Организация Объединенных Наций: устав, цели, принципы, членство, система органов, компетенция.

Создание ООН. Организация Объединенных Наций — это универсальная международная организация, созданная после завершения второй мировой войны. При создании ООН был учтен отрицательный опыт Лиги Наций.

1945 г. — конфе­ренция Объединенных Наций в Сан - Франциско: подписание Устава ОOH (51 государство — первоначальные члены ООН).

Устав ООН вступил в силу 24 октября 1945 г. Депозитарий Устава — правительство США.

Устав ООН состоит из пре­амбулы и 19 глав, охватывающих 111 статей. Неотъемлемой Частью Устава ООН считается Статут Международного Суда.

Глава II регламентирует вопросы членства в Организации. Последующие главы опреде­ляют структуру, компетенцию и порядок функционирования главных органов ООН. В Уставе име­ются также главы, посвященные региональным соглашениям, международному экономическому и социальному сотрудниче­ству, несамоуправляющимся территориям и системе опеки.

Изменение Устава:

1)Поправки к Уставу - изменения отдельных по­ложений принимаются Генеральной Ассамблеей ООН 2/3 голосов членов и вступают в силу для всех членов Организации после их рати­фикации двумя третями членов Организации, включая всех по­стоянных членов Совета Безопасности.

2)Пере­смотр Устава. Требуется созыв Генеральной кон­ференции членов Организации, что допускается только по ре­шению или при согласии 2/3 членов Генеральной Ас­самблеи и 9 (из 15) членов Совета Безопасности. Решение об изменении Устава, принятое Генеральной конфе­ренцией (2/3 участников), вступает в силу только при условии его ратификации двумя третями членов Организа­ции, включая всех постоянных членов Совета Безопасности. Таким образом, и в данном случае изменение Устава обуслов­лено согласием всех пяти постоянных членов Совета Безопас­ности.

Цели ООН. В соответствии со ст. 1 Устава Организация Объединенных Наций преследует следующие цели:

1)поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для пре­дотвращения и устранения угрозы миру;

2) развивать дружественные отношения между нациями, а также принимать другие соответствую­щие меры для укрепления всеобщего мира;

3) осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гумани­тарного характера и в поощрении и развитии уважения к пра­вам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии;

4)быть центром для согласования дей­ствий наций в достижении этих общих целей.

Принципы ООН:

1)суверенное равенство всех членов Орга­низации;

2) добросовестное выполнение принятых на себя обя­зательств;

3) разрешение международных споров мирными сред­ства таким образом, чтобы не подвергать угрозе международ­ный мир и безопасность;

4) воздержание в международных от­ношениях от угрозы силой или ее применения как против тер­риториальной неприкосновенности или политической незави­симости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями ООН;

5) оказание ООН ее членами всемерной помощи во всех предпринимаемых ею в соответст­вии с Уставом действиях;

6) обеспечение того, чтобы государст­ва, не являющиеся членами ООН, действовали в соответствии с принципами Устава;

7) невмешательство ООН в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.

Членство в Организации.

Члены - государства.

По процеду­ре оформления членства:

1) первона­чальные - те государства, ко­торые принимали участие в учредительной конференции в Сан-Франциско в 1945 г., подписали и ратифицировали Устав ООН

2) вновь принятые члены.

Прием в члены ООН открыт для всех миролюбивых государств. В соответствии с правилами процедуры государство, же­лающее стать членом ООН, подает заявление Генеральному секретарю ООН.

!Прием производится постановлением Генеральной Ассамб­леи по рекомендации Совета Безопасности. Первоначально за­явление рассматривается учрежденным при Совете Безопасно­сти комитетом по приему новых членов, который представляет Совету доклад со своими выводами.

В настоящее время членами Организации являются 193 государства.

Исключение государства из ООН, согласно Уставу, может быть произведено за систематическое нарушение принципов, содержащихся в Уставе. Решение об этом принимается Гене­ральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Возможность выхода государства из Организации не предусмот­рена, но как бы презюмируется, поскольку ООН — это добро­вольное объединение суверенных государств.

Наряду с членством в ООН сложился статус постоянных наблюдателей ряда государств, не являющихся членами ООН.

Система органов ООН

2 вида органов: главные и вспомогательные (6 главных и более 300 вспомогательных). Вспомогательные организуются по решению главных и функциони­руют под их руководством.

Главные органы — Генеральная Ассамблея (ГА), Совет Безопасности (СБ), Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Международный Суд (МС), Совет по опеке, Секретариат.

