В отличие от парламентской республики, в президентской – ведущая роль в политической жизни страны принадлежит главе государства, одновременно, выступающим и главой правительства.
Основными признаками президентской республики являются:
1) внепарламентский метод избрания президента;
2) ответственность правительства перед президентом, а не парламентом;
3) запрет президенту распускать парламент.
Классическим примером президентской республики являются США.
Вместе с тем иногда встречаются смешенные формы республиканского правления, например, президентско-парламентские (смешанные), как во Франции, где правительство несет двойную ответственность: перед всенародно избранным Президентом и Национальным собранием.
Cмешанные республики различных государств несут на себе отпечаток специфических национальных характеристик. Так, в Польше, глава государства – Президент с 1990 г. избирается путем всеобщего голосования сроком на пять лет и может быть переизбран только один раз. По Конституции 1997 г., президент имеет широкие полномочия в области внешней политики и национальной обороны, назначает и отзывает послов, ратифицирует международные договоры, назначает руководителей высших судебных органов и вооруженных сил. Эти назначения согласуются с премьер министром. Кроме того, президент назначает премьер-министра; при определенных условиях он может распустить парламент; наложить вето на законы, принятые сеймом (оно может быть преодолено сеймом в 3/5 голосов); объявить военное положение и частичную или всеобщую мобилизацию. В тоже время Совет министров ответственен перед сеймом. В случае выражения Сеймом недоверия премьер-министру или отдельным членам Совета министров, президент обязан отправить их в отставку. Сейм и Сенат польской республики осуществляют законодательную власть. Сейм выбирается на 4-х летний срок на всеобщих выборах тайным голосованием. Сенат также выбирается на 4 года на всеобщих выборах тайным голосованием. В состав сейма входит 460 послов. В сенат 100 сенаторов. Сейм и сенат могут заседать совместно под руководством маршала Сейма, образуя народное собрание. Сейм – это высший контролирующий орган государства. Республика Польша имеет Верховный суд, а также местные, военные и др. специализированные суды. Президент назначает председателей высших судебных органов страны, в том числе председателя Верховного суда, главного судью Высшего государственного суда, а также председателя и вице-председателя Конституционного суда. Все судьи назначаются президентом пожизненно после выдвижения кандидатур Национальным советом юстиции; заседатели суда избираются. Конституционный суд, Государственный суд, Верховная контрольная палата и уполномоченный по правам человека назначаются Сеймом с согласия Сената.
Смешанная президентско-парламентская форма республиканского правления установилась в Белоруссии. В соответствии с Конституцией 1996 г. (в ред. 2004 г.) главой государства является Президент. Он обеспечивает, в частности, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти (ст. 79 Конституции Республики Беларусь 1996 г.), в случаях предусмотренных Основным законом имеет право распускать парламент. Президент избирается на пять лет непосредственно народом на основе всеобщего, свободного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республики Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами.
Органом законодательной власти является Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь. Он одновременно выступает и в качестве представительного органа (см.: ст. 90 Конституции Республики Беларусь 1996 года). Парламент состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики. Избрание депутатов Палаты представителей (всего их 110) осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, равного, свободного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Сенат является палатой территориального представительства. В Совет Республики входят по девять представителей от каждой области и города Минска. По шесть представителей от каждой области и города Минска избираются тайным голосованием на заседаниях депутатов местных Советов, депутатов базового уровня каждой области и города Минска. Одна треть членов Совета Республики назначается Президентом Республики Беларусь. Лица, ранее занимавшие должность Президента, являются пожизненными членами Совета Республики, если они не откажутся от этого.
Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Кабинет Министров – центральный орган государственного управления. Премьер-министр – глава правительства, назначается Президентом с согласия палаты представителей. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед парламентом.
Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь, состоящим из 12 судей – высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих ученую степень. Председатель и пять судей Конституционного Суда назначаются Президентом Республики Беларусь, шесть судей избираются Советом Республики. Срок полномочий членов Конституционного Суда – 11 лет. Предельный возраст судей Конституционного Суда – 75 лет.
Социалистическая республика это форма правления, обеспечивающая полновластие советов в политической системе общества.Впервые социалистическая республика возникла во Франции в 1871. г (Парижская коммуна), затем установилась в Советской России после революции 1917 года.
Основными признаками социалистической республики являются:
А) Вся полнота государственной власти сосредотачивается в руках представительных органов государственной власти – Советов.
Б) Отрицается принцип разделения властей.
В) Местные и государственные органы соединяются в единую систему советов, действующую на основе принципа демократического централизма: подчинения ниже стоящих звеньев представительной системы - вышестоящим.
Различают три разновидности социалистической республики: Парижскую коммуну, советскую республику и народно-демократическую республику.
