Понятие, признаки, принципы, цели и приоритеты правовой политики
Правовая политика— это целенаправленная, системная и планомерная практическая деятельность органов государственной власти и иных субъектов общественно-политической жизни в сфере правового регулирования, оказывающая определяющее воздействие на характеристики правовой системы общества.
Понятие правовой политики охватывает собой практически все основные формы юридической деятельности. Основными разновидностями правовой политики являются: правотворческая, правореализационная, правоприменительная, правоинтерпретационная (политика в области толкования законодательства) и правовоспитательная.
Вместе с тем особенность понятия правовой политики заключается в том, что оно не просто отражает тот факт, что в обществе существует совокупность определенных форм юридической практики. Оно в значительной степени призвано отразить идеальную модель такой практики, ее должное качество. Правовая политика — это научная категория, которая охватывает собой теоретические положения, отражающие понимание целей, задач, принципов, приоритетов, направлений, этапов и результатов развития правовой системы. При этом часть этих положений отражает реальное состояние правовой сферы жизни общества, а другая часть моделирует ее должное состояние, делает акцент на ее необходимых свойствах, которые могут и должны быть достигнуты в будущем.
Основные характерные черты (признаки) правовой политики:
1) правовая политика — это особого рода социальная практика, специфическая форма целенаправленной практической активности, деятельности соответствующих субъектов политико-правовой жизни;
правовая политика — это такая социальная практика, которая связана с правовой формой, с областью правового регулирования и правовых отношений. Правовая политика есть такая
деятельность, которая связана, прежде всего, с воздействием на
разнообразные элементы правовой системы общества, с целью достижения их необходимого качества (политика в сфере права). Кроме того, правовая политика связана с использованием элементов правовой системы в качестве средства обеспечения наиболее оптимального развития отношений в различных сферах социальной жизнедеятельности (политика посредством права);
3) правовая политика — деятельность, проводимая особой
группой субъектов правовой жизни общества, к которым следует
отнести в первую очередь высшие государственные органы власти
и представляющих их должностных лиц;
4) правовая политика — это деятельность в сфере правового
регулирования, которая оказывает существенное, определяющее
воздействие на формирование и функционирование элементов
правовой системы общества. Результатами подобной практики
всегда выступает определенная «заданность» параметров функционирования и развития этой системы;
5) правовая политика является по своей природе организационно-регулятивной деятельностью, оказывающей определяющее регулятивное влияние на параметр правовой системы, определенные характеристики правовой жизни общества;
6) правовая политика в ее идеальном варианте — это всегда
стратегически целенаправленная и тактически целесообразная
деятельность, ведь в ее основе всегда лежит определенная система целей и концептуальных идей, отражающих наиболее узловые
моменты будущей организации социальных отношений. Как и любая политика, политика правовая немыслима без конкретных ориентиров, без представлений о конечных результатах деятельности, а также о путях, сроках, этапах их достижения, т.е. без определенной программы.
Там, где нет концепции, там нет и не может
быть никакой политики, а есть лишь видимость сознательного регулирования, а по сути — анархия;
7) правовая политика в идеале должна отличаться такими необходимыми качествами, как системность, согласованность. Если
общество и государство осуществляют правовую политику, то это
означает, что предпринимаемые в юридической сфере шаги взаимосвязаны внутренней логикой, правотворчество и юридическая
практика развиваются непротиворечиво.
Следует различать субъектов, формирующих и осуществляющих правовую политику, и субъектов, которые потенциально способны оказывать определенное воздействие на формирование и практическую реализацию подобной политики, каким-либо образом участвовать в названных процессах.
К первой группе субъектов нужно отнести лишь высшие государственные органы власти и управления в государстве и соответствующих должностных лиц.
Во вторую группу включаются соответственно иные государственные органы и должностные лица, муниципальные органы власти и управления, общественные объединения граждан, средства массовой информации, организации, учреждения, предприятия различных форм собственности и другие государственные и общественные структуры и институты.
