Организация Объединенных Наций: устав, цели, принципы, членство, система органов, компетенция.
Создание ООН. Организация Объединенных Наций — это универсальная международная организация, созданная после завершения второй мировой войны. При создании ООН был учтен отрицательный опыт Лиги Наций.
1945 г. — конференция Объединенных Наций в Сан - Франциско: подписание Устава ОOH (51 государство — первоначальные члены ООН).
Устав ООН вступил в силу 24 октября 1945 г. Депозитарий Устава — правительство США.
Устав ООН состоит из преамбулы и 19 глав, охватывающих 111 статей. Неотъемлемой Частью Устава ООН считается Статут Международного Суда.
Глава II регламентирует вопросы членства в Организации. Последующие главы определяют структуру, компетенцию и порядок функционирования главных органов ООН. В Уставе имеются также главы, посвященные региональным соглашениям, международному экономическому и социальному сотрудничеству, несамоуправляющимся территориям и системе опеки.
Изменение Устава:
1)Поправки к Уставу - изменения отдельных положений принимаются Генеральной Ассамблеей ООН 2/3 голосов членов и вступают в силу для всех членов Организации после их ратификации двумя третями членов Организации, включая всех постоянных членов Совета Безопасности.
2)Пересмотр Устава. Требуется созыв Генеральной конференции членов Организации, что допускается только по решению или при согласии 2/3 членов Генеральной Ассамблеи и 9 (из 15) членов Совета Безопасности. Решение об изменении Устава, принятое Генеральной конференцией (2/3 участников), вступает в силу только при условии его ратификации двумя третями членов Организации, включая всех постоянных членов Совета Безопасности. Таким образом, и в данном случае изменение Устава обусловлено согласием всех пяти постоянных членов Совета Безопасности.
Цели ООН. В соответствии со ст. 1 Устава Организация Объединенных Наций преследует следующие цели:
1)поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру;
2) развивать дружественные отношения между нациями, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира;
3) осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии;
4)быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.
Принципы ООН:
1)суверенное равенство всех членов Организации;
2) добросовестное выполнение принятых на себя обязательств;
3) разрешение международных споров мирными средства таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность;
4) воздержание в международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями ООН;
5) оказание ООН ее членами всемерной помощи во всех предпринимаемых ею в соответствии с Уставом действиях;
6) обеспечение того, чтобы государства, не являющиеся членами ООН, действовали в соответствии с принципами Устава;
7) невмешательство ООН в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.
Членство в Организации.
Члены - государства.
По процедуре оформления членства:
1) первоначальные - те государства, которые принимали участие в учредительной конференции в Сан-Франциско в 1945 г., подписали и ратифицировали Устав ООН
2) вновь принятые члены.
Прием в члены ООН открыт для всех миролюбивых государств. В соответствии с правилами процедуры государство, желающее стать членом ООН, подает заявление Генеральному секретарю ООН.
!Прием производится постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности. Первоначально заявление рассматривается учрежденным при Совете Безопасности комитетом по приему новых членов, который представляет Совету доклад со своими выводами.
В настоящее время членами Организации являются 193 государства.
Исключение государства из ООН, согласно Уставу, может быть произведено за систематическое нарушение принципов, содержащихся в Уставе. Решение об этом принимается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Возможность выхода государства из Организации не предусмотрена, но как бы презюмируется, поскольку ООН — это добровольное объединение суверенных государств.
Наряду с членством в ООН сложился статус постоянных наблюдателей ряда государств, не являющихся членами ООН.
Система органов ООН
2 вида органов: главные и вспомогательные (6 главных и более 300 вспомогательных). Вспомогательные организуются по решению главных и функционируют под их руководством.
Главные органы — Генеральная Ассамблея (ГА), Совет Безопасности (СБ), Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Международный Суд (МС), Совет по опеке, Секретариат.
Разновидность органов - Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) во главе с Советом по торговле и развитию, Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) во главе с Советом по промышленному развитию, Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) во главе с Советом управляющих и др.
