Форма государственного (политического) режима
Изучение формы правления исключительно через призму политико-территориального устройства не отражает всей полноты исследуемого явления. Сферу познания, значительно обогащает рассмотрение категории государственного режима, под которым принято понимать совокупность средств и методов осуществления государственной власти[659]. Непосредственным объектом анализа в рамках этого определения являются реально действующие нормы, образцы поведения, формирующие правосознание личности и регламентирующие отношения власти и подчинения, между классами, нациями, социальными группами и их объединениями в условиях конкретно исторической модели организации публичной власти. Поэтому на фоне относительного консерватизма других элементов формы государства (формы правления и формы государственного устройства) политический режим наиболее подвижен и изменчив. Его динамичность способствует более точному уяснению содержания и характера государственной власти, оказывающих влияние на все общество в целом.
Данная категория позволяет выявить глубинную, сущностную природу политического господства, раскрыть специфику организации системы разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной и др.), с одной стороны, и показать особенности конституционного закрепления правового статуса личности, степень централизации государственного управления с другой. Кроме того, правила и цели взаимодействия субъектов властеотношений характеризуют один из ключевых признаков построения любого социального управления, а именно степень его легитимности, под которой понимается признание и готовность населения повиноваться официальной воли. Таким образом, если считать политику полем взаимодействия человека и государства, то необходимо иметь в виду два возможных варианта построения публичных связей, постоянно, но отнюдь не равномерно, распространяющихся в истории человечества. Первый тип выражается в подчинении, подавлении личности государством, когда индивид рассматривается как малая и незначительная частичка, все параметры которой задаются ритмом и проблемами существования господствующей элиты.
Иной вариант социального взаимодействия представляет органическое сочетание интересов личности, общества и государства.
Следует отметить, что вопрос градации государственного режима является дискуссионным.
Так, С.Ю. Кашкин различает демократический политический режим; либеральный, авторитарный и тоталитарный[660].
В.В. Баглай и Ю.И. Лейбо выделяют демократический государственный режим, разделяемый ими на либеральный, где государство провозглашает политические права, и социальный, в котором власть обеспечивает права экономические; а также авторитарный, существующий в шести различныхформах: тоталитарной, военно-диктаторской, монократической, клерикальной, конституционно-авторитарной и личностно-авторитарной[661].
Данные классификации страдают неточностями, так как они слишком усложнены и запутанны. В отличие от вышеприведенных подходов государственные режимы целесообразно делить на демократические и антидемократические.
Вместе с тем, в условиях любого государственного режима, хотя и в неодинаковой степени, зачастую совершенно с различной направленностью
используются методы, как убеждения, так и принуждения.
При демократическом режиме стимулируется политическая активность граждан, существует сравнительно нейтральное отношение к партиям, представляющим интересы различных слоев господствующей социальной общности: для них создаются приблизительно равные условия, допускается политическая оппозиция, меры легального принуждения, а иногда и силового воздействия применяются по отношению к тем группировкам, которые, нарушая конституцию, призывают к насильственному свержению законно избранных органов государственной власти. В условиях всевозможного рода антидемократических режимов стимулируется пропаганда реакционной политической идеологии (расизм и др.), основанной на распространении идей о борьбе между нациями, этническими группами, социальными слоями населения и т.д., приводящей к перманентному насилию. Как правило, такие способы властвования ведут к установлению единоличной диктатуры. Методы убеждения используются крайне редко, ибо считается, что тот, кто не с нами, тот против нас. В целом, конформизм не свойственен антидемократическим (авторитарным и тоталитарным) режимам. Он применяется только по отношению к организациям и представителям господствующей элиты, которая практически освобождается от всякой ответственности за свои действия. Поэтому систематическое насилие по отношению к любым политическим оппонентам, противникам режима и просто несогласным (диссидентам) является характерной чертой антидемократического способа осуществления власти.
«Демократический государственный режим, - по мнению И.А. Иванникова, - существует в том государстве, где государственная власть основана на принципе подчинения меньшинства большинству и где уважаются права меньшинства. В демократическом государстве властные органы имеют мандат народа, либо непосредственно избираются народом, а объем и пределы их власти определены законом. В обществе утверждается верховенство права, независимое правосудие, защита в судебном порядке неотъемлемых прав и свобод гражданина и человека»[662].
