Понятие, признаки, принципы, цели и приоритеты правовой политики

Правовая политика— это целенаправленная, системная и пла­номерная практическая деятельность органов государственной власти и иных субъектов общественно-политической жизни в сфе­ре правового регулирования, оказывающая определяющее воз­действие на характеристики правовой системы общества.

Понятие правовой политики охватывает собой практически все основные формы юридической деятельности. Основными разно­видностями правовой политики являются: правотворческая, правореализационная, правоприменительная, правоинтерпретационная (политика в области толкования законодательства) и право­воспитательная.

Вместе с тем особенность понятия правовой политики заключа­ется в том, что оно не просто отражает тот факт, что в обществе существует совокупность определенных форм юридической прак­тики. Оно в значительной степени призвано отразить идеальную модель такой практики, ее должное качество. Правовая полити­ка — это научная категория, которая охватывает собой теорети­ческие положения, отражающие понимание целей, задач, принци­пов, приоритетов, направлений, этапов и результатов развития правовой системы. При этом часть этих положений отражает ре­альное состояние правовой сферы жизни общества, а другая часть моделирует ее должное состояние, делает акцент на ее необхо­димых свойствах, которые могут и должны быть достигнуты в бу­дущем.

Основные характерные черты (признаки) правовой политики:

1) правовая политика — это особого рода социальная практи­ка, специфическая форма целенаправленной практической ак­тивности, деятельности соответствующих субъектов политико-правовой жизни;

правовая политика — это такая социальная практика, ко­торая связана с правовой формой, с областью правового регули­рования и правовых отношений. Правовая политика есть такая
деятельность, которая связана, прежде всего, с воздействием на
разнообразные элементы правовой системы общества, с целью достижения их необходимого качества (политика в сфере права). Кроме того, правовая политика связана с использованием элемен­тов правовой системы в качестве средства обеспечения наиболее оптимального развития отношений в различных сферах социаль­ной жизнедеятельности (политика посредством права);

3) правовая политика — деятельность, проводимая особой
группой субъектов правовой жизни общества, к которым следует
отнести в первую очередь высшие государственные органы власти
и представляющих их должностных лиц;

4) правовая политика — это деятельность в сфере правового
регулирования, которая оказывает существенное, определяющее
воздействие на формирование и функционирование элементов
правовой системы общества. Результатами подобной практики
всегда выступает определенная «заданность» параметров функционирования и развития этой системы;

5) правовая политика является по своей природе организаци­онно-регулятивной деятельностью, оказывающей определяю­щее регулятивное влияние на параметр правовой системы, опре­деленные характеристики правовой жизни общества;

6) правовая политика в ее идеальном варианте — это всегда
стратегически целенаправленная и тактически целесообразная
деятельность, ведь в ее основе всегда лежит определенная систе­ма целей и концептуальных идей, отражающих наиболее узловые
моменты будущей организации социальных отношений. Как и лю­бая политика, политика правовая немыслима без конкретных ори­ентиров, без представлений о конечных результатах деятельно­сти, а также о путях, сроках, этапах их достижения, т.е. без опре­деленной программы.

Там, где нет концепции, там нет и не может
быть никакой политики, а есть лишь видимость сознательного регулирования, а по сути — анархия;

7) правовая политика в идеале должна отличаться такими необходимыми качествами, как системность, согласованность. Если
общество и государство осуществляют правовую политику, то это
означает, что предпринимаемые в юридической сфере шаги взаи­мосвязаны внутренней логикой, правотворчество и юридическая
практика развиваются непротиворечиво.

Следует различать субъектов, формирующих и осуществляю­щих правовую политику, и субъектов, которые потенциально спо­собны оказывать определенное воздействие на формирование и практическую реализацию подобной политики, каким-либо обра­зом участвовать в названных процессах.

К первой группе субъектов нужно отнести лишь высшие государственные органы власти и управления в государстве и соответствующих должностных лиц.

Во вторую группу включаются соответственно иные государ­ственные органы и должностные лица, муниципальные органы власти и управления, общественные объединения граждан, сред­ства массовой информации, организации, учреждения, предприя­тия различных форм собственности и другие государственные и общественные структуры и институты.