Ø Генеральная Ассамблея (ГА)— единственный орган ООН, в котором представлены все государства-члены (принцип: одно государство один голос). ГА обладает широкой компетенцией, — имеет право принимать решение по любому вопросу в пределах Устава (за исключением ситуации, когда вопрос о мире и безопасности уже обсуждается в Совете Безопасности). Рассматривает и утверждает бюджет ООН, избирает непостоянных членов Совета Безопасности, членов ЭКОСОС, принимает новых членов, образует вспомогательные органы.
Решения ГА — в форме резолюций, имеющих рекомендательным характер и юридически необязательных для государств-членов (решения по организационным вопросам — обязательный характер)
В работе ГА могут участвовать государства – нечлены ООН и любые другие основные субъекты международного права (Ватикан, СНГ, ЕС и т.д.). Вспомогательные органы ГА – комитеты и комиссии по разным вопросам: семь главных комитетов(по политическим вопросами вопросам безопасности, по экономическим и финансовым вопросам и т.д.), Комиссия международного права, Комитет по разоружению и др.
Ø Совет Безопасности (СБ) занимает особое место в системе главных органов ООН; по существу, является ее важнейшим органом. Несет главную ответственность за поддержание мира и безопасности.
Может принимать решения(в форме резолюций), юридически обязательные для всех государств — членов ООН. Такие решения не могут быть обжалованы или пересмотрены в каком-либо другом органе ООН; они являются окончательными и не подлежат ревизии. Сам СБ может пересмотреть свое решение, например, по вновь открывшимся обстоятельствам; может вернуться к обсуждению какого-либо вопроса и пересмотреть ранее вынесенные резолюции.
Совет Безопасности является органом ограниченного состава — 15 государств членов (из них — пять постоянных: Великобритания, Китай, Россия, США, Франция). Непостоянные члены избираются в ГА на 2 года (с ежегодной ротацией ). Критерий избрания — участие государства в поддержании международного мира и принцип справедливого географического распределения.
Все постоянные члены СБ обладают правом вето, — если хотя бы один из них голосует против, решение не может быть принято. Воздержание от голосования или неучастие в нем не считается реализацией права вето.
Вспомогательные органы Совета Безопасности делятся на постоянные и временные. Временные вспомогательные органы создаются для расследования конкретной ситуации.
Основные функции Совета Безопасности:
1) определяет существование любой угрозы миру, нарушения мира, акта агрессии.
2) принимает решения, какие меры следует предпринять.
СБ может: полностью или частично прервать экономические отношения, разорвать дипломатические отношения, прервать морское, воздушное, почтовое, телеграфное, железнодорожное сообщение. СБ вправе наложить эмбарго на торговлю с государством-нарушителем.
!Если все эти меры недостаточны для выполнения решения СБ, он уполномочен предпринимать действия с использованием вооруженных сил. Такие действия могут включать демонстрацию, блокаду и другие военные операции. По требованию СБ все государства-члены обязаны предоставлять в его распоряжение определенный контингент вооруженных сил.
В соответствии с Уставом ООН Совет Безопасности должен функционировать непрерывно. Каждый член СБ должен постоянно находиться в месте пребывания ООН. В среднем СБ проводит около 80 официальных заседаний в год.
Ø Международный Суд ООН (МС) — это главный юридический орган ООН; постоянно действующий орган. Статут МС является международным договором особого рода. Члены МС — независимые судьи, избираемые из числа лиц высоких моральных качеств, которые удовлетворяют требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являются юристами с признанным авторитетом в области международного права . Суд избирается Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности абсолютным большинством голосов на 9 лет с правом переизбрания.
Избранный судья никем не может быть отрешен от должности, кроме как по единогласному решению других членов Суда.
Для разбирательства конкретных дел с согласия спорящих сторон создаются специальные камеры (два-три члена Суда). Решение, принятое камерой, считается вынесенным Судом в полном составе.
Компетенция Суда:
— рассмотрение споров между государствами;
— консультативные заключения по запросам главных и вспомогательных органов ООН, ее специализированных учреждений.
Необходимо только обоюдное заявление участников спора о признании обязательной юрисдикции. Государство-член может выступить против юрисдикции суда.
Решение Суда обязательно, окончательно и обжалованию не подлежит. Если одна из сторон не выполняет решение МС, СБ вправе принять меры для обеспечения выполнения решения Суда.