Аппарат Парижской коммуны как особая форма власти, созданной в восставшем городе Париже в 1871 г., был приспособлен, прежде всего, к тому, чтобы максимально полно реализовать поставленные перед ним всем ходом событий революционные цели.
Члены Совета Коммуны не только принимали решения, но и участвовали во всей практической работе по их выполнению.
Таким образом, устранялись институты парламентской демократии, принцип разделения властей.
Высший орган власти, Совет Коммуны, состоял из выборных на основе всеобщего избирательного права по различным округам Парижа городских гласных. Они были ответственны перед избирателями и в любое время могли быть отозваны со своих постов.
Стремясь реорганизовать старый чиновничий аппарат, оставшийся нетронутым со времен империи, коммунары устанавливали на основе радикальной всеобщего равенства максимальное содержание в 6 тыс. фр. В год для всех служащих различных коммунальных учреждений независимо от ранга. Вознаграждение членам Коммуны было определено в 15 фр. В день, в размере заработной платы квалифицированного рабочего. Коммуна руководствовалась не только принципом «дешевого правительства», но и неукоснительной ликвидации всех привилегий и льгот.
Совет Коммуны выбирал из своего состава 10 комиссий: военную, внутренних дел и общественной безопасности, внешних сношений, судебную (юстиции), финансовую, труда и обмена, продовольствия, просвещения, общественных служб и исполнительную комиссию.
Так, Комиссия общественных служб ведала почтой, телеграфом, путями сообщения. Ей поручалось изучить возможность передачи железных дорог в ведение Коммуны.
Комиссия внешних сношений должна была наладить связи Парижа с другими «коммунами Франции», подготовить условия для создания федерации, а также, при благоприятных условиях, посылать своих представителей в другие государства.
На комиссию общественной безопасности возлагалось обеспечение порядка внутри страны. Следя за всеми «подозрительными гражданами», она должна была заботиться о «неприкосновенности Республики».
Военная комиссия, которой надлежало заменить ЦК Национальной гвардии, должна была заниматься вопросами дисциплины, вооружения, обмундирования и снаряжения Национальной гвардии. Она обязана была вместе с Комиссией общественной безопасности обеспечивать безопасность Коммуны и следить за действия Версаля.
Комиссия продовольствия должна была заботиться о снабжении Парижа продовольствием, «вести самый детальный и самый полный учет всех продуктов», имевшихся в магазинах Парижа.
На Комиссию юстиции возлагалась обязанность «поднять существующее судопроизводство на высоту демократических и социальных учреждений», обеспечить текущее судопроизводство до принятия особого декрета.
Комиссия просвещения должна была подготовить реформу школьного дела. Ей поручалась разработка декрета о введении «бесплатного, обязательного и исключительно светского обучения».
Комиссии финансов было поручено составление бюджета Парижа. К ней переходили все полномочия бывшего министерства финансов, в том числе вопросы, связанные с деятельностью французского банка.
На исполнительную комиссию возлагалось проведение в жизнь всех декретов Коммуны и постановлений других комиссий.
Во главе каждого ведомства был поставлен делегат Коммуны, а комиссии превратились в контрольно-совещательные коллегии при этих делегатах. Все 9 делегатов составляли исполнительную комиссию Коммуны, объединявшую и направляющую работу коллегии. Однако Исполнительная комиссия не являлась органом, наделенным всей полнотой власти.
Коммуна провозгласила равный для всех суд, выборность суда, суд присяжных, которыми могли быть лишь национальные гвардейцы. Демократизации судопроизводства Коммуны способствовало предоставление довольно широких прав обвиняемым. Они могли требовать вызова свидетелей за счет Коммуны, выбирать защитника по своему усмотрению и пр. Судебные процессы становились гласными, освещались в печати. Коммуной неоднократно издавались постановления, направленные на укрепление законности, запрещения произвольных обысков, арестов и реквизиций.
Радикальную демократизацию судебной системы коммунарам, однако, не суждено было осуществить. Острота политической ситуации и в Париже, и вне его поставила перед Коммуной вопрос о создании чрезвычайных органов. Декретом от 5 апреля 1871 г. в ответ на зверства версальцев предусматривалось создание Обвинительного жюри по делам версальцев, которое должно было выносить приговоры в течение 48 часов в отношении всех лиц, уличенных в сообщничестве с версальским правительством.
Согласно декрету, все задержанные по приговору Обвинительного жюри считались «заложниками парижского народа» и совершенная версальцами казнь каждого военнопленного или сторонника «законного правительства Парижской коммуны» должна была немедленно повлечь за собой казнь тройного числа заложников.
