Соотношение позитивных и негативных начал правовой жизни

Социальная жизнь, как известно, состоит не только из доброде­тельных поступков и «благих» начинаний, там есть место и анти­гуманным актам, и коварным замыслам. Не является исключени­ем и правовая жизнь как неотъемлемая часть жизни общества в целом. При этом позитивные и негативные начала юридической сферы тесно взаимосвязаны, порой между ними пролегает очень «тонкая» грань, а в их борьбе «зарождается» новая правовая жизнь — как правило, более сложноорганизованная, жизнь сле­дующего поколения.

Аспекты взаимосвязи позитивной и негативной стороны право­вой жизни:

1) нередко то, что ранее признавалось противоправным, со вре­менем, с изменением социальной обстановки может стать или юридически безразличным, или даже правомерным и поощряе­мым со стороны права и государства (например, спекуляция това­рами в советское время запрещалась под угрозой уголовного нака­зания, теперь же разрешена и активно поощряется в виде различных государственных программ по поддержке малого и среднего бизнеса). Возможно и обратное, когда ранее разрешенное правом становится им же запрещенным;

2) практически все передовые идеи «зарождаются», как пра­вило, в недрах теневой или запрещенной правовой жизни. Лишь
в результате борьбы они отвоевывают себе место в «легальной»
части юридической жизни (например, идеи свободы, справедли­вости, равноправия, правового государства не признавались фе­одальным правом и только в результате революций получили
свое официальное закрепление, но уже в буржуазном законода­тельстве);

3) в правовой сфере постоянно происходит столкновение раз­
личных конкурирующих или коллизионных норм, положений фе­деральных и региональных актов, противоположных решений
различных правоприменительных актов, противоречащих друг
другу актов толкования права и т. д. В этой ситуации далеко не
сразу возможно установить, что законно, а что незаконно. Особен­но сложной становится ситуация в переходное время, в периоды
масштабных социальных преобразований, в которые грань между
правомерным и противоправным очень изменчива и трудно уло­вима. Однако такая «гибкость» порой просто необходима для даль­нейшей эволюции, как самой правовой жизни, так и всего общества
в целом;

4) негативная составляющая правовой жизни дает все новые
импульсы для развития ее правомерной части. Новые разновидно­сти правонарушений, рост числа организованной преступности,
увеличение и усложнение коррупционных связей заставляют
правовую систему искать соответствующее «противоядие», тре­буют от нее дальнейшего адекватного эволюционирования;

5) отсутствие противоположных тенденций чревато «гибелью»
или нежелательным «застоем» для правовой системы. Для нор­мального функционирования и дальнейшего развития правовой
жизни одинаково противопоказаны как абсолютный порядок, так
и ничем не ограниченный хаос;

6) наличие негативных правопроявлений не должно превышать
определенного уровня, иначе последует разрушение правомер­ных начал, правовой системы и затем переход на более низкую
ступень ее развития. Минимизация негативной составляющей
правовой жизни — одна из важнейших задач правовой политики.
При этом необходимо вовремя переводить прогрессивные тенден­ции и структуры из «тени» на «свет» юридической жизни, активно
устраняя, ограничивая явно общественно опасные направления
развития социальных связей.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое правовая политика?

2. Что такое правовая жизнь?

3. Перечислите виды и формы правовой политики?

4. В чём проблемы современной правовой политики России?

Список рекомендуемой литературы.

1. Малько А.В. Категория «правовая жизнь» проблемы становления // Государство и право, 2001. № 5.

2. Малько А.В., Михайлова А.Е., Неважжай И.Д. Правовая жизнь: философские и общетеоретические проблемы. // Новая правовая жизнь. 2002. № 2.

3. Иванников И.А. Теория государства и права: учебник. – М.: Юрлитформ, 2011.

О СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ И НАИЛУЧШЕЙ ФОРМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ (ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ)

Во все времена у различных народов человечества эволюционный потенциал личности, общества и государства, определялся качественными характеристиками его политической и духовной элиты, что перманентно вызывало необходимость в формировании у последней соответствующих нравственных, профессиональных и интеллектуальных качеств при помощи особой системы привилегированного образования и воспитания[1574].