Международный Суд ООН не имеет вспомогательных органов.
Ø Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) — постоянно действующий орган ограниченного состава (54 члена). Избирается на 3 года Генеральной Ассамблеей.
Принцип избрания — критерий справедливого географического представительства.
Основные функции:
1)осуществляет международное сотрудничество в экономических и социальных вопросах,
2)разрешает социально-экономические и гуманитарные проблемы.
3)координация деятельности специализированных учреждений ООН, (заключает с ними особые соглашения, получает и рассматривает их ежегодные доклады, проводит регулярные консультации).
При ЭКОСОС организовано большое количество вспомогательных органов, постоянных экспертных органов.
ЭКОСОС принимает решения в форме резолюций. Применительно к государствам эти резолюции по экономическим и валютно-финансовым вопросам имеют рекомендательный характер. Резолюции, обращенные к вспомогательным органам и специализированным учреждениям (в зависимости от положений, установленных в соглашениях этих учреждений с ООН), в основном имеют обязательный характер.
Ø Совет по Опеке
После 2 мировой была сформирована Международная система опеки территорий. Основные цели Совета по Опеке — способствовать прогрессу подопечных территорий, достижению их постепенного самоуправления и независимости. Система Опеки распространялась на территории, находившиеся под мандатом; территории, отторгнутые от вражеских государств; территории, добровольно включенные в систему Опеки государствами, ответственными за их управление.
К 1994 году все подопечные территории достигли самоуправления или независимости либо в качестве самостоятельных государств, либо посредством объединения с соседними независимыми странами. Совет по Опеке приостановил свою работу 1 ноября 1994 года. Своей резолюцией, принятой 25 мая 1994 года, Совет внес в свои правила процедуры поправки, предусматривающие отмену обязательства о проведении ежегодных заседаний, и согласился собираться по мере необходимости.
Ø Секретариат
Секретариат организует и проводит конференции по проблемам мирового значения; составляет обзоры мировых экономических и социальных проблем; проводит исследования по проблемам разоружения, прав человека, устойчивого развития; контролирует выполнение решений органов ООН; снабжает средства массовой информации сведениями о деятельности ООН.
Ø Генеральный секретарь — основное административное должностное лицо ООН. Назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности на 5 лет.
66. Специализированные учреждения ООН.
Специализированные учреждения ООН— это самостоятельные универсальные международные межправительственные организации специальной компетенции (некоторые из них были созданы до создания самой ООН, например, ВПС и МОТ). Они наделены самостоятельными полномочиями в различных областях международного сотрудничества.
Получениекакой-либо международной организацией статуса специализированного учреждения ООН предусмотрено в Уставе ООН . Такой статус получают ММПО, связанные с ООН специальными соглашениями, которые заключает ЭКОСОС и утверждает Генеральная Ассамблея. Соглашения определяют условия взаимодействия специализированных учреждений с ООН и друг с другом. ЭКОСОС уполномочен согласовывать и координировать деятельность таких учреждений.
Членами специализированных учреждений могут быть и государства — члены ООН, и государства — нечлены ООН (для них установлен более сложный порядок вступления в эти организации). Некоторые из таких учреждений открыты для вступления другим субъектам международного права — государствоподобным образованиям; нациям, борющимся за независимость; иным ММПО и МНПО.
Классификация специализированных учреждений:
1. Организации экономического характера: МБРР, МВФ, МФК, MAP, МИГА (Международное агентство по гарантиям инвестиций), ВТО, ИКАО, ИМО, ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация), ИФАД (Международный фонд сельскохозяйственного развития), МСЭ, ВПС, ЮНИДО (Организация ООН по промышленному развитию), ВМО (Всемирная метеорологическая организация).
2. Организации социального характера: МОТ, ВОЗ.
3. Организации культурно-гуманитарного характера: ЮНЕСКО, ВОИС.
1) Организации экономического характера:
· Международный валютный фонд (МВФ) (создан в 1944 г.) Координирует валютно-кредитную политику государств-членов, предоставляет им кредиты. Уставной капитал МВФ формируется за счет взносов государств-членов. Членами МВФ являются более 180 государств.