Вместе с тем, демократии в чистом виде не существует нигде, так как народ не может править и заниматься политикой, потому что он должен работать и платить налоги на содержание государственной власти. Политические режимы признающие многие демократические принципы по существу являются полиархиями. Отличие полиархий от других видов режима «возникает в результате совмещения двух характеристик: относительно высокой терпимости к оппозиции – к тем, кто противостоит действиям правительства, и относительно широких возможностей участвовать во влиянии на поведение правительства и даже в смещении мирным путем различных официальных лиц. Более определенно полиархии можно отличать от других режимов, - пишет Р.А. Даль, - благодаря наличию и реальному функционированию семи институтам»[663]:
- всеобщих выборов;
- представительных органов власти (парламентов);
- участие граждан в общественных делах;
- свободы слова, печати, совести и вероисповедания;
- негосударственные средства массовой информации;
- оппозиционных партий, автономных неправительственных движений, организаций и т.д.;
- влияние общественного мнения на правительство[664].
С точки зрения А.А. Иванова, «полиархия – множественность, рассредоточенность власти; реально существующие режимы, которые в значительной степени соответствуют демократическому идеалу»[665].
Современная полиархия характеризуется множественностью и многоуровневостью социальных начал, формирующих единую государственную власть.
С одной стороны, для полиархии свойственно воплощение в жизнь ряда демократических принципов:
- всеобщего равного, прямого, избирательного права при тайном голосовании;
- наличие в стране легальной оппозиции;
- существование автономных организаций граждан для защиты своих интересов в форме партий, профессиональных союзов, общественных объединений и движений;
- гарантия прав и свобод человека и гражданина;
- использование института референдума;
- формальное равенство всех перед законом и судом и т.д.
С другой стороны важным элементом полиархии является механизм меритократии – системы отбора достойнейших, одаренных и заслуженных людей, призванных служить государству и народу.[666] Функцию элитарного отбора выполняют политические партии, главы государств и различные цензы: профессиональные, образовательные, моральные и т.д. Например, Президент Италии имеет право назначить пожизненно сенаторами пять граждан, прославивших Родину выдающимися достижениями в социальной, научной, художественной и литературной областях. Практически всегда на аристократических началах формируется судебная власть, так во Франции глава государства, Председатель Национального Собрания и Председатель Сената назначают по три члена Конституционного Совета. Помимо этих девяти человек в Совет пожизненно входят бывшие Президенты Французской Республики. Председатель Конституционного Совета назначается Президентом страны. Его голос является решающим в случае разделения голосов поровну. Конституционный Суд Италии состоит из 15 судей, назначаемым по третям: Президентом Республики, парламентом на совместном заседании палат и Высшей общей и административной магистратурой. 12 членов Конституционного Суда Испании назначаются Королем; из них четверо – по предложению Конгресса, принимаемому большинством в 3/5 голосов его членов; четверо – по предложению Сената, принимаемому таким же большинством; двое – по предложению правительства и двое по предложению Генерального совета судебной власти. Председатель Конституционного Суда назначается Королем из числа его членов по предложению полного состава этого Суда[667].
Кроме того, к лицам, входящим в состав структур, осуществляющих конституционный контроль, законодательство предъявляет, как правило, очень жесткие требования: высокий уровень квалификации, длительный стаж работы по юридической специальности, безупречная репутация и т.д. В качестве примера можно привести положения статьи 159 (часть 2) Конституции Испании, в соответствии с которой все члены Конституционного Суда должны быть юристами, чья компетентность общепризнанна, и работать в своей профессии к моменту назначения более 15 лет. Показательна в этом плане и статья 8 «Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации» Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». В ней говориться, что в состав этого органа может быть назначен только гражданин страны, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий, наконец, признанной высокой квалификацией в области права[668].
Особенностью аргентинской судебной системы является институт Совета магистратуры. В его состав входят представители Президента, Конгресса, судьи различных инстанций, адвокаты, включенные в федеральный реестр. В Совет назначаются также представители академического и научного сообщества, избираемые межуниверситетским национальным советом, советами университетов и другими коллегиальными органами этих сообществ[669].