Так, например, в Российской Федерации наибольший вклад в формирование правовой политики вносят следующие субъекты:

Президент Российской Федерации — определяет основные на­правления правовой политики в Российской Федерации, систему наиболее приоритетных задач в области правового регулирова­ния, а также необходимых форм их решения. Посредством учас­тия в законодательном процессе, а также издания указов и распо­ряжений Президент РФ осуществляет поддержание стратегиче­ского курса правового развития общества и государства;

Государственный Совет при Президенте Российской Федера­ций — оказывает содействие главе государства в определении наиболее приоритетных направлений правовой политики, выра­ботке стратегического курса развития страны, определении необ­ходимых правовых мер, направленных на решение наиболее ак­туальных проблем современного российского общества;

иные совещательные и консультативные органы при Прези­денте Российской Федерации — оказывают содействие Прези­денту Российской Федерации в реализации его конституционных полномочий в сфере определения и реализации наиболее приори­тетных направлений правовой политики, осуществляют подготов­ку предложений, направленных на совершенствование правовой политики в Российской Федерации, осуществляют иные полномо­чия в сфере правовой политики в соответствии с действующим за­конодательством;

Федеральное Собрание Российской Федерации — на основе Кон­ституции РФ отражает наиболее актуальные потребности общества и государства в системе законодательных норм, разрабатывает перс­пективные планы законотворческой деятельности, формирует зако­нодательную базу правовой политики Российской Федерации;

Правительство Российской Федерации — в пределах своих полномочий обеспечивает проведение единой государственной правовой политики, формирует федеральные целевые, программы и обеспечивает их реализацию через правовые механизмы, руко­водит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность в сфере реализации правовой политики государства;

Министерство юстиции Российской Федерации — проводит государственную политику в сфере юстиции, координирует дея­тельность иных органов исполнительной власти в этой сфере. С этой целью оно готовит необходимые законопроекты, произво­дит юридическую экспертизу конституций (уставов) субъектов Федерации, а также их нормативных правовых актов, осуществ­ляет контроль за соблюдением установленных правил подготовки нормативных правовых актов федеральными органами исполни­тельной власти и их государственной регистрации, реализует иные полномочия, предусмотренные законодательством;

Высшие органы судебной власти в Российской Федерации (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбит­ражный Суд РФ) — формируют и реализуют правовую политику в процессе осуществления конституционного контроля, судебного надзора, официального толкования права, законодательной ини­циативы и осуществления правосудия.

Высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти субъектов Российской Федерации — в рамках своих кон­ституционных полномочий обеспечивают эффективное решение актуальных проблем жизни того или иного региона Российской Федерации путем формирования региональных программ право­вой политики, разработки, принятия и реализации необходимого регионального законодательства, осуществления контроля за за­конностью региональных правовых актов и правосудия.

Необходимые качества правовой политики, идеальная сторона ее содержания раскрываются, прежде всего, в ее принципах, в тех требованиях, которым она должна соответствовать. В каждом от­дельном государстве в конкретный период его развития принципы правовой политики специфичны.

В частности, современная правовая политика Российского госу­дарства, для того чтобы быть эффективной, должна отвечать сле­дующим основным принципам:

— социально-политическая обусловленность — принимаемые
в юридической сфере решения, акты и предпринимаемые действия
основываются на актуальных объективно сформировавшихся по­требностях и интересах личности, общества и государства;

— научная обоснованность — правовая политика основывает­ся на положениях и рекомендациях юридической науки, теорети­ческих и прикладных разработках авторитетных научных цент­
ров и школ;

— приоритетность прав и основных свобод человека и граж­данина — создание условий для наиболее полной реализации и
эффективной защиты основополагающих прав и свобод человека
и гражданина является одним из определяющих направлений
правовой политики в Российской Федерации;

— легитимность — содержание правовой политики в Россий­ской Федерации отражает интересы широких слоев населения.
Большинство граждан Российской Федерации одобряет и санкци­онирует направленность и содержание правовой политики госу­дарства, а также ее разработку и реализацию субъектами граж­данского общества, а также законными органами государственной
власти;

— демократический характер — правовая политика форми­руется и осуществляется при участии и под контролем широких
слоев населения. Злоупотребление правовыми средствами, использование правовой формы в интересах узких групп субъектов
или отдельных личностей не допускается;

— законность — правовая политика Российской Федерации
основывается на нормах Конституции РФ, федеральных зако­
нов, законов субъектов Федерации, а также не противоречащих
им нормах подзаконных нормативных правовых актов. Запреща­ется использование правовых механизмов и процедур, если та­кая деятельность связана с нарушениями предписаний назван­ных правовых актов либо направлена на достижение противо­правных целей; учет нравственно-ценностных устоев и культурных традиций общества — правовая политика основывается на обще­
признанных нравственных ценностях и культурных традициях
российского общества, базируется на идеях гуманизма, справед­ливости, коллективизма, взаимопомощи и социального компро­мисса, приоритета общесоциальных интересов над индивидуаль­ными потребностями, уважения к государственным институтам,
национально-культурного равноправия, уважения ценностей и
традиций всех народов России и мирового сообщества;