Разновидность органов - Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) во главе с Советом по торговле и развитию, Орга­низация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) во главе с Советом по промышленному развитию, Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) во главе с Советом управляющих и др.

Ø Генеральная Ассамблея (ГА)— единственный орган ООН, в котором представлены все государства-члены (принцип: одно государство один голос). ГА обладает широкой компетенцией, — имеет право при­нимать решение по любому вопросу в пределах Устава (за исключени­ем ситуации, когда вопрос о мире и безопасности уже обсуждается в Совете Безопасности). Рассматривает и утверждает бюджет ООН, из­бирает непостоянных членов Совета Безопасности, членов ЭКОСОС, принимает новых членов, образует вспомогательные органы.

Решения ГА — в форме резолюций, имеющих рекомендательным характер и юридически необязательных для государств-членов (решения по организационным вопросам — обязательный характер)

В работе ГА могут участвовать государства – нечлены ООН и любые другие основные субъекты международного права (Ватикан, СНГ, ЕС и т.д.). Вспомогательные органы ГА – комитеты и комиссии по разным вопросам: семь главных комитетов(по политическим вопросами вопросам безопасности, по экономическим и финансовым вопросам и т.д.), Комиссия международного права, Комитет по разоружению и др.

Ø Совет Безопасности (СБ) занимает особое место в системе главных органов ООН; по существу, является ее важнейшим органом. Несет главную ответственность за поддержание мира и безопасности.

Может принимать решения(в форме резолюций), юридически обяза­тельные для всех государств — членов ООН. Такие решения не могут быть обжалованы или пересмотрены в каком-либо другом орга­не ООН; они являются окончательными и не подлежат ревизии. Сам СБ может пересмотреть свое решение, например, по вновь открыв­шимся обстоятельствам; может вернуться к обсуждению какого-либо вопроса и пересмотреть ранее вынесенные резолюции.

Совет Безопасности является органом ограниченного состава — 15 государств членов (из них — пять постоянных: Великобритания, Китай, Россия, США, Франция). Непостоянные члены избираются в ГА на 2 года (с ежегодной ротацией ). Критерий избрания — участие го­сударства в поддержании международного мира и принцип справед­ливого географического распределения.

Все постоянные члены СБ обладают правом вето, — если хотя бы один из них голосует против, решение не может быть принято. Воздержание от голосования или неучастие в нем не считается реализацией права вето.

Вспомогательные органы Совета Безопасности делятся на постоянные и временные. Временные вспомогательные органы создаются для расследования конкретной ситуации.

Основные функции Совета Безопасности:

1) определяет существова­ние любой угрозы миру, нарушения мира, акта агрессии.

2) принимает решения, какие меры следует предпринять.

СБ может: полностью или частично прервать экономические отношения, разо­рвать дипломатические отношения, прервать морское, воздушное, почтовое, телеграфное, железнодорожное сообщение. СБ вправе на­ложить эмбарго на торговлю с государством-нарушителем.

!Если все эти меры недостаточны для выполнения решения СБ, он уполномочен предпринимать действия с использованием вооружен­ных сил. Такие действия могут включать демонстрацию, блокаду и другие военные операции. По требованию СБ все государства-члены обязаны предоставлять в его распоряжение определенный контингент вооруженных сил.

В соответствии с Уставом ООН Совет Безопасности должен функ­ционировать непрерывно. Каждый член СБ должен постоянно нахо­диться в месте пребывания ООН. В среднем СБ проводит около 80 официальных заседаний в год.

Ø Международный Суд ООН (МС) — это главный юридический орган ООН; постоянно действующий орган. Статут МС является международным договором особого рода. Члены МС — независимые судьи, избираемые из числа лиц высоких моральных качеств, которые удов­летворяют требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являются юристами с признанным авторитетом в области международного права . Суд избирается Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности абсо­лютным большинством голосов на 9 лет с правом переизбрания.

Избранный судья никем не может быть отрешен от должности, кроме как по единогласному решению других членов Суда.

Для разбирательства конкретных дел с согласия спорящих сторон создаются специальные камеры (два-три члена Суда). Решение, принятое камерой, считается вынесенным Судом в полном составе.

Компетенция Суда:

— рассмотрение споров между государствами;

— консультативные заключения по запросам главных и вспомогательных органов ООН, ее специализированных учреждений.

Необходимо только обоюдное заявление участников спора о признании обязательной юрисдикции. Государство-член может выступить против юрисдикции суда.