Совет магистратуры осуществляет, в частности, следующие полномочия:
1) отбирает путем открытого конкурса кандидатов на должности судей;
2) представляет свои решения Президенту по назначению на должности судей в виде троек кандидатов, из которых должен быть сделан выбор;
3) исполняет бюджет в части расходов на отправление правосудия;
4) осуществляет дисциплинарные полномочия в отношении судей;
5) принимает решение о начале процедуры отрешения от должности судей и выдвигает против них соответствующее обвинение[670].
Само решение об отрешении от должности аргентинских судей, кроме магистратов Верховного суда, принимается специальным Жюри по импичменту, в состав которого входят представители законодательной власти, судьи и федеральные адвокаты[671].
Полиархии присущи также олигархические и авторитарные черты. Ведь нельзя отрицать влияние на власть финансовых, промышленных и иных лобби, проталкивающих выгодные им законодательные проекты в парламенте и финансирующие предвыборные компании нужных им кандидатов в депутаты или на пост главы государства. Согласно Конституции Аргентины 1853 г. (в ред. 1994 г.) в Сенат (верхнюю палату Конгресса) может быть избранно лицо не моложе 30 лет, которое является гражданином Республики не менее шести лет, родилось в соответствующем регионе либо постоянно проживает в нем не менее двух лет и имеет стабильных доход не менее 2 тыс. песо или иные равноценные поступления[672]. Сенатором верхней палаты канадского парламента может быть лицо не старше 75 лет, проживающее в провинции не менее 30 лет и обладающее недвижимым имуществом стоимостью как минимум 4 000 долларов[673].
Наличие же персональной ответственности и единоличных органов государственной власти предполагает поддержание харизматического авторитета премьер-министра, короля, президента, председателя и т.д. возглавляющих и объединяющих нацию своей волей и популярностью.
Таким образом, полиархия представляет собой форму смешанного политического режима основанного на сочетании демократических, авторитарных, меритократических и олигархических принципах.
Вместе с тем, полиархии можно гуманизировать, создав гражданскую (цивилитарную) собственность, представляющую собой идеальную долю каждого собственника в общей собственности всех граждан[674]. Фактически владелец гражданской собственности будет получать лишь соответствующую его идеальной доле часть денежных доходов от объектов общей собственности (природных ресурсов: нефти, газа и т.п.). Эти денежные поступления на специальные счета каждого юридически можно обозначить как реальную долю владельца гражданской собственности, которой он может распоряжаться по своему усмотрению. Сама же гражданская собственность в виде идеальной доли по природе своей не может быть изъята из общей собственности и не может быть предметом, какой либо сделки. Она носит персонально определенный, неотчуждаемый характер и принадлежит гражданину от рождения до смерти. Неотчуждаемое право на гражданскую собственность – это, следовательно, не естественное право каждого человека, а социально-политическое по своему смыслу прижизненное, личное, субъективное право каждого гражданина[675].
Многие государства Западной Европы являются полиархическими. Например, в Конституции Швеции 1974 года в Главе 1 параграфа 1 отмечается, что «Вся государственная власть в Швеции исходит от народа. Правление шведского народа основывается на свободном формировании мнений на всеобщем и равном избирательном праве. Правление осуществляется посредством государственного строя, основанного на представительной и парламентской системе, и посредством коммунального самоуправления. Государственная власть осуществляется в соответствии с законом», а параграф 2 гласит: «Государственная власть должна осуществляться с уважением к достоинству всех людей вообще и к свободе и достоинству каждого человека.
Различное личное, экономическое и культурное благосостояние частных лиц должно быть основной целью деятельности государства. Оно обязано обеспечить всем право на труд, жилище и образование, а также содействовать социальному обеспечению, безопасности и хорошим условиям жизни.
Общество должно заботиться о том, чтобы демократические идеи оставались направляющими во всех общественных сферах. Общество должно обеспечивать мужчинам и женщинам равные права, а также защиту личной, частной и семейной жизни. Будет поощряться право этнических, языковых и религиозных меньшинств сохранять и развивать собственную культурную и общественную жизнь (в ред. Закона 1976 № 871)»[676].