· Международный банк реконструкции и развития (МБРР) (создан в 1944 г.). Содействует реконструкции и развитию государств-членов путем поощрения капиталовложений в промышленность. Основная задача МБРР — стимулировать частные иностранные капиталовложения путем предоставления гарантий или прямого участия, содействовать международной торговле, поддерживать платежный баланс.
Членами МБРР могут быть только государства — члены МВФ (около 180 государств).
· Международная финансовая корпорация (МФК) (основана в 1956 г.) как филиал МБРР. Осуществляет помощь в управлении экономикой, финансирует инвестиции в частный и смешанный секторы экономики (прежде всего в развивающихся государствах), предоставляет долгосрочные кредиты (до 25 лет).
· Международная ассоциация развития (MAP) (создана в 1959 г.) для предоставления кредитов на более льготных условиях, чем МБРР.
Эти пять ММПО (МВФ, МБРР, МФК, MAP, МИГА) являются самыми крупными из всех существующих в мире валютно-финансовых организаций и составляют группу Всемирного банка. Обладают финансовой и юридической независимостью и в качестве специализированных учреждений входят с систему ООН.
· Всемирная торговая организация (ВТО) (создана в 1994 г.) ВТО — это и международная организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности государств в области международной торговли. Правовая основа ВТО — Генеральное соглашение по тарифам и торговле. В настоящее время членами ВТО являются около 150 государств.
· Международная морская организацияфункционирует с 1959 г. Обеспечивает сотрудничество между государствами в области международного морского судоходства.
· Международная организация гражданской авиации (ИКАО) (1944 г.) Главная цель ИКАО — обеспечение безопасности и упорядочение развития международной гражданской авиации.
· Международный союз электросвязи (МСЭ)основан в 1865 г. как Международный телеграфный союз. Специализированным учреждением ООН является с 1947 г.
· Всемирный почтовый союз (ВПС)основан в 1874 г. Статус специализированного учреждения ООН получил в 1947 г. Основная задача образование почтовой территории во всех странах и совершенствование национальных почтовых систем.
2) Организации социального характера:
· Международная организация труда (МОТ)создана в 1919 г. Статус специализированного учреждения ООН имеет с 1946 г. Наряду с государствами в МОТ представлены профсоюзы и предприниматели. Содействует улучшению условий труда и повышению жизненного уровня трудящихся; разрабатывает международные конвенции и рекомендации по вопросам заработной платы, рабочего времени, охраны труда, признания прав на организацию профсоюзов. Особое внимание уделяет охране труда сезонных рабочих, социально незащищенных слоев населения, охране труда женщин и детей, запрету принудительного труда.
· Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)учреждена в 1946 г. Основные цели: достижение наиболее высокого уровня здоровья; разработка международных стандартов в области диагностики, продуктов питания, биологических и фармацевтических препаратов; борьба с опасными болезнями; борьба за психическое здоровье и гармонию в межчеловеческих отношениях; улучшение состояния окружающей среды.
3) Организации культурно-гуманитарного характера:
· Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) учреждена в 1946 г. Цели ЮНЕСКО: содействовать укреплению мира посредством развития образования, науки и культуры; использовать средства массовой информации в целях поощрения и вития прав и свобод человека. В каждой стране создаются общенациональные комитеты по делам ЮНЕСКО.
Под эгидой ЮНЕСКО приняты Конвенция о защите всемирного культурного и природного наследия 1972 г. и Конвенция об охране подводного культурного наследия 2001 г.
+ Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС)учреждена в 1967 г. Статус специализированного учреждения ООН имеет с 1974 г. Задачи: охрана интеллектуальной собственности; обеспечение административного сотрудничества 18 межправительственных союзов, занимающихся оказанием помощи в охране интеллектуальной собственности и авторского права.
+ Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ)создано 1957 г. под эгидой ООН. В системе органов ООН занимает особое место, поскольку формально не является специализированным учреждением ООН, но по специальному соглашению выполняет именно такую роль. В рамках МАГАТЭ разрабатываются международные документы в области мирного использования атомной энергии, осуществляется межгосударственное сотрудничество по обеспечению невоенного применения ядерных материалов. Члены МАГАТЭ — все государства, в которых осуществляется мирная атомная деятельность (около 150 государств).