Статус беженцев. Право убежища.

Проблему беженцев порождает массовый уход (исход) населения (mass exodus), связанный с нарушениями прав человека и экономиче­ской миграцией населения. В наибольшей степени беженцы являются жертвами вооруженных конфликтов и стихийных бедствий. Сохраня­ется также насильственное перемещение лиц из регионов постоянно­го проживания на какую-либо иную территорию. Беженцы — это de facto лица без гражданства, т.е. их статус почти ничем не отличается от статуса апатридов. Особую категорию беженцев составляют политиче­ские беженцы (эмигранты). Правовой статус беженцев и перемещен­ных лиц урегулирован в международном праве на универсальном уровне — Конвенция о статусе беженцев 1951 г., Протокол, касаю­щийся статуса беженцев, 1966 г., Соглашение о моряках-беженцах 1957 г. с Протоколом к нему 1973 г.

Беженцы — это лица, вынужденно покинувшие территорию госу­дарства своего гражданства или постоянного Места жительства по сле­дующим причинам:

1. Обоснованные опасения стать жертвами преследования по при­знаку расы, национальности, принадлежности к определенной соци­альной группе, политических или религиозных убеждений; отсутствие возможности и желания вернуться в соответствующее государство вследствие таких опасений.

2. Внешняя агрессия, оккупация, иностранное господство или со­бытия, серьезно изменившие публичный порядок в государстве или на определенной части его территории.

3. Явления природного характера (землетрясение, наводнение, за­суха и т.п.), подорвавшие материальные основы существования насе­ления.

В соответствии с Конвенцией 1951 г. беженцам предоставляется та­кой же режим, как и другим иностранным гражданам, если только специально для беженцев не предусмотрено более благоприятного правового статуса.

В некоторых областях беженцы пользуются нацио­нальным режимом, т.е. уравниваются в правах с местным населением (начальное образование, размер вознаграждения за труд, медицин­ское обслуживание). Личным законом беженца является закон страны убежища, — ст. 12 Конвенции предусматривает, что личный статус бе­женца определяет закон государства его домицилия (юридически оформленного места проживания), а если такого нет, то закон страны его фактического пребывания.

В области имущественных отношений беженцам должен быть пре­доставлен режим наибольшего благоприятствования (как минимум). На территории всех государств — участников Конвенции 1951 г. (ст.16) беженцы имеют право свободного доступа в суды. Государства-участники взяли на себя обязательство по возможности обеспечить ассимиляцию беженцев и их натурализацию, т.е. способствовать полу­чению беженцами местного гражданства (ст. 34).

Конвенция 1951 г. запрещает высылку беженцев или их принуди­тельное возвращение в страну, из которой они прибыли. Государство убежища не облагает беженцев налогами, кроме тех, которые могут взиматься с собственных граждан.

В современном мире существует немало международных организа­ций по делам беженцев. Одним из вспомогательных органов ООН яв­ляется Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев.

Право убежища представляет собой возможность индивида полу­чить разрешение на проживание в предоставившем убежище государ­стве; это предоставление государством какому-либо лицу возможно­сти укрыться на его территории от преследования по политическим мотивам в государстве своего гражданства или постоянного места жи­тельства. К политическим мотивам относятся не только собственно политические убеждения, но и общественная деятельность, религиоз­ные убеждения, расовая или национальная принадлежность. Право на предоставление убежища является одним из суверенных прав государ­ства.

Впервые в международном праве право убежища было закреплено в Конституции якобинской Франции 1793 г. В настоящее время в за­конодательстве практически всех государств имеется аналогичная норма. Определяя право убежища, национальное законодательство исходит из различных постулатов: право личности на получение убе­жища (конституции Италии и Франции) либо право государства на предоставление убежища (ст. 63 Конституции РФ).

В соответствии с Положением о порядке предоставления Россий­ской Федерацией политического убежища 1997 г. такое убежище пре­доставляется лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или от реальной угрозы в стране своей гражданской принадлежности или обычного места жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным международным правом и мировым сооб­ществом.