Решение Суда обязательно, окончательно и обжалованию не под­лежит. Если одна из сторон не выполняет решение МС, СБ вправе принять меры для обеспечения выполнения решения Суда.

Международный Суд ООН не имеет вспомогательных органов.

Ø Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) — постоянно дейст­вующий орган ограниченного состава (54 члена). Избирается на 3 года Генеральной Ассамблеей.

Прин­цип избрания — критерий справедливого географического представи­тельства.

Основные функции:

1)осуществляет международное сотруд­ничество в экономических и социальных вопросах,

2)разрешает социально-экономические и гуманитарные проблемы.

3)координация деятельности спе­циализированных учреждений ООН, (заключает с ними особые соглашения, получает и рассматривает их ежегодные доклады, прово­дит регулярные консультации).

При ЭКОСОС организовано большое количество вспомогательных органов, постоянных экспертных органов.

ЭКОСОС принимает решения в форме резолюций. Применитель­но к государствам эти резолюции по экономическим и валютно-финансовым вопросам имеют рекомендательный характер. Резолю­ции, обращенные к вспомогательным органам и специализирован­ным учреждениям (в зависимости от положений, установленных в со­глашениях этих учреждений с ООН), в основном имеют обязательный характер.

Ø Совет по Опеке

После 2 мировой была сформирована Международная система опе­ки территорий. Основные цели Совета по Опеке — способствовать прогрессу подопечных территорий, достижению их постепенного самоуправления и независимости. Система Опеки распространялась на территории, находившиеся под мандатом; территории, отторгнутые от вражеских государств; территории, добровольно включенные в систему Опеки государствами, ответственными за их управление.

К 1994 году все подопечные территории достигли самоуправления или независимости либо в качестве самостоятельных государств, либо посредством объединения с соседними независимыми странами. Совет по Опеке приостановил свою работу 1 ноября 1994 года. Своей резолюцией, принятой 25 мая 1994 года, Совет внес в свои правила процедуры поправки, предусматривающие отмену обязательства о проведении ежегодных заседаний, и согласился собираться по мере необходимости.

Ø Секретариат

Секретариат организует и проводит конференции по проблемам мирового значения; составляет обзоры мировых экономических и со­циальных проблем; проводит исследования по проблемам разоруже­ния, прав человека, устойчивого развития; контролирует выполнение решений органов ООН; снабжает средства массовой информации све­дениями о деятельности ООН.

Ø Генеральный секретарь — основное административное должност­ное лицо ООН. Назначается Генеральной Ассамблеей по рекоменда­ции Совета Безопасности на 5 лет.

66. Специализированные учреждения ООН.

Специализированные учреждения ООН— это самостоятельные универсальные международные межправительственные организации специальной компетенции (некоторые из них были созданы до созда­ния самой ООН, например, ВПС и МОТ). Они наделены самостоятельными полномочиями в различных областях международного сотрудничества.

Получениекакой-либо международной организацией статуса специализированного учреждения ООН предусмотрено в Уставе ООН . Такой статус получают ММПО, связанные с ООН специ­альными соглашениями, которые заключает ЭКОСОС и утверждает Генеральная Ассамблея. Соглашения определяют условия взаимодействия специализированных учреждений с ООН и друг с другом. ЭКОСОС уполномочен согласовывать и координировать деятельность таких учреждений.

Членами специализированных учреждений могут быть и государ­ства — члены ООН, и государства — нечлены ООН (для них установ­лен более сложный порядок вступления в эти организации). Некото­рые из таких учреждений открыты для вступления другим субъектам международного права — государствоподобным образованиям; наци­ям, борющимся за независимость; иным ММПО и МНПО.

Классификация специализированных учреждений:

1. Организации экономического характера: МБРР, МВФ, МФК, MAP, МИГА (Международное агентство по гарантиям инвестиций), ВТО, ИКАО, ИМО, ФАО (Продовольственная и сельскохозяйствен­ная организация), ИФАД (Международный фонд сельскохозяйствен­ного развития), МСЭ, ВПС, ЮНИДО (Организация ООН по промышленному развитию), ВМО (Всемирная метеорологическая орга­низация).

2. Организации социального характера: МОТ, ВОЗ.

3. Организации культурно-гуманитарного характера: ЮНЕСКО, ВОИС.

1) Организации экономического характера:

· Международный валютный фонд (МВФ) (создан в 1944 г.) Координирует валютно-кредитную политику государств-членов, предоставляет им кредиты. Уставной капитал МВФ формируется за счет взносов государств-членов. Членами МВФ являются более 180 госу­дарств.