Аналогичные права закрепляются в Конституции Королевства Нидерландов 1983 года[677].
Самое демократическое толкование прав подданных дается в Конституции Великого Герцогства Люксембургского 1868 года (с конституционными поправками от 15 мая 1919 года, 28 апреля, 6, 15 и 21 мая 1948 года, 27 мая и 25 октября 1956 года, 27 января 1974 года, 13 июня 1979 года, 25 ноября 1983 года, 20 декабря 1988 года, 31 марта 1989 года, 13 июня 1989 года, 16 июня 1989 года, и 23декабря 1994 года.)[678], где статья 9, посвященная гражданству, была дополнена в 1994 году, положением, которым допускается предоставление некоторых политических прав нелюксембуржцам. Это связано с приведением законодательства стран Европейского Союза в соответствии с маахстрихскими соглашениями, предусматривающими расширение публичных прав граждан государств – членов Союза. Речь идет в данном случае о предоставлении активного избирательного права при формировании местных органов власти всем гражданам стран Европейского Союза, проживающим на территории конкретного государства на момент проведения выборов.
Конституция не признает за люксембуржцами никаких сословных различий, провозглашает равенство перед законом, равный доступ к государственной службе. Гарантом естественных прав личности и семьи является государство. Право на труд, свобода торговли и промышленности, профсоюзные свободы получают законодательное закрепление, равно как и организация социального обеспечения, здравоохранения и отдыха трудящихся.
Кроме того, основной закон герцогства гарантирует индивидуальную свободу, судебную защиту граждан, неприкосновенность жилища, религиозную свободу, свободу мнений и собраний, право на объединения, тайну переписки. Ограничение права собственности допускается лишь в интересах общества и при условии справедливого предварительного возмещения. Наказание конфискацией имущества запрещается.
Вместе с тем, Конституция Великого Герцогства Люксембург обязывает государство следить за состоянием образования и содействовать его развитию. Начальное образование является бесплатным и обязательным. В Конституции не установлены официальные государственные языки, фиксируется лишь положение о том, что порядок употребления языков в административном и судебном производствах определяет закон. Тем не менее, еще в 1906 году высшая судебная инстанция Люксембурга подчеркнула, что в случае разночтений французского и немецкого переводов законодательных положений судьи должны руководствоваться французским текстом, поскольку французский язык является единственным языком законодателя.
Таким образом, следует согласиться с Л.А. Тихомировым, сказавшим, что «свобода в ее истинном содержании не имеет ничего политически или общественно разрушительного точно так же, как ничего антимонархического. Напротив – она даже легче согласима с монархией, нежели с другими формами правления»[679].
Основные принципы полиархического политического режима реализуются и в республиканских государствах, таких как Швейцария, Финляндия, Португалия и др.
Кроме того, в мире существуют государства и с антидемократическим государственным режимом, где деятельность государственной власти не соответствует общепринятым демократическим нормам и институтам, осуществляется без учета мнения большинства населения. В этих государствах верховная власть либо вообще не имеет непосредственного мандата народа и определяется законом, либо имеет такой мандат, но в процессе своей реализации нарушает ранее провозглашенные обещания и произвольно осуществляется ограниченным кругом властвующих органов и лиц путем прямого использования управленческого административного аппарата, вооруженных сил и репрессивных методов. Права человека в антидемократическом государстве зачастую имеют декларативный характер.
В рамках антидемократического государственного режима можно выделить авторитарный и тоталитарный тип.