Так, например, в Российской Федерации наибольший вклад в формирование правовой политики вносят следующие субъекты:
Президент Российской Федерации — определяет основные направления правовой политики в Российской Федерации, систему наиболее приоритетных задач в области правового регулирования, а также необходимых форм их решения. Посредством участия в законодательном процессе, а также издания указов и распоряжений Президент РФ осуществляет поддержание стратегического курса правового развития общества и государства;
Государственный Совет при Президенте Российской Федераций — оказывает содействие главе государства в определении наиболее приоритетных направлений правовой политики, выработке стратегического курса развития страны, определении необходимых правовых мер, направленных на решение наиболее актуальных проблем современного российского общества;
иные совещательные и консультативные органы при Президенте Российской Федерации — оказывают содействие Президенту Российской Федерации в реализации его конституционных полномочий в сфере определения и реализации наиболее приоритетных направлений правовой политики, осуществляют подготовку предложений, направленных на совершенствование правовой политики в Российской Федерации, осуществляют иные полномочия в сфере правовой политики в соответствии с действующим законодательством;
Федеральное Собрание Российской Федерации — на основе Конституции РФ отражает наиболее актуальные потребности общества и государства в системе законодательных норм, разрабатывает перспективные планы законотворческой деятельности, формирует законодательную базу правовой политики Российской Федерации;
Правительство Российской Федерации — в пределах своих полномочий обеспечивает проведение единой государственной правовой политики, формирует федеральные целевые, программы и обеспечивает их реализацию через правовые механизмы, руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность в сфере реализации правовой политики государства;
Министерство юстиции Российской Федерации — проводит государственную политику в сфере юстиции, координирует деятельность иных органов исполнительной власти в этой сфере. С этой целью оно готовит необходимые законопроекты, производит юридическую экспертизу конституций (уставов) субъектов Федерации, а также их нормативных правовых актов, осуществляет контроль за соблюдением установленных правил подготовки нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти и их государственной регистрации, реализует иные полномочия, предусмотренные законодательством;
Высшие органы судебной власти в Российской Федерации (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ) — формируют и реализуют правовую политику в процессе осуществления конституционного контроля, судебного надзора, официального толкования права, законодательной инициативы и осуществления правосудия.
Высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти субъектов Российской Федерации — в рамках своих конституционных полномочий обеспечивают эффективное решение актуальных проблем жизни того или иного региона Российской Федерации путем формирования региональных программ правовой политики, разработки, принятия и реализации необходимого регионального законодательства, осуществления контроля за законностью региональных правовых актов и правосудия.
Необходимые качества правовой политики, идеальная сторона ее содержания раскрываются, прежде всего, в ее принципах, в тех требованиях, которым она должна соответствовать. В каждом отдельном государстве в конкретный период его развития принципы правовой политики специфичны.
В частности, современная правовая политика Российского государства, для того чтобы быть эффективной, должна отвечать следующим основным принципам:
— социально-политическая обусловленность — принимаемые
в юридической сфере решения, акты и предпринимаемые действия
основываются на актуальных объективно сформировавшихся потребностях и интересах личности, общества и государства;
— научная обоснованность — правовая политика основывается на положениях и рекомендациях юридической науки, теоретических и прикладных разработках авторитетных научных цент
ров и школ;
— приоритетность прав и основных свобод человека и гражданина — создание условий для наиболее полной реализации и
эффективной защиты основополагающих прав и свобод человека
и гражданина является одним из определяющих направлений
правовой политики в Российской Федерации;
— легитимность — содержание правовой политики в Российской Федерации отражает интересы широких слоев населения.
