Глава 3.5. системетизация законодательства
Понятие «систематизация законодательства»
В широком смысле под систематизацией правапринято понимать упорядочивание источников права и содержащегося в них нормативного материала путем сбора, объединения и расположения в определенной последовательности, способствующей их правильной и эффективной реализации[1218]. Необходимость в систематизации правовых норм обусловлена тем, что юридические правила поведения, санкционируемые государством, как правило, создаются в разное время, по разным обстоятельствам и различными законотворческими органами. «В условиях политической и экономической нестабильности, - отмечает И.А. Иванников, - они часто меняются, дополняются либо признаются утратившими силу полностью или частично»[1219].
Для устранения данных негативных последствий применяется систематизация нормативно-правовых актов, представляющая собой целенаправленную деятельность государственных органов, негосударственных организаций и отдельных лиц по упорядочению, усовершенствованию юридических правил поведения, приведению их в определенную согласованную систему.
Таким образом, систематизирование нормативного материала является общеюридической проблемой для деятельности субъектов правотворчества, правоприменения и толкования права.
В теории юриспруденции систематизация законодательства делится на несколько видов. Так, выделяют внешнюю и внутреннюю систематизацию.
Внешняя систематизация –это группировка, которая имеет цель упорядочения правового материала, расположения его по разделам для удобства пользования им на практике[1220].
Внутренняя систематизация –направлена на достижение внутреннего единства правовых норм, на устранение коллизий и пробелов в праве[1221].
На практике, зачастую проводят систематизацию законодательства по отраслям права. Структура законодательства по отраслям называется горизонтальной систематизацией, а по юридической силе законов – вертикальной (иерархической).
Важнейшим средством успешной систематизации правовых норм является законодательная техника. Она определяется как совокупность базирующих на практике нормотворчества, теоретически обоснованных правил и приемов подготовки наиболее совершенных и целесообразных по форме и структуре проектов нормативных актов, обеспечивающих максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, доступность и легкую обозримость нормативного материала, исчерпывающих охват регулируемых вопросов[1222].
Понятием законодательной или правотворческой техники охватываются научно-практические знания о правилах подготовки проектов нормативных актов, порядке внесения поправок и дополнений в действующее законодательство, теоретические способы поиска и объединения нормативного материала, приемы расположения источников права в их системном соотношении.
Виды систематизации
Традиционно в отечественной юридической литературе выделяют четыре вида систематизации законодательства:
- учет нормативно-правовых актов;
- инкорпорацию;
- кодификацию;
- консолидацию.
Учет нормативно-правовых актов– это деятельность по сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии нормативно-правовых актов, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой правовой информации в массиве актов, взятых на учет.
Учет осуществляется практически всеми государственными органами, юридическими лицами и практикующими юристами для удовлетворения собственных потребностей в правовой информации либо в коммерческих целях, для обеспечения правовой информацией иных субъектов.
Основной задачей учета является сбор нормативно-правовых актов и поддержание их в таком состоянии, которое обеспечивает быстрое нахождение нужной правовой информации.
Значительную часть нормативно-правовых актов берут из официально публикуемых сборников нормативно-правовых актов. Совокупность Нормативно-правовых актов, взятых на учет, составляет информационный фонд, в котором нормативные акты хранятся в определенном порядке: по разделам, по правотворческим органам, по хронологии.
Инкорпорацияпредставляет собойсистематизацию путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое юридическое значение. Примерами инкорпорации являются: Свод законов Российской Империи 1832 г. в 16 томах; Свод законов СССР 1988 г. в 10 томах, Свод законов РСФСР 1986-1988 гг. в 8 томах. По Указу Президента РФ от 06.02. 1995 г. № 94 «О подготовке к созданию Свода законов Российской Федерации» ведется подготовка к составлению и изданию Свода законов действующих в современной России.
Инкорпорация бывает: официальной, официозной и неофициальной[1223].
При официальной инкорпорации, по поручению и под контролем органов государственной власти, могут издаваться сборники законов, постановлений правительства, сборники министерских приказов, инструкций и т.д. Формальным показателем официальности опубликования текстов нормативно-правовых актов являются грифы на титульном листе сборников: «утверждаю», «согласен», «официальное издание». Другим признаком официального характера актов инкорпорации является участие в их опубликовании и редактировании руководителей органов, которые ранее приняли собранные в сборник нормативно-правовые акты.
Официозная и инкорпорация выглядит как подготовка и опубликование текстов сборников нормативно-правовых актов с согласия органов власти научно-консультативными советами авторитетных ученых, высококвалифицированных сотрудников юристов этих учреждений и т.д. В данном случае официозность подобных сборников определяется авторитетным мнением специалистов, работающих в данных органах и принявших участие в инкорпорировании нормативного материала. Например, в практике Верховного Суда РФ имеется своеобразная традиция периодически готовить и публиковать Сборники постановлений Пленума Верховного Суда за определенные периоды времени. Они готовятся членами Научно-консультативного Совета, работниками Верховного Суда, видными учеными-юристами и пользуются исключительным авторитетом у всех практикующих юристов.
Неофициальная инкорпорация представляет собой наиболее разнообразный слой систематизированного изложения различных нормативно-правовых актов, которое осуществляют и используют все заинтересованные в этом субъекты: граждане, юристы, должностные лица, общественные объединения и т.д. Это может быть «коммерческое» опубликование текстов нормативных актов различными издательствами, составление компьютерных программ поиска нормативного материала (Гарант, Кодекс, Консультант Плюс и т.д.), упорядочивание нормативного материала юристами учеными и практиками путем занесения текстов правовых актов на карточки, составление папок с материалами и т.д. Известно, что каждый уважающий свою специальность юрист – следователь, судья, прокурор, адвокат и т.д. – всегда имеет у себя дома или на работе всевозможные вырезки из газет, журналов, распечатки текстов законодательства и важнейших правоприменительных актов прецедентного значения, собирает, подшивая и вклеивая изменения и дополнения к текстам источников права. Это и есть тематическое, или хронологическое, инкорпорирование источников права[1224].
Кодификация –это разновидность систематизации, характеризующаяся объединением нормативно-правовых актов в единый, логически цельный, не противоречивый акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность. Поэтому кодификация – наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации. Примерами кодификации являются гражданский, уголовный, таможенный и иные кодексы Российской Федерации.
Кодификация законодательства может быть всеобщей, когда переработке подвергается значительная часть законодательства; отраслевой, когда перерабатываются нормы определенной сферы законодательства; и, специальной, когда перерабатываются нормы какого-либо правового института.
К признакам кодификации относятся:
- во-первых, то что, ее могут заниматься исключительно специальные органы;
- во-вторых, в итоге кодификации всегда появляется новый нормативно-правовой акт – кодекс;
- в-третьих, кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере.
С кодификацией тесно связана, но вместе с тем от нее отличается консолидациянормативно-правовых актов, представляющая собой промежуточное звено, между кодификацией и инкорпорацией, в процессе которой несколько нормативно-правовых актов объединяются в один. По существу, консолидирование означает объединение имеющегося нормативно-правового материала путем устранения разрозненности и многочисленности правовых норм, сведением их в один нормативно-правовой акт.
Консолидация может использоваться только правотворческими органами и лишь, в отношении принятых ими нормативно-правовыми актами. При консолидации, объединенные нормативно-правовые акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный нормативно-правовой акт. Но консолидация не меняет содержание правового регулирования.
Издание консолидированных нормативно-правовых актов широко распространено в Великобритании и Франции.