Термин элита (от лат. eligere и фр. elite – лучшее, отборное, избранное) начиная с XIX в. применяется для обозначения ведущих социальных групп населения, возглавляющих иерархию общественного строя[1575].

В архаические времена элитарное образование находилось в руках жречества, так было в Древнем Египте, Аккаде, Шумере, Ассирии, Персии и т.д.

Целостная система светского аристократического образования впервые была разработана Платоном, который считал, что философское учение – не для толпы, но для избранных. Оно не подлежит массовому тиражированию. Его предназначение – подготовка правителей и стражей (воинов) государства. В своих воззрениях Платон опирался на древневосточный миф о том, что при сотворении людей Бог примешал к каждому человеку определённый металл: тем, кто достоин был стать властителем, - золото; военным – серебро, а ремесленником и земледельцем – медь и железо[1576]. Причём, в данной концепции классовый признак не является строго наследуемым. Вследствие этого, необходимо более способных из низших слоёв переводить в высшие, а менее способных детей из высших слоёв в низшие[1577].

Выявление способностей ребёнка и молодого человека происходит, по Платону, в процессе воспитания и образования. Особую роль для общества имеют формирование навыков, профессиональных качеств и целевых установок будущих правителей.

В целях предотвращения вырождения политической элиты, Платон предлагает ей отрешиться от родственных чувств и личных симпатий.

Другой классик эллинистической элитопедагогики – Аристотель, поставил задачу воспитать духовную аристократию единого греческого мира, предоставляя тайные знания, широкому кругу своих соотечественников, полагая, что постигнуть истину по силам лишь не многим достойнейшим. По этому поводу, его знаменитый ученик Александр Македонский возмущался: «Чем же будем мы отличаться от остальных людей, если те же самые учения, на которых мы были воспитаны, сделаются общим достоянием? Я хотел бы превосходить других не столько могуществом, сколько знанием о высших предметах»[1578].

В Древнем Риме образование в большей мере носило аристократический, статусный характер и было, более прагматичным. Молодой патриций воспитывался сначала в семье, тут же часто и получал начальное образование. Следующей ступенью была грамматическая школа, где преподавались греческий и латинский языки, литература, затем шла риторическая школа, имевшая главной целью развитие ораторского искусства[1579].

В раннем средневековье образование будущей политической элиты носило также по преимуществу домашний характер. Его содержание тесным образом было связано с религиозным мировоззрением, базирующемся на учении о небесной и земной иерархии, отражающейся в сословно-феодальном строе реальной общественной жизни.

Господство «элиты крови» предопределяло закрытость аристократического обучения, которое первоначально развивалось при дворах коронованных особ. Монополия венценосного образования закончилась в связи с созданием школ при монастырях. Некоторые из них отличались довольно высоким уровнем учёности[1580].

В XII – XIII вв. появление первых европейских университетов в Италии, Франции и Англии привело с одной стороны к секуляризации, а с другой к расширению возможностей третьему сословию (будущим буржуа, разночинцам, бюргерам и даже зажиточным крестьянам) получать высшее образование[1581].

Прилежно изучая аристотелевскую логику, физику, латынь, греческий язык, метафизику, математику и др. студент получал степень бакалавра, c который в дальнейшем мог продолжить образование и стать магистром. Последнему предоставлялось право повысить свою квалификацию и добиться присвоение докторской степени[1582].

В России, создание образовательных институтов для элиты началось в XVII – XVIII вв. Первым отечественным вузом была Славяно-греко-латинская академия, основанная в 1687 г. по инициативе известного просветителя Симеона Полоцкого[1583].

Веком российского Просвещения по праву считается XVIII столетие, ознаменованное петровскими реформами, направленными на ускоренное промышленно-техническое, экономическое, военное и культурное развитие страны. В Российской Империи стали открываться школы: инженерные, навигационные, медицинские, землеустроительные. Пётр I настойчиво прививал русскому дворянству мысль о необходимости образования, порой превращая это в обязанность, в одну из служебных повинностей политической и военной элиты.