Авторитарный государственный режим ограничивает лишь политические права граждан, оставляя свободу в экономической сфере, где гарантируется плюрализм форм собственности и предпринимательской деятельности. Так, в Омане запрещены политические партии и профсоюзы, а вся законодательная и исполнительная власть принадлежит Султану[680], или в Саудовской Аравии, где Основной закон правительства (Basic system), изданный 1 марта 1992 года, в специальном разделе (статья 5) закрепляет положение семьи Саудитов, как «стержня» всего общества[681]. Более того, Король Саудовского государства одновременно является председателем Совета министров и верховным главнокомандующим вооруженными силами. Он вправе объявлять войну, чрезвычайное положение и всеобщую мобилизацию, назначать чиновников на все ответственные гражданские, военные и дипломатические должности. Совет министров рассматривается в качестве органа исполнительной и регламентарной власти. Его формирует государь, перед которым он несет ответственность. Посредством этого института монарх фактически осуществляет законодательные функции, так одобренные низамы (регламенты) на его заседании вводятся в действие королевскими декретами. При государе действует Консультативный совет, организация которого регулируется специальным низамом 1992 года. Он является совещательным органом, высказывающим свое мнение по проектам низамов, подготовленным Советом министров. Его состав назначается Королем в количестве председателя и 60 членов сроком на четыре года. Консультативный совет также выносит предварительное заключение по проектам планов социально-экономического развития, обсуждает отчеты министров, международные договоры и соглашения. Причем последнее слово для принятия решения всегда остается за монархом. Деятельность политических партий и профсоюзов в Королевстве Саудитов запрещена[682].
Особой спецификой отличается авторитарный режим иорданской монархии, в которой законодательная власть принадлежит Королю и Национальному собранию, состоящему из Сената, члены которого назначаются государем сроком на четыре года (половина его состава подлежит ротации каждые два года) и Палаты депутатов (восемьдесят мест), формирующейся путем проведения всеобщих прямых выборов. Причем, часть мандатов закрепляется за национальными и религиозными меньшинствами: шесть – за бедуинами (коренными жителями страны), три – за черкесами и чеченцами, девять – за христианами.
Король является главой Хашиминского государства, верховным главнокомандующим вооруженными силами страны. Кроме того, в соответствии с Конституцией 1952 года законы вступают в силу только с его согласия. Монарху также принадлежат права объявления войны и заключения мира; ратификации международных договоров и соглашений; определения даты выборов в Палату депутатов; роспуска Сената или освобождения от членства в нем любого сенатора, а также назначения спикера Сената и принятия его отставки; введения, присвоения и лишения гражданских и военных рангов, званий и почетных титулов, награждения орденами и медалями; помилования или отмены приговора суда.
Исполнительная власть осуществляется королем и правительством (Советом министров) во главе с премьер – министром, назначаемым на должность монархом[683].
Авторитарные режимы широко распространены и в республиканских государствах, например на Кубе.
Наиболее яркой формой антидемократического государственного режима является фашистский, или тоталитарный режим. Сама идея тоталитаризма о всеобщности, полноте, целостности процессов и явлений, не несет в себе ничего отрицательного, но в реальной жизни она не возможна без применения систематического насилия.
Таким образом, фашизм есть террористическая диктатура, зачастую являющаяся проявлением деятельности сильной, ловкой, умной и независимой личности.
В период «холодной войны» американцы К. Фридрих и 3. Бжезинский выделили следующие признаки тоталитаризма:
1) Наличие официальной идеологии, полностью отрицающий ранее существовавший порядок и призванный сплотить всех граждан общества для построения нового мира.
2) Наличие единственной в стране массовой партии, возглавляемой одним человеком (диктатором), организованной по олигархическому принципу и тесно интегрированной с государственной бюрократией.
3) Наличие партийного контроля над всеми средствами массовой информации и над всеми вооруженными силами.
4)Централизованное бюрократическое управление экономикой[684].
Данные признаки тоталитаризма не отражают суть фашизма и имеют цель отождествить фашизм и коммунизм. Но такой подход не научен, ибо он противоречит историческим реалиям.
Ведь фашизм и коммунизм действительно были враждебными политическим течениями. Гитлеровцы считали большевизм в свое время смертельным врагом национал-социализма, а большевики называли гитлеровскую партию партией врагов демократических свобод, средневековой реакции черносотенных погромов.
Кроме того, фашистская и коммунистическая идеологии имеют диаметрально противоположные черты:
а) фашизм направлен в прошлое (на создание тысячелетнего рейха, апеллирует к «крови и почве» и т.п.), а коммунизм – в будущее;
б) фашизм, по мысли Г. Димитрова и Ю. Жданова, - это форма классового господства буржуазии, открытая в XX веке, которая основана на частной собственности на средства производства, подозрительном отношении к представителям иных племен, рас и народов[685].