Большинство граждан Российской Федерации одобряет и санкционирует направленность и содержание правовой политики государства, а также ее разработку и реализацию субъектами гражданского общества, а также законными органами государственной
власти;
— демократический характер — правовая политика формируется и осуществляется при участии и под контролем широких
слоев населения. Злоупотребление правовыми средствами, использование правовой формы в интересах узких групп субъектов
или отдельных личностей не допускается;
— законность — правовая политика Российской Федерации
основывается на нормах Конституции РФ, федеральных зако
нов, законов субъектов Федерации, а также не противоречащих
им нормах подзаконных нормативных правовых актов. Запрещается использование правовых механизмов и процедур, если такая деятельность связана с нарушениями предписаний названных правовых актов либо направлена на достижение противоправных целей; учет нравственно-ценностных устоев и культурных традиций общества — правовая политика основывается на обще
признанных нравственных ценностях и культурных традициях
российского общества, базируется на идеях гуманизма, справедливости, коллективизма, взаимопомощи и социального компромисса, приоритета общесоциальных интересов над индивидуальными потребностями, уважения к государственным институтам,
национально-культурного равноправия, уважения ценностей и
традиций всех народов России и мирового сообщества;
— согласованность с международными стандартами правового регулирования при учете национальных интересов —
правовая политика в Российской Федерации основана на обще
признанных принципах и нормах международного права и международно-правовых стандартах правового регулирования, не
противоречащих ее национальным интересам;
— гласность — в Российской Федерации обеспечивается открытый доступ к информации о сущности, целях, принципах и механизмах реализации правовой политики;
—целенаправленность, четкое определение приоритетов —
проведение правовой политики основывается на непротиворечивой системе стратегических и ближайших целей, а также наиболее актуальных на конкретном этапе развития общества практических задачах (приоритетах);
—прогнозирование — курс правового развития общества основан на предвидении потенциально возможных в перспективе вариантов развития регулируемых отношений и предпринимаемых
в юридической сфере решений. Любая модель правовой политики
должна учитывать как текущий момент социального состояния, так
и его динамику, тенденции и перспективы дальнейшего развития,
быть рассчитана на своевременный учет возможных изменений;
—планомерность и поэтапность — правовая политика проводится на основе долгосрочной программы юридического ре
формирования общества, а также на системе ближайших планов
правотворческой деятельности и правореализационных мероприятий;
— реалистичность, ориентация на достижимые результаты — правовые средства используются для достижения реальных, потенциально достижимых в наличных условиях общественной жизни целей.
Стратегические цели и наиболее актуальные задачи (приоритеты) правовой политики любого государства вытекают из объективных интересов и потребностей личности, общества и государства, сформировавшихся на конкретном этапе его развития.
Так, стратегическими, перспективными целями правовой политики в России являются:
— социальная и политическая стабильность;
— экономический прогресс;
— высокий уровень качества и продолжительности жизни
граждан;
— безопасность личности, общества и государства;
— высокий авторитет и полноправие в международных отношениях;
— экологическое благополучие;
— высокий уровень развития науки и технологий;
— широкая легитимация нравственных и культурных ценностей и традиций;
— гражданское общество;
— правовое демократическое государство;
— высокий общественный авторитет институтов права и государственной власти;
— надежные механизмы обеспечения и защиты неотчуждаемых прав свобод человека;
— эффективные механизмы государственного управления и
правового регулирования;
— высокий уровень гражданской дисциплины, законности и
правопорядка в обществе;
— минимизация преступности и коррупции;
— развитое правосознание и правовая культура российских
граждан и государственных служащих.
Наиболее актуальными задачами (приоритетами) современной правовой политики России являются:
— выработка и научное обоснование стратегии правового раз
вития на длительную перспективу;
— разработка среднесрочных и краткосрочных программ раз
вития отдельных отраслей правового регулирования;
— устранение пробельности российского законодательства;
— повышение степени согласованности в системе нормативных
правовых актов;
— совершенствование юридических гарантий, правовых механизмов, обеспечивающих реализацию стратегических и частных
целей и задач правового регулирования;
— совершенствование механизмов реального обеспечения и
защиты прав и законных интересов человека и гражданина;
— создание стабильной государственности, реформа исполни
тельной власти; совершенствование конституционной модели разделения властей в направлении перераспределения властных полномочий между президентскими структурами, парламентом и правительством;
— дальнейшее развитие федерализма, устранение асимметрии между центром и регионами, законодательное разграничение
полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти;
— совершенствование процедур профилактики и преодоления
коллизий правовых актов Российской Федерации и субъектов Федерации;
— декриминализация общественных отношений;
— борьба с коррупцией в органах власти всех уровней;
—вытеснение криминально-теневой экономики, пресечение
противоправной корыстной экономической деятельности, поддержка честного и открытого бизнеса и добросовестной конкуренции,
создание благоприятных правовых условий для стимулирования
экономического роста;
— выстраивание эффективного механизма взаимодействия
между гражданским обществом и государством, стимулирование
активного проявления гражданской инициативы;
— создание правовых условий для преодоления правового нигилизма, оздоровления нравственного состояния российского общества.