Системе воспитания молодого шляхетства уделялось пристальное внимание.

Таким образом, в XVIII в. возникли ряд закрытых учебных заведений – дворянских корпусов и школ (Школа математических и навигационных наук, Сухопутный шляхетский корпус, Пажеский и Инженерный корпус), где воспитанников не только готовили к государственной службе, но и давали более широкое образование в области истории, искусства, математики и естественных наук.

Выдающуюся роль в развитии российской науки, а также в образовании элиты сыграла основанная Петром I в 1724 г., Академия наук, ставшая питомником научных школ по основным направлениям естественных, технических и общественных знаний, выпестовавшим крупнейших учёных мирового значения. Важнейшими центрами, продолжившими процесс становления системы образования для элиты, стали основанный в 1726 г. Петербургский и в 1755 г. – Московский университеты[1584]. Недостаток этой системы заключался в том, что со времён Петра I общество раскололось на интеллигенцию и народ, друг друга не понимающий и не слышаший, ибо воспитании нового политического класса (дворянства) базировалось на ценностях западноевропейской цивилизации, а не славянской духовной сущности. Поэтому революция 1917 г. явилась закономерным итогом деградации всей правящей элиты, ибо наравственно низкие души легце всего отрывались от святыни народной жизни[1585].

В советский период воспитанием политической элиты занимались специализированные высшие партийные школы, преобразованные затем в 90-х гг. XX в. в академии государственной службы.

Вместе с тем, современная система образования не может воспитать настоящий слой профессиональных, честных и инициативных руководителей, так как её главной задачей является выживание и получение прибыли.

Для исправления сложившегося положения важно разобраться в структуре политической элиты, которую можно классифицировать по двум основаниям:

1) по характеру происхождения:

- на родовую аристократию и меритократию, добивающуюся высокого положения ни по праву крови, а по заслугам;

2) по специфики выполняемых задач:

- на аристократию духа (или софикратию);

- на аристократию разума (политиков, юристов, экономистов и т.д.);

- на аристократию силы (военные, полицейские, контрразведчики и т.д. );

- на аристократию труда и искусства (архитекторы, инженеры и т.д.).

Самая важная задача для славянских народов вообще и России в частности заключается в необходимости сформировать собственную софикратию (от греч. «софия» - мудрость и кратос «править») – сословие нравственных мудрецов (учителей-наставников), власть которых заключается не в прямом принуждении подвластных, а в воспитании национальной элиты и формировании политико-правовой идеологии государства. С помощью софикратии можно возрождать и сохранять все виды аристократии. Но всегда, следует помнить, что семьи и рода всех социальных сословий общества с высококачественной наследственностью и стремлением к правде мы можем считать скрытой аристократией нашего славянского народа. Поэтому правительство обязано обеспечить бесплатность и доступность образования для всех граждан, независимо от их доходов и уровня жизни. Вместе с тем, при расширении набора студентов в два раза, систему межсессионной аттестации в вузах необходимо строить на основе принципа пирамидального отсева студентов,в соответствии с которым на второй курс могут быть переведены 50% от первоначальной численности слушателей, на третий – 40% ; на четвёртый – 30%; а выпускников пятого курса может быть не более 20 % (так, если на первый курс юридического факультета зачислят 200 абитуриентов, то аттестат о высшем образовании получат, лишь лучшие из лучших – 40 специалистов). Причём, детей чиновников целесообразно обучать в специализированных закрытых учебных заведениях, в строжайшей дисциплине, где они будут конкурировать между собой.

Элитарное воспитание славянского политического класса должно строиться на принципах: 1) патриотизма (первенства общенациональных интересов), 2) нравственности (почитания, правды чести, доблести и т.д.), 3) социальной открытости (доступности достойнейшим), 4) интеллектуальной конкуренции, 5) классицизма (академичности, традиционности и т.д.), 6) новаторства, 7) свободомыслия, 8) физического самосовершенствования (здоровый образ жизни), 9) уважения к закону, 10) витальности (признание высшей ценности за жизнью) и 11) культурности.

