Статус беженцев. Право убежища.
Проблему беженцев порождает массовый уход (исход) населения (mass exodus), связанный с нарушениями прав человека и экономической миграцией населения. В наибольшей степени беженцы являются жертвами вооруженных конфликтов и стихийных бедствий. Сохраняется также насильственное перемещение лиц из регионов постоянного проживания на какую-либо иную территорию. Беженцы — это de facto лица без гражданства, т.е. их статус почти ничем не отличается от статуса апатридов. Особую категорию беженцев составляют политические беженцы (эмигранты). Правовой статус беженцев и перемещенных лиц урегулирован в международном праве на универсальном уровне — Конвенция о статусе беженцев 1951 г., Протокол, касающийся статуса беженцев, 1966 г., Соглашение о моряках-беженцах 1957 г. с Протоколом к нему 1973 г.
Беженцы — это лица, вынужденно покинувшие территорию государства своего гражданства или постоянного Места жительства по следующим причинам:
1. Обоснованные опасения стать жертвами преследования по признаку расы, национальности, принадлежности к определенной социальной группе, политических или религиозных убеждений; отсутствие возможности и желания вернуться в соответствующее государство вследствие таких опасений.
2. Внешняя агрессия, оккупация, иностранное господство или события, серьезно изменившие публичный порядок в государстве или на определенной части его территории.
3. Явления природного характера (землетрясение, наводнение, засуха и т.п.), подорвавшие материальные основы существования населения.
В соответствии с Конвенцией 1951 г. беженцам предоставляется такой же режим, как и другим иностранным гражданам, если только специально для беженцев не предусмотрено более благоприятного правового статуса.
В некоторых областях беженцы пользуются национальным режимом, т.е. уравниваются в правах с местным населением (начальное образование, размер вознаграждения за труд, медицинское обслуживание). Личным законом беженца является закон страны убежища, — ст. 12 Конвенции предусматривает, что личный статус беженца определяет закон государства его домицилия (юридически оформленного места проживания), а если такого нет, то закон страны его фактического пребывания.
В области имущественных отношений беженцам должен быть предоставлен режим наибольшего благоприятствования (как минимум). На территории всех государств — участников Конвенции 1951 г. (ст.16) беженцы имеют право свободного доступа в суды. Государства-участники взяли на себя обязательство по возможности обеспечить ассимиляцию беженцев и их натурализацию, т.е. способствовать получению беженцами местного гражданства (ст. 34).
Конвенция 1951 г. запрещает высылку беженцев или их принудительное возвращение в страну, из которой они прибыли. Государство убежища не облагает беженцев налогами, кроме тех, которые могут взиматься с собственных граждан.
В современном мире существует немало международных организаций по делам беженцев. Одним из вспомогательных органов ООН является Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев.
Право убежища представляет собой возможность индивида получить разрешение на проживание в предоставившем убежище государстве; это предоставление государством какому-либо лицу возможности укрыться на его территории от преследования по политическим мотивам в государстве своего гражданства или постоянного места жительства. К политическим мотивам относятся не только собственно политические убеждения, но и общественная деятельность, религиозные убеждения, расовая или национальная принадлежность. Право на предоставление убежища является одним из суверенных прав государства.
Впервые в международном праве право убежища было закреплено в Конституции якобинской Франции 1793 г. В настоящее время в законодательстве практически всех государств имеется аналогичная норма. Определяя право убежища, национальное законодательство исходит из различных постулатов: право личности на получение убежища (конституции Италии и Франции) либо право государства на предоставление убежища (ст. 63 Конституции РФ).
В соответствии с Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища 1997 г. такое убежище предоставляется лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или от реальной угрозы в стране своей гражданской принадлежности или обычного места жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным международным правом и мировым сообществом.
В современном международном праве право убежища понимается в двух аспектах:
1. Право индивида на убежище, т.е. право личности искать и пользоваться убежищем. Такая позиция закреплена в ст. 14 Всеобщей Декларации прав человека 1948 г.
2. Право государства предоставлять убежище в осуществление своего суверенитета — ст. 1 Декларации о территориальном убежище 1967 г.
Убежище предоставляется только в экстренных случаях и только на период, необходимый для обеспечения безопасности лица. О предоставлении убежища уведомляется МИД государства, гражданином которого является соответствующее лицо. Политическое убежище превращается, если исчезли обстоятельства, вынудившие лицо искать убежище или если лицо натурализовалось в государстве убежища.
Основные принципы права убежища:
1. Каждый человек имеет право искать убежище в другом государстве, спасаясь от преследований по политическим мотивам; государство в силу своего суверенитета закрепляет в своем национальном законодательстве принципы и порядок предоставления убежища.
2. Право убежища не предоставляется лицам, обвиняемым в совершении международных преступлений (преступлений против человечества) и преступлений, влекущих выдачу в соответствии с международными соглашениями (преступлений международного характера).
3. Предоставление убежища означает разрешение въезда и поселения, ограничение высылки и запрещение выдачи.
4. Предоставление убежища — это акт гуманизма, и другие государства не должны расценивать такое предоставление как недружественный акт.
Виды убежища — территориальное и дипломатическое. Территориальное убежище — это предоставление какому-либо липу возможности укрыться от политических преследований на своей территории, использование лицом территории другого государства. Дипломатическое убежище — это предоставление какому-либо лицу возможности Укрыться от политических преследований в дипломатическом, консульском представительстве или на военном корабле другого государства.
Общий принцип дипломатического и консульского права (ст. 41 Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. и ст. 55 Конвенции о консульских сношениях 1963 г.): предоставление дипломатического Убежища в принципе запрещено. Однако существует региональное право дипломатического убежища в государствах Латинской Америки- Гаванская конвенция об убежище 1928 г. и Конвенция о дипломатическом убежище 1954 г. закрепляют правило о допустимости дипломатического убежища (в дипломатических и консульских представительствах и на военных кораблях), но только на определенное время и с обязательным последующим выездом с территории государства пребывания.
Поскольку правом убежища пользуются лица, преследуемые ц0 политическим мотивам, то общепринятым является термин «политическое» убежище. В Конституции РФ говорится именно о политическом убежище (ст. 63). В Российской Федерации получение политического убежища на ее территории считается обстоятельством, облегчающим прием в гражданство Российской Федерации (ст. 13 Закона о гражданстве РФ 2002 г.).
Политическое убежище имеет двойственную природу: это институт как внутригосударственного, так и международного права. Как институт национального права, убежище представляет собой совокупность внутригосударственных норм, относящихся к предоставлению политического убежища, и международных обязательств данного государства. Как институт международного права, предоставление политического убежища регулируется в основном обычными нормами.
Статусом политических эмигрантов пользуются лица, получившие политическое убежище. Правовое положение политических эмигрантов аналогично положению иностранных граждан и лиц без гражданства. Наиболее серьезное отличие заключается в предоставлении политэмигрантам определенных льгот (жилье, право на трудоустройство). Политэмигранты пользуются защитой со стороны государства убежища.
В международном праве уже довольно давно сложилась норма о непредставлении политического убежища лицам, совершившие преступления международного характера.
Принцип невыдачи политических эмигрантов раньше представлял собой одно из важнейших явлений в сфере международного уголовного права. В настоящее время наблюдается тенденция к утрате роли и значения этого принципа (хотя он достаточно часто применяется). Сотрудничество в сфере международного уголовного права касается только общеуголовных преступлений. Лица, обвиняемые в совершении политических преступлений, либо преследуемые по политическим мотивам, не подпадают под действие международных соглашений о борьбе с преступностью.