского пространства в мирных целях

· Охрана морской среды

· Обеспечение безопасности мореплавания

Наши рекомендации