Типичным примером социалистической республики в современном мире является кубинское государство, в котором Высшим органом государственной власти провлзглашается Национальная Ассамблея народной власти, избираемая муниципальными Ассамблеями[540]. В свою очередь Национальная Ассамблея из своего состава избирает Государственный совет, представляющий её в перерыве между сессиями, а также назначает членов Совета министров – высшего исполнительного и административного органа. Председатель Государственного совета является главой государства и правительства, возглавляет Совет национальной обороны. Высшим исполнительным органом власти является Совет министров Республики Куба (правительство), члены которого представляются на утверждение Национальной Ассамблее председателем Государственного совета.
Особой спецификой организации политической власти характеризовалась Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахерия – государство в Северной Африке.
1 сентября 1969 г. в Ливии была ликвидирована монархия и провозглашена республика.
3 марта 1977 г. сессия законодательного органа – Высшего народного конгресса – приняла декрет об установлении «режима народной власти» и «прямой народной демократии».
Согласно декрету 1977 г., главой государства являлся полковник Муаммар Каддафи, получивший официальный титул Руководителя ливийской революции, главы Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахерии (СНЛАД). Решением чрезвычайной сессии Всеобщего народного конгресса М. Каддафи возглавил Революционное руководство СНЛАД, находящееся официально вне системы государственной власти и состоящее, помимо М. Каддафи, из трех членов руководства.
Высший орган законодательной и исполнительной власти – Всеобщий народный конгресс (ВНК), избирался косвенными выборами в составе 750 делегатов сроком на 3 года. ВНК формировал из своего состава Секретариат ВНК, являющийся по своим функциям исполнительным органом ВНК. Правительство – Высший народный комитет – состоял из секретарей (министров).
Судебная система основывалась на «народном правосудии», руководствующемся законами шариата и народными представлениями о справедливости. В столице (г. Триполи) заседал Народный Суд – высшая судебная инстанция[541].
В 2011 г. джамахерия пала в результате гражданской войны и вмешательство во внутренние дела Ливии войск НАТО.
В начале XXI века советские республики существуют в КНР, КНДР, Вьетнаме и на Кубе. Жизнеспособность этой формы правления подтверждается тем, что Китай успешно осуществляет модернизацию, становясь второй по значимости мировой державой, составляя конкуренцию США.
В коллегиальной республике главой государства является не единоличное должностное лицо, а коллективный орган, принимающий решения большинством голосов своих членов или единогласно; назначающий председателя правительства вступающего в должность после одобрения парламента.
Так, Конституция Франции 1795 г. основными принципами государственного строя провозглашала: представительное правление и разделение властей.
Устанавливались двухстепенные выборы в высшие органы государственной власти. Вначале избиратели (только мужчины, родившиеся и живущие во Франции, достигшие возраста 21 года, уплачивающие прямой налог и прожившие в одном месте не менее года) избирали выборщиков. Выборщиками могли быть лица, достигшие 25-летнего возраста и пользовавшиеся правами гражданина, а также обладающие имуществом, стоимость которого была бы не ниже заработной платы рабочего за 200 дней. Выборщики избирали членов Законодательного корпуса и высших судебных органов. Избранными могли быть лица, отвечающие еще более высоким цензам.
Высшим органом законодательной власти объявлялся Законодательный корпус, состоящий из двух палат: верхней – Совета старейшин и нижней – Совета пятисот. Нижняя палата составляла законопроекты, которые затем утверждались или отклонялись Советом старейшин.
Исполнительная власть вручалась Директории в составе пяти членов, назначаемых Советом старейшин из кандидатов, выдвинутых Советом пятисот. Директории принадлежало право назначения министров, командующих армиями и других высших должностных лиц. Ежегодно один из членов Директории должен был переизбираться.
Современным примером коллегиальной республики является Босния и Герцеговина, провозгласившая свою независимость в 1992 г. от Югославии. Мусульмане (боснийцы) организовали этнические чистки в сербских анклавах. Боснийские сербы при военной поддержке Союзной Республики Югославии образовали Сербскую республику. Разразилась гражданская война на религиозно-национальной почве. В конфликт вмешались силы НАТО, поддержавшие мусульман и примкнувшим к ним хорватам католикам. В конце 1995 г. на основе заключённого при посредничестве США в Дейтоне (штат Огайо) мирного соглашения между Боснией и Герцеговиной, Сербией и Хорватией в регионе была достигнута хрупкая стабильность. По даны 1996 г. население Боснии и Герцеговины составляло около 4,5 млн. человек, большинство из которых боснийцы (славяне принявшие ислам) – 39,5%; сербы 32% и хорваты – 18,4%[542].
14 декабря 1995 г. была принята Конституция Боснии и Герцеговины[543], закрепившая республиканскую форму правления (ст. I). Законодательная власть Боснии и Герцеговины осуществляется Парламентской ассамблеей, состоящей из двух пала: Палаты народов и Палаты представителей (ст. IV).