· Международный банк реконструкции и развития (МБРР) (создан в 1944 г.). Содействует реконструкции и развитию государств-членов путем поощрения ка­питаловложений в промышленность. Основная задача МБРР — сти­мулировать частные иностранные капиталовложения путем предос­тавления гарантий или прямого участия, содействовать международ­ной торговле, поддерживать платежный баланс.

Членами МБРР могут быть только государства — члены МВФ (около 180 государств).

· Международная финансовая корпорация (МФК) (основана в 1956 г.) как филиал МБРР. Осуществляет помощь в управлении экономикой, финансирует инвестиции в частный и смешанный секторы экономи­ки (прежде всего в развивающихся государствах), предоставляет дол­госрочные кредиты (до 25 лет).

· Международная ассоциация развития (MAP) (создана в 1959 г.) для предоставления кредитов на более льготных условиях, чем МБРР.

Эти пять ММПО (МВФ, МБРР, МФК, MAP, МИГА) являются самыми крупными из всех существующих в мире валютно-финансовых организаций и составляют группу Всемирного банка. Обладают фи­нансовой и юридической независимостью и в качестве специализиро­ванных учреждений входят с систему ООН.

· Всемирная торговая организация (ВТО) (создана в 1994 г.) ВТО — это и международная организация, и одновременно ком­плекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности государств в области ме­ждународной торговли. Правовая основа ВТО — Генеральное согла­шение по тарифам и торговле. В настоящее время членами ВТО являются около 150 госу­дарств.

· Международная морская организацияфункционирует с 1959 г. Обеспечивает сотрудничество между государствами в области между­народного морского судоходства.

· Международная организация гражданской авиации (ИКАО) (1944 г.) Главная цель ИКАО — обеспечение безопасности и упорядочение развития международной гражданской авиации.

· Международный союз электросвязи (МСЭ)основан в 1865 г. как Ме­ждународный телеграфный союз. Специализированным учреждением ООН является с 1947 г.

· Всемирный почтовый союз (ВПС)основан в 1874 г. Статус специа­лизированного учреждения ООН получил в 1947 г. Основная задача образование почтовой территории во всех странах и совершенствова­ние национальных почтовых систем.

2) Организации социального характера:

· Международная организация труда (МОТ)создана в 1919 г. Статус специализированного учреждения ООН имеет с 1946 г. Наряду с государствами в МОТ представлены профсоюзы и предприниматели. Со­действует улучшению условий труда и повышению жизненного уров­ня трудящихся; разрабатывает международные конвенции и рекомен­дации по вопросам заработной платы, рабочего времени, охраны труда, признания прав на организацию профсоюзов. Особое внима­ние уделяет охране труда сезонных рабочих, социально незащищен­ных слоев населения, охране труда женщин и детей, запрету принуди­тельного труда.

· Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)учреждена в 1946 г. Основные цели: достижение наиболее высокого уровня здоровья; раз­работка международных стандартов в области диагностики, продуктов питания, биологических и фармацевтических препаратов; борьба с опасными болезнями; борьба за психическое здоровье и гармонию в межчеловеческих отношениях; улучшение состояния окружающей среды.

3) Организации культурно-гуманитарного характера:

· Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) учреждена в 1946 г. Цели ЮНЕСКО: содействовать укреплению мира посредством развития образования, науки и культуры; использовать средства массовой информации в целях поощрения и вития прав и свобод человека. В каждой стране создаются общенациональные комитеты по делам ЮНЕСКО.

Под эгидой ЮНЕСКО приняты Конвенция о защите всемирного культурного и природного наследия 1972 г. и Конвенция об охране подводного культурного наследия 2001 г.

+ Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС)учреждена в 1967 г. Статус специализированного учреждения ООН имеет с 1974 г. Задачи: охрана интеллектуальной собственности; обеспечение административного сотрудничества 18 межправительственных сою­зов, занимающихся оказанием помощи в охране интеллектуальной собственности и авторского права.

+ Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ)создано 1957 г. под эгидой ООН. В системе органов ООН занимает особое место, поскольку формально не является специализированным учреждением ООН, но по специальному соглашению выполняет именно такую роль. В рамках МАГАТЭ разрабатываются международные документы в области мирного использования атомной энергии, осуществляется межгосударственное сотрудничество по обеспечению невоенного применения ядерных материалов. Члены МАГАТЭ — все государства, в которых осуществляется мирная атомная деятельность (около 150 государств).

Наши рекомендации