Исключительная экономическая зона.
Исключительная экономическая зона — это два прямо противоположных подхода:
1. Притязания прибрежных государств распространить свой суверенитет на значительные пространства открытого моря.
2. Стремление сохранить свободы открытого моря в максимально полном объеме.
Сторонники первого подхода — развивающиеся государства. В заявлениях этих государств подчеркивалось, что в условиях технического и экономического превосходства развитых государств принципы свободы рыболовства и добычи минеральных ресурсов не отвечают интересам стран третьего мира. Эти принципы выгодны только крупным морским державам.
Конвенции 1982 г.: компромиссное определение:
Исключительная экономическая зона (ИЭЗ) — это район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему территории. ИЭЗ может быть установлена в пределах 200 морских миль. Если государство устанавливает 12-мильную ширину территориального моря, то режим ИЭЗ действует на прилегающей к территориальному морю 188-мильной полосе.
Конвенция закрепляет, что ИЭЗ — это район открытого моря с особым правовым режимом. Права, юрисдикция и обязанности прибрежного государства в ИЭЗ перечислены в Конвенции:
1. Прибрежное государство обладает суверенными правами в области разведки, разработки, управления и сохранения ресурсов (живых и неживых) в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах.
2. Прибрежное государство обладает суверенными правами в области других видов деятельности экономического характера по разведке и разработке ИЭЗ (производство энергии путем использования
вод, течений и ветров).
3. Прибрежное государство обладает юрисдикцией в отношении искусственных островов, установок, сооружений, проведения морских научных исследований и защиты морской среды.
Прибрежное государство наделено не полной верховной властью (суверенитетом) над ИЭЗ, а только суверенными правами целевого назначения. Без согласия прибрежного государства никто не может осуществлять разведку и разработку природных ресурсов в пределах ИЭЗ.
Все неприбрежные государства, в том числе и внутриконтинентальные, в ИЭЗ пользуются свободами судоходства, полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов с учетом положений Конвенции 1982 г.
Статус исключительной экономической зоны в международном праве оценивается по-разному (связано с природными ресурсами и ловлей рыбы):
1. Позиция развитых стран — юридические характеристики ИЭЗ не являются такими же, как характеристики пространств, традиционно являющихся частями открытого моря. Однако в вопросах юрисдикции, не принадлежащей прибрежному государству, ИЭЗ подчиняется режиму открытого моря.
2. «Умеренная» позиция развивающихся государств, стремящихся создать новое морское право, — ИЭЗ имеет свой собственный правовой статус и является зоной sui generis (особого рода). ИЭЗ не представляет собой ни часть открытого моря, ни часть территориальных вод и вообще не может уподобляться никакому морскому пространству.
3. «Крайняя» позиция развивающихся государств — ИЭЗ является зоной национальной юрисдикции sui generis, которая отличается от территориального моря и в то же время не является частью открытого моря.
Открытое море.
При определении понятия «открытое море» учитываются два признака — географический и юридический.
Открытое море — это водная часть морских пространств (за исключением морского дна, которое имеет особый правовой статус), находящаяся за пределами национальных юрисдикции, открытая для использования всем государствам на основе норм международного права.
Основой правового режима открытого моря является принцип его свободы.
Женевская конвенция об открытом море 1958 г. определяет открытое море как все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства, т.е. это пространство, расположенное за внешней границей территориального моря, открытое для общего и равного пользования всеми нациями без распространения на него суверенитета какого-либо государства.
И Женевская конвенция об открытом море, и Конвенция по морскому праву закрепляют принцип свободы открытого моря для всех государств — прибрежных и внутриконтинентальных. Ни одно государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету.
Женевская конвенция об открытом море закрепила перечень свобод открытого моря:
1. Свобода судоходства.
2. Свобода полетов.
3. Свобода рыболовства.
4. Свобода прокладки подводных кабелей и трубопроводов.
5. Свобода возводить искусственные острова и другие установки.
6. Свобода научных исследований.
7. Свобода разведки и разработки естественных ресурсов (имеет определенные ограничения; требует особого режима).
Свобода судоходства предполагает право всех государств на то, чтобы суда под их флагами ходили в открытом море. Судно имеет национальность того государства, под флагом которого оно вправе ходить, и является условной территорией данного государства. Судно вправе ходить под флагом только одного государства, не может произвольно менять его, кроме случаев перехода права собственности или перерегистрации судна в другом государстве (Конвенции 1958 и 1982).
При столкновении или ином происшествии с судном в открытом море уголовное, административное или дисциплинарное преследование может быть возбуждено только властями государства флага или государства гражданства виновных лиц. Арест и задержание судна в открытом море могут быть произведены только по распоряжению властей государства флага.
Изъятия из принципа исключительной юрисдикции государства флага:
1. Право военных кораблей останавливать и осматривать в открытом море суда других государств, подозреваемых в разрыве или повреждении подводных кабелей и трубопроводов. Военный корабль вправе проверить национальную принадлежность судна и составить протокол о нарушении. Протокол должен быть передан государству флага судна.
2. Военный корабль в открытом море вправе остановить и произвести осмотр судна, если есть основания подозревать его в занятии пиратством. Любое государство может захватить пиратское судно или летательный аппарат в открытом море или другом пространстве за пределами национальной юрисдикции, арестовать находящихся на пиратском судне лиц и захватить имущество. Судебные власти государства, осуществившего захват, могут вынести постановление о при
влечении к судебной ответственности, наложении наказания и определить его меры.
3. Военный корабль в открытом море вправе остановить и осмотреть судно, если есть основания полагать, что судно занимается работорговлей.
4. Военный корабль вправе остановить и осмотреть судно, если есть основания полагать, что это судно не имеет национальности, либо в действительности имеет ту же национальность, что и военный корабль, хотя на нем поднят флаг другого государства, или судно вообще отказывается поднимать флаг.
5. Все государства обязаны сотрудничать в пресечении незаконного оборота наркотиков и психотропных веществ.
6.Если судно занимается несанкционированным теле- или радиовещанием (пиратским радиовещанием), то лица, виновные в совершении этого преступления, могут быть привлечены к ответственности в судах государства флага.
Если военный корабль в открытом море остановил и осмотрел иностранное судно по одному из перечисленных оснований, но подозрения оказались ложными, судну должны быть возмещены причиненный ущерб и убытки.
Исключением из юрисдикции государства флага в открытом море является также право преследования по горячим следам (hot pursuit). Это право может осуществлять только военный корабль.
Преследование может быть начато, если иностранное судно находится во внутренних водах, территориальном море, прилежащей зоне (Женевская конвенция 1958 г.), водах континентального шельфа либо исключительной экономической зоны прибрежного государства (Конвенция 1982 г.). Преследование по горячим следам должно быть непрерывным. Если преследуемое судно не будет задержано в открытом море, то при заходе судна-нарушителя в территориальные воды своего или другого государства преследование прекращается.
Принципы свободы в открытом море:
· Свобода полетов
· Свобода прокладки кабелей и трубопроводов
· Свобода возведения искусственных установок и островов
· Свобода рыболовства (право промысла)
· Свобода морских научных исследований
· Использование морского пространства в мирных целях
· Охрана морской среды
· Обеспечение безопасности мореплавания