Фашистский режим впервые был установлен в монархическом государстве – Итальянском Королевстве; где в 1922 году к власти пришли «чернорубашечники» во главе с Б. Муссолини, которого Король назначил премьер – министром. Осуществление фашистской диктатуры привело к существенным изменениям в политической жизни общества: уничтожению буржуазно-демократических принципов организации и деятельности государственного аппарата, и замене их тоталитарными. Это проявилось в сосредоточении всей полноты публичной власти в руках партийной верхушки, строгой бюрократической централизации государственного управления и лишении представительных органов их реальных полномочий, создании корпоративной системы и установлении открытого террористического режима. Формально итальянская конституция не была отменена, но фактически она не действовала. Закон об обязанностях и прерогативах правительства 1925 года сосредоточил всю полноту исполнительной власти в руках главы правительства, который назначался и отзывался королем и был ответственен только перед ним. Поскольку монарх к этому времени стал полностью послушным воле крупнейших монополистов и партийных лидеров, Б. Муссолини стал фактически неограниченным руководителем исполнительной власти. Министры назначались королем по предложению главы правительства и были ответственны не перед парламентом, а перед государем и, что более существенно, перед главой правительства. Более того, законом устанавливалось, что без согласия премьер – министра ни один вопрос не может быть включен в повестку дня представительного органа. В 1926 году парламент принял решение о том, что премьер-министр может издавать постановления, регулирующие исполнение законов, организацию и функционирование государственного аппарата. Помимо этого он получил право по уполномочию представительного органа в исключительных случаях принимать подзаконные нормативно-правовые акты, имеющие силу закона. Тем самым практика делегированного законодательства беспредельно расширилась, а само оно, в силу того, что правительство перестало быть ответственным перед депутатским корпусом, оказалось изъятым из-под парламентского контроля. Вслед за этим исключительные законы 1926 – 1927 гг. о «защите государства» запретили все политические партии, кроме фашистской.
Понимая, что даже в условиях террористического режима выборы в парламент могут дать нежелательные результаты, Б. Муссолини принял меры по ликвидации буржуазно-демократических принципов формирования высших представительных органов. Первым шагом в этом направлении явилась реформа политического представительства 1928г., установившая, что Италия является единым избирательным округом. Избранию подлежали 400 депутатов. Список кандидатов, составлялся одним из высших органов фашистской партии – Большим фашистским советом, и после опубликования ставился на голосование. Если не менее половины избирателей, участвовавших в голосовании, поддерживали список, то все кандидаты считались избранными.
Кроме того, избирательным правом пользовались итальянские граждане, достигшие 21 года, и делающие взнос в фашистские профсоюзы – синдикаты, или уплачивающие не менее 100 лир прямого налога, либо обладающие именными акциями, или облигациями, или являющиеся лицами духовного сана. Практически это означало, что число избирателей значительно ограничивалось, т.к. ими могли стать только имущие или просто надежные с точки зрения правящей партии категории населения. Да и роль их сводилась только к формальному одобрению списка Большого фашистского совета. В дальнейшем и эта антидемократическая избирательная система оказалась стеснительной для тоталитаризма. Поэтому вполне закономерно, что после подготовки мероприятий по созданию корпоративного государства был окончательно упразднен парламент.
1. Идея создания тоталитарной модели организации публичной власти в обществе, имеющей надклассовый, примиряющий интересы труда и капитала характер, занимала видное место в политической пропаганде итальянского фашизма. «Фашистская концепция государства всеобъемлюща; вне его не существует ни человеческих, ни духовных ценностей, либо они имеют ценность значительно меньшую. Понимаемый таким образом фашизм тоталитарен, и фашистское Государство – синтез и объединение, включающее в себя все ценности… основание фашизма – концепция Государства, его характер, его долг, его цель. Фашизм рассматривает Государство как абсолют, в сравнении скоторым все индивиды или группы относительны и должны рассматриваться только по отношению к Государству»[686]. Одним из первых шагов по пути создания всеобщего государства был Закон о правовой организации коллективных трудовых отношений 1926 года, в соответствии с которым распускались существовавшие профсоюзы итальянских рабочих и служащих. По основным отраслям производства были созданы трудовые и предпринимательские синдикаты. Уставы этих организаций утверждались королевским декретом, а их должностные лица назначались правительственными органами и работали под контролем последних. Для координации взаимоотношений синдикаты одной и той же отрасли производства объединялись в корпорации. Из представителей синдикатов, а также чиновников ряда министерств и фашистской партии создавались Советы корпораций, члены которых утверждались Б. Муссолини, являвшимся одновременно и главой созданного тогда же министерства корпораций.