— согласованность с международными стандартами пра­вового регулирования при учете национальных интересов —
правовая политика в Российской Федерации основана на обще­
признанных принципах и нормах международного права и меж­дународно-правовых стандартах правового регулирования, не
противоречащих ее национальным интересам;

— гласность — в Российской Федерации обеспечивается от­крытый доступ к информации о сущности, целях, принципах и ме­ханизмах реализации правовой политики;

—целенаправленность, четкое определение приоритетов —
проведение правовой политики основывается на непротиворечи­вой системе стратегических и ближайших целей, а также наибо­лее актуальных на конкретном этапе развития общества практи­ческих задачах (приоритетах);

—прогнозирование — курс правового развития общества осно­ван на предвидении потенциально возможных в перспективе ва­риантов развития регулируемых отношений и предпринимаемых
в юридической сфере решений. Любая модель правовой политики
должна учитывать как текущий момент социального состояния, так
и его динамику, тенденции и перспективы дальнейшего развития,
быть рассчитана на своевременный учет возможных изменений;

—планомерность и поэтапность — правовая политика про­водится на основе долгосрочной программы юридического ре­
формирования общества, а также на системе ближайших планов
правотворческой деятельности и правореализационных меро­приятий;

— реалистичность, ориентация на достижимые результа­ты — правовые средства используются для достижения реаль­ных, потенциально достижимых в наличных условиях обществен­ной жизни целей.

Стратегические цели и наиболее актуальные задачи (приори­теты) правовой политики любого государства вытекают из объективных интересов и потребностей личности, общества и государ­ства, сформировавшихся на конкретном этапе его развития.

Так, стратегическими, перспективными целями правовой по­литики в России являются:

— социальная и политическая стабильность;

— экономический прогресс;

— высокий уровень качества и продолжительности жизни
граждан;

— безопасность личности, общества и государства;

— высокий авторитет и полноправие в международных отношениях;

— экологическое благополучие;

— высокий уровень развития науки и технологий;

— широкая легитимация нравственных и культурных ценностей и традиций;

— гражданское общество;

— правовое демократическое государство;

— высокий общественный авторитет институтов права и государственной власти;

— надежные механизмы обеспечения и защиты неотчуждае­мых прав свобод человека;

— эффективные механизмы государственного управления и
правового регулирования;

— высокий уровень гражданской дисциплины, законности и
правопорядка в обществе;

— минимизация преступности и коррупции;

— развитое правосознание и правовая культура российских
граждан и государственных служащих.

Наиболее актуальными задачами (приоритетами) современ­ной правовой политики России являются:

— выработка и научное обоснование стратегии правового раз­
вития на длительную перспективу;

— разработка среднесрочных и краткосрочных программ раз­
вития отдельных отраслей правового регулирования;

— устранение пробельности российского законодательства;

— повышение степени согласованности в системе нормативных
правовых актов;

— совершенствование юридических гарантий, правовых меха­низмов, обеспечивающих реализацию стратегических и частных
целей и задач правового регулирования;

— совершенствование механизмов реального обеспечения и
защиты прав и законных интересов человека и гражданина;

— создание стабильной государственности, реформа исполни­
тельной власти; совершенствование конституционной модели разделения властей в направлении перераспределения властных полномочий меж­ду президентскими структурами, парламентом и правительством;

— дальнейшее развитие федерализма, устранение асиммет­рии между центром и регионами, законодательное разграничение
полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти;

— совершенствование процедур профилактики и преодоления
коллизий правовых актов Российской Федерации и субъектов Фе­дерации;

— декриминализация общественных отношений;

— борьба с коррупцией в органах власти всех уровней;

—вытеснение криминально-теневой экономики, пресечение
противоправной корыстной экономической деятельности, поддер­жка честного и открытого бизнеса и добросовестной конкуренции,
создание благоприятных правовых условий для стимулирования
экономического роста;

— выстраивание эффективного механизма взаимодействия
между гражданским обществом и государством, стимулирование
активного проявления гражданской инициативы;

— создание правовых условий для преодоления правового ни­гилизма, оздоровления нравственного состояния российского об­щества.

Наши рекомендации