В современном международном праве право убежища понимается в двух аспектах:

1. Право индивида на убежище, т.е. право личности искать и поль­зоваться убежищем. Такая позиция закреплена в ст. 14 Всеобщей Декларации прав человека 1948 г.

2. Право государства предоставлять убежище в осуществление своего суверенитета — ст. 1 Декларации о территориальном убежище 1967 г.

Убежище предоставляется только в экстренных случаях и только на период, необходимый для обеспечения безопасности лица. О предос­тавлении убежища уведомляется МИД государства, гражданином ко­торого является соответствующее лицо. Политическое убежище пре­вращается, если исчезли обстоятельства, вынудившие лицо искать убежище или если лицо натурализовалось в государстве убежища.

Основные принципы права убежища:

1. Каждый человек имеет право искать убежище в другом государстве, спасаясь от преследований по политическим мотивам; государ­ство в силу своего суверенитета закрепляет в своем национальном за­конодательстве принципы и порядок предоставления убежища.

2. Право убежища не предоставляется лицам, обвиняемым в совер­шении международных преступлений (преступлений против челове­чества) и преступлений, влекущих выдачу в соответствии с междуна­родными соглашениями (преступлений международного характера).

3. Предоставление убежища означает разрешение въезда и поселе­ния, ограничение высылки и запрещение выдачи.

4. Предоставление убежища — это акт гуманизма, и другие госу­дарства не должны расценивать такое предоставление как недружест­венный акт.

Виды убежища — территориальное и дипломатическое. Террито­риальное убежище — это предоставление какому-либо липу возмож­ности укрыться от политических преследований на своей территории, использование лицом территории другого государства. Дипломатиче­ское убежище — это предоставление какому-либо лицу возможности Укрыться от политических преследований в дипломатическом, кон­сульском представительстве или на военном корабле другого государ­ства.

Общий принцип дипломатического и консульского права (ст. 41 Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. и ст. 55 Конвенции о консульских сношениях 1963 г.): предоставление дипломатического Убежища в принципе запрещено. Однако существует региональное право дипломатического убежища в государствах Латинской Амери­ки- Гаванская конвенция об убежище 1928 г. и Конвенция о диплома­тическом убежище 1954 г. закрепляют правило о допустимости дипло­матического убежища (в дипломатических и консульских представи­тельствах и на военных кораблях), но только на определенное время и с обязательным последующим выездом с территории государства пре­бывания.

Поскольку правом убежища пользуются лица, преследуемые ц0 политическим мотивам, то общепринятым является термин «полити­ческое» убежище. В Конституции РФ говорится именно о политиче­ском убежище (ст. 63). В Российской Федерации получение политиче­ского убежища на ее территории считается обстоятельством, облег­чающим прием в гражданство Российской Федерации (ст. 13 Закона о гражданстве РФ 2002 г.).

Политическое убежище имеет двойственную природу: это инсти­тут как внутригосударственного, так и международного права. Как институт национального права, убежище представляет собой сово­купность внутригосударственных норм, относящихся к предоставле­нию политического убежища, и международных обязательств данного государства. Как институт международного права, предоставление по­литического убежища регулируется в основном обычными нормами.

Статусом политических эмигрантов пользуются лица, получившие политическое убежище. Правовое положение политических эмигран­тов аналогично положению иностранных граждан и лиц без граждан­ства. Наиболее серьезное отличие заключается в предоставлении политэмигрантам определенных льгот (жилье, право на трудоустрой­ство). Политэмигранты пользуются защитой со стороны государства убежища.

В международном праве уже довольно давно сложилась норма о непредставлении политического убежища лицам, совершившие преступления международного характера.

Принцип невыдачи политических эмигрантов раньше представлял собой одно из важнейших явлений в сфере международного уголовно­го права. В настоящее время наблюдается тенденция к утрате роли и значения этого принципа (хотя он достаточно часто применяется). Сотрудничество в сфере международного уголовного права касается только общеуголовных преступлений. Лица, обвиняемые в соверше­нии политических преступлений, либо преследуемые по политиче­ским мотивам, не подпадают под действие международных соглаше­ний о борьбе с преступностью.

Наши рекомендации