В целом, основные принципы «корпоративной системы» были изложены в Хартии труда 1927 года, которая провозглашала, что корпорации признаются государственными органами и получают право издавать обязательные для синдикатов постановления в области регулирования трудовых отношений и производства. В 1930г. промышленники Италии учредили Национальный совет корпораций – совещательный орган при правительстве по вопросам производства и труда, а в 1939г. на его основе, вместо упраздненного парламента была создана «палата фаший (фашистских организаций) и корпораций», состоящая из членов правительства, высших органов фашистской партии, советов корпораций и отдельных специалистов. Все 650 членов палаты назначались Б. Муссолини. Причем функции палаты формулировались крайне неопределенно: «сотрудничать с правительством в издании законов».
Важную роль в механизме корпоративного государства играла фашистская партия. Она превратилась в строго централизованный, бюрократически организованный государственный орган. Ее устав утверждался королевским указом. Партию (как и правительство) возглавлял дуче – невыборный и несменяемый вождь.
Партийные органы делились на единоличные и коллегиальные. Последние выполняли главным образом совещательные функции. К единоличным относились дуче, генеральный и административный секретари, федеральные секретари, секретари низовых организаций партии – фашистских союзов. При каждом единоличном органе имелся совещательный коллегиальный орган: при дуче – Большой фашистский совет, состоявший из руководителей фашистского движения и объявленный «верховным органом» партии и государства, при генеральном и административном секретарях – Национальная директория и Национальный совет, при федеральных секретарях – провинциальные директории, при секретарях фашистских союзов – директории. Все органы партии не избирались, а назначались сверху. Партийный аппарат, таким образом, находился вне контроля со стороны ее рядовых членов. Они практически не могли участвовать в решении вопросов партийной политики. Пользуясь преимуществами в занятии государственных должностей и даже в размере заработной платы, члены партии были обязаны строго подчиняться всем указаниям своих руководителей.
Функции выявления и подавления политических противников тоталитаризма выполняла политическая полиция – Организация охраны от антифашистских преступлений (ОВРА). Борьбу с опасными, с точки зрения фашистов, преступлениями вела также Особая служба политических расследований. Рассмотренные ею дела передавались в Трибунал защиты государства, приговоры которого (в том числе и к смертной казни) не подлежали обжалованию. Для подавления открытых выступлений против фашизма была организована военизированная и превышавшая численностью армию Добровольческая милиция общественной безопасности, начальником которой являлся Б. Муссолини.
Большую роль в идеологической поддержке фашистского режима сыграла католическая церковь, сотрудничество с которой было закреплено в 1929 г. Латеранским пактом, заключенным между правительством и римским папой, в соответствии с которым признавался суверенитет папы над территорией Ватикана, и католическое вероисповедание христианства объявлялось официальной религией страны. Кроме того, государство обязалось выплачивать Ватикану значительные денежные средства. Папа со своей стороны согласился с тем, что Рим является столицей Итальянского королевства, признал фашистский режим и использовал влияние католической церкви для внутриполитической поддержки Б. Муссолини и укрепления его внешнеполитических позиций[687].
В 1934 году фашистский режим был установлен в республиканской Германии, поработившей к 1941 году почти все государства Европы.
Таким образом, следует констатировать, что в условиях как монархической, так и республиканской формы правления могут существовать различных виды государственных (политических) режимов: полиархические, авторитарные и тоталитарные (фашистские) в зависимости от применяемых властью средств и методов осуществления публичного господства.