Правотворчество и кодификация
Главное назначение кодификации состоит в обеспечении наиболее полного правового регулирования определенной сферы общественных отношений путем издания логически стройных нормативно-правовых актов комплексного характера. Поэтому кодификация является одной из важнейших разновидностей (типов) правотворчества. Творческая роль кодификации выражается в управлении системностью законодательства, усилении его юридического единства и согласованности.
Кодификацию и кодифицированные акты отличает совокупность признаков, характеризующих особенности объекта и метода регулирования, содержание и структуру кодифицированных актов, порядок их принятия, изменения и действия.
Особенности объекта регулирования заключаются в том, что кодифицированные акты своим регулирующим действием охватывают, как правило, такой комплекс или такую область общественных отношений, которым присущи единые принципы функционирования. Широта охватываемого объекта, его системность обуславливают и широту и сферы действия кодифицированных актов. Нормы права, составляющие отраслевую структуру системы права, получают выражение в кодифицированных актах, т.е. существует непосредственная связь кодифицированных актов с системой права. Кодифицированные акты служат основным предметным выражением системы права.
Особенности метода действия кодифицированных актов выражаются в полноте и системности кодифицированного регулирования. Особенностью содержания кодифицированных актов являются их логическая завершенность и системность, внутренняя взаимосвязь и согласованность (наличие обобщений и дефиниций, уточнение или развитие одних норм другими, обеспечение регулятивных норм охранительными и т.д.). Особенности содержания кодифицированных актов гарантируют полноту, интеграцию, дифференциацию, стабильность и устойчивость их регулятивного действия.
Специфика структуры кодифицированного акта состоит, прежде всего, в четком разделении функциональной роли различных его частей, в выделении Общей и Особенной частей.
Кодифицированные акты отличаются рядом особенностей в порядке принятия, изменения и действия. Принятие основных кодифицированных актов обычно осуществляется путем издания законов. Изменения производятся путем внесения в них необходимых поправок. Кодифицированные акты отличаются стабильностью, которая не противоречит возможности обновления актов, приведения их в соответствие с достигнутым уровнем и назревшими потребностями общественного развития, а служит большей длительности действия кодифицированных актов по сравнению с актами текущего законодательства.
Поэтому кодификация является важнейшим типом правотворчества, при котором издается единый сводный юридически и логически цельный, внутренне согласованный нормативный акт (кодекс), обеспечивающий наиболее полное, обобщенное и системное регулирование определенной области общественных отношений.
Кодификация свидетельствует о высоком уровне правотворчества, а кодифицированные акты представляют пример рационального законотворчества.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое инкорпорация?
2. Дайте понятие кодификации.
3. Приведите примеры консолидации.
4. Чем отличается официальная инкорпорация от официозной?
Список рекомендуемой литературы.
1. Иванников И.А. Общая теория государства и права: Учебное пособие. – М., Ростов н/Д., 2006.
2. Иванников И.А. Проблемы государства и права России начала XXI века. -Ростов н/Д., 2003.
3. Иванников И.А. Организованная преступность и государственная власть в России (конец XX- начало XXI столетия). Монография. - Ростов н/Д., 2002.
4. Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В. Теория государства и права: Учебное прособие. – Ростов н/Д., 2002.
5. Чепурнова Н.М., Серегин А.В. Теория государства и права: Учебное пособие. – М., 2007.
6. Серегин А.В. Стратегические императивы русской теории государства и права. Монография. – Ростов н/Д., – 2007.
7. Рассказов Л.П. Теория государства и права: Учебник для вузов. – 2-е изд. - М., 2009.
8. Власенко Н.А. Теория государства и права. Научно-практическое пособие для самостоятельной подготовки студентов всех форм обучения. – М., 2009.
9. Протасов В.Н., Протасова Н.В. Лекции по общей теории права и теории государства. – М., 2010.
10. Чистяков Н.М. Теория государства и права: учебное пособие. – М., 2010.
ГЛАВА 3.6. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА
Понятие «правовая система»
В каждом государственно-организованном обществе существует не только экономическая, политическая, но и правовая система, которая юридически выражает и защищает конкретный социально-экономический и политический строй, интересы и волю правящей элиты (класса, нации, расы).
«Правовая система, - отмечает В.А. Агафонов, - может рассматриваться в статическом аспекте, т.е. с точки зрения её структуры и состава (который объединяет её основные стороны – правосознание, официальное право и правопорядок), и в динамическом аспекте, с точки зрения функционирования и эволюционирования системы как целого (выполняемые ею функции – реформаторская, охранительно-стабилизационная, коммуникативная, культурная, воспитательная) и её отдельных элементов»[1225].
По мнению И.А. Иванникова, «Правовая система отдельно взятого государства отражает историко-правовые, этнокультурные, религиозные и иные особенности его народа»[1226].
Таким образом, правовая система представляет собой сложное, собирательное понятие, отражающее всю совокупность юридических явлений данного общества. Поэтому для Н.И. Матузова, категория «правовая система» не совпадает «ни с системой права (внутренней его структурой), ни с системой законодательства (той или иной компоновкой действующих нормативных актов), ни даже с правовой надстройкой. … В широком смысле она выступает нормативной основой всего социально-экономического и политического строя общества, основой, поддерживаемой государством»[1227].
С точки зрения В.Н. Синюкова и Ф.А. Григорьева, под правовой системой понимается «социальная организация, включающая основные компоненты национальной правовой культуры: право и законодательство, юридическую практику и правовую идеологию (доктрину)»[1228].
Вместе с тем, та или иная правовая система может способствовать либо препятствовать общественному прогрессу. Это зависит от целей, задач и социальной природы того общества, в котором она существует.
Соотношение правовой системы и правовой надстройки не тождественны.
Во-первых, правовая надстройка включает в себя и не господствующую идеологию, в то время как правовая система создается государством исключительно в целях защиты своих интересов, выражения своей воли и несовместима с каким-либо «посторонним вмешательством».
Во-вторых, надстройка – это категория философии, а правовая система – сугубо юридическое понятие. У них разное функциональное назначение.
В понятие правовой системы включают следующие элемены:
1) право как совокупность создаваемых и охраняемых государством норм;
2) законодательство как форму выражения этих норм (нормативные правовые акты);
3) правовые учреждения, осуществляющие правовую политику государства;
4) судебную и иную юридическую практику;
5) механизм правового регулирования;
6) правореализационный процесс (включая акты применения и толкования);
7) права, свободы и обязанности граждан (право в субъективном смысле);
8) систему складывающихся и функционирующих в обществе правоотношений;
9) законность и правопорядок;
10) правовое сознание;
11) субъекты права (индивидуальные и коллективные), организующие и приводящие весь правовой механизм в действие;
12) систематизирующие связи, обеспечивающие единство, целостность и стабильность системы;
13) иные правовые явления (юридическая ответственность, правосубъектность, правовой статус, законные интересы и т.п.). Активную роль играют юридические факты, которые обеспечивают ее связь с реальными жизненными отношениями.
Исходя из этого, правовую системуможно определить как совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств, с помощью которых государство оказывает необходимое нормативное воздействие на общественные отношения (закрепление, регулирование, охрана, защита).
Все элементы правовой системы подчинены единым целям и задачам, выражают в концентрированном виде ассоциированную волю и интересы народа или господствующего класса (нации, расы и т.д.).