В конечном счёте, мы должны воспитать в России державную славянскую элиту, способную быть эталонным носителем аристократического духа совести; справедливости; культуры; долга; чести; образованности; разумности; физического здоровья; нравственной чистоты; творческого гения; профессионализма; высокого уровня правового сознания и силы; готовую в любой момент защищать идеалы добра, свободы и независимости своего народа.

Труд софикратов, представляющих научный потенциал, интеллект народа необходимо оплачивать в соответствии с его ценностью, иначе всякая попытка оздоровления государственного механизма потерпит крах. Нельзя платить нищенскую зарплату учёным, в противном случае их творчество обратиться против политической власти.

Поэтому всем научным работникам, докторантам, аспирантам и студентам должны быть гарантированы следующие выплаты:

1) за степень кандидата наук – 30 тыс. рублей;

2) за звание доцента – 20 тыс. рублей;

3) за должность доцента – 100 тыс. рублей;

4) за степень доктора наук – 50 тыс. рублей;

5) за звание профессора – 30 тыс. рублей;

6) за должность профессора – 120 тыс. рублей;

7) за должность старшего преподавателя – 30 тыс. рублей;

8) за должность преподавателя – 25 тыс. рублей;

9) за должность ассистента – 15 тыс. рублей;

10) докторантам – 7 тыс. рублей;

11) аспиранты – 5 тыс. рублей;

12) студентам отличникам – 3 тыс. рублей;

13) студентам хорошистам – 2 тыс. рублей;

Вместе с тем, в целях создания эффективного государственного управления необходимо радикально изменить подходы к формированию кадрового состава государственной службы. Ведь Великая Россия более чем, когда-либо будет нуждаться в волевых, решительных, честных и компетентных чиновниках, умеющих сотрудничать с различными общественными силами, способными отстаивать интересы страны и ее граждан[1586].

Для решения данной задачи следует выработать экзаменационное начало русской политической жизни, способное нейтрализовать явления «кумовства», «местничества», «семейственности» и т.д. на всех уровнях бюрократической иерархии. По существу, государство обязано сформировать автономную от министерств и ведомств кадровую службу, занимающуюся отбором лучших граждан, способных качественно выполнять функции чиновников. Центральным органом кадровой службы Российской Империи должна стать Высшая Экзаменационная Палата, председатель которой будет назначаться государем сроком на пять лет из трех кандидатов представленных на эту должность Сенатом. В случае выражения Сенатом недоверия главе Высшей Экзаменационной Палаты государь будет обязан отправлять его в отставку.

Штатных сотрудников данного учреждения следует готовить в специализированных закрытых учебных заведениях, причем, абитуриентов (воспитанников) желательно набирать из числа детей сирот, потерявших родителей еще в младенческом возрасте на войне, в вооруженном конфликте или в результате несчастного случая.

Полагаем, что такая кадровая политика, в будущем, минимизирует отрицательное влияние родственных связей на служебную деятельность чиновников Высшей экзаменационной палаты Российской Империи.

На уровне губерний, краев и областей в рамках единого экзаменационного начала публичной власти должны быть созданы Государственные комиссии кадрового отбора гражданской, правоохранительной и военной службы во главе с Первыми секретарями назначаемыми Председателем Высшей Экзаменационной Палаты Российской Империи. В пределах всех звеньев кадровой службы российской державы необходимо организовать по три структурных подразделения: 1) отдел правоохранительных органов; 2) отдел гражданской службы; 3) отдел военной службы; которые в соответствие со специализацией на конкурсной основе будут отбирать кандидатов на занятие вакантных должностей в государственном аппарате.

Более того, чтобы избежать коррупционного вырождения нового экзаменационного учреждения в системе органов государственной власти, его служащие должны находиться на полном государственном обеспечении, исключающем занятие иной деятельностью, кроме творческой и преподавательской; им не следует заключать браки и заводить детей; все решения Высшей экзаменационной палаты и ниже стоящих Государственных комиссий кадрового отбора гражданской, правоохранительной и военной службы обязаны приниматься коллегиально (простым большинством голосов), а не единолично.

Наши рекомендации