Палата народов состоит из 15 депутатов, 2/3 которых избирается представительным (законодательным органом) от Федерации Боснийцев и Хорватов (5 – боснийцев и 5 – хорватов) и 1/3 от Национальной ассамблеи Республики Сербской (5 – сербов). Девять членов Палаты народов составляют кворум при условии присутствия по меньшей мере трёх сербских и трёх хорватских и трёх боснийских депутатов.
Палата Представителей состоит из 42 членов, две трети которых избираются от Федерации Боснийцев и Хорватов, а одна треть от Республики Сербской.
Роль главы государства исполняет коллегиальный орган – Президиум Боснии и Герцеговины в количестве 3-х человек: одного боснийца, одного хорвата и одного серба, каждый из которых избирается сроком на четыре года непосредственно от территории Федерации Боснийцев и Хорватов (хорват и босниец) и Республики сербской (серб). Члены президиума определяют своего председателя. Президиум должен стремиться принимать свои решения консенсусом (единогласно). Если все усилия по достижению согласия не имеют успеха, то они могут быть приняты большинством, т.е. двумя членами Президиума (ч. 2 ст. V). Не согласный с решением член Президиума может объявить такое решение Президиума наносящим ущерб жизненным интересам Образования, от территории которого он избран, при условии, что он сделает это в течение трёх дней с момента принятия этого решения. Такое решение незамедлительно передаётся в Национальную ассамблею Республики Сербской, если это заявление делается членом от этой территории; боснийским депутатам палаты народов Федерации, если это заявление сделано хорватским членом. Если это заявление подтверждается 2/3 голосов этих лиц в течение 10 дней с момента передачи, то оспариваемое решение президиума в силу не вступает.
Каждый член президиума в силу занимаемой должности имеет полномочия на гражданское командование вооружёнными силами.
Президиум назначает Председателя Совета министров, который вступает в должность после утверждения его палатой представителей. Председатель совета министров назначает соответствующих министров. Причём, от территории Федерации Боснийцев и Хорватов могут назначаться не более 2/3 всех министров, а заместители министров не должны принадлежать к тому же народу что и министры.
В Боснии и Герцеговине имеется Конституционный суд состоящий из 9 членов. Четыре члена выбираются палатой представителей Федерации Боснийцев и Хорватов и Федерации Боснийцев и Хорватов; два члена – ассамблеей Республики Сербской. Остальные три члена выбираются Председателем Европейского суда по правам человека после проведения консультаций с Президиумом.
Таким образом, выше перечисленные конституционные нормы, свидетельствует об ограниченном суверенитете Боснии и Герцеговине и искусственности этого государства спаянного штыками НАТО.
Плебисцитарной республики свойственны следующие признаки:
1) главой государства является коллегиальный орган, формируемый депутатами верховной легислатуры и населением административно-территориальных единиц;
2) законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту, избираемому на короткий срок (как правило, на 1 год), наделённому правом разработки законов; а также народу утверждающемe их окончательную редакцию.
Пример такой республики, был закреплён в Конституции Франции 1793 г., в соответствии с которой органом законодательной власти стал Законодательный корпус (Национальное собрание). Он состоял из одной палаты и избирался на один год. Столь короткий срок, по мнению Робеспьера, исключал возможность чрезмерного обособления депутатов от избирателей.
В духе идей народного суверенитета предусматривалось участие рядовых граждан в законотворчестве, в связи с чем, вводилась законодательная плебисцитарная система. Законодательный корпус составлял так называемые предложения законов. Их предметом были наиболее важные сферы законодательства: гражданское и уголовное право, бюджет, объявление войны и т.д. (ст. 54).
Предложения законов направлялись на утверждение первичных собраний, которые образовывались в составе 200-600 граждан, имевших право участвовать в голосовании. Если через 40 дней после раснтерп предложения закона в половине департаментов плюс одина десятая часть первичных собраний в каждом из них не отклоняла его, проект считался принятым и становился законом. В случае отклонения проекта предусматривался опрос всех первичных собраний, решение которых по данному вопросу, как следует полагать, становилось окончательным.
Законодательный корпус получил также право издания декретов, не требующих последующих плебисцитов. Их предметом было все, выходящее за рамки законов.
Текущее административно-распорядительное управление вручалось исполнительному совету, который образовывался следующим образом: собрание выборщиков каждого департамента выдвигало по одному делегату, из назначенных таким путем 83 кандидатов (по числу департаментов) Законодательный корпус избирал 24 члена исполнительного совета, половина из них подлежала ежегодному переизбранию. Исполнительному совету, действующему строго в границах принятых законов и декретов, предстояло руководить, координировать и контролировать деятельность всех ведомств (министерств), назначать высшие должностные лица во все ведомства.