История зарождения и развития научного знания о государстве и праве
Veritas nihil veretur nisi abscondi[6].
Проблемами государства, права и правовых явлений люди занимаются с глубокой древности. Одним из величайших мыслителей античного мира, заложившим основы научного изучения общей теории государства и права, является Платон. В его философских диалогах «Государство», «Законы», «Политик» изложены патриархальная концепция происхождения государства, учение о формах государственного устройства, законодательства, взаимосвязи государства и права и т.д. Дальнейшее развитие теоретических знаний о природе государства и права связано с именами Аристотеля, Цицерона, Полибия, Аврелия Августина, Фомы Аквинского, Марсилия Падуанского, Данте Алигьери, Николо Макиавелли и др.
Одним из древнейших учебников по праву, дошедших до наших дней являются Институции, т.е. наставления римского юриста Гая написанные им примерно во II-ом в. н.э. в целях обучения граждан «Вечного города» искусству юриспруденции.
Длительное время авторитетным учебником среди студентов, изучавших каноническое право в Средневековой Европе признавался Декрет Грациана, изданный в XIII в.
Особого внимания заслуживает сочинение немецкого юриста Лагуса Methodica juris utriusque tradition, 1543 г.Оно претерпело до конца XVI столетия, по крайней мере, ещё семь изданий и два раза было издано в переработке Фрейгуса.
Вместе с тем, лишь в XVII столетии появляется первая энциклопедия права под собственным именем. В 1638 г. Гуниус (Hunius) выпускает Encyclopaedia iurius universi,направленную, главным образом, для достижения пропедевческих целей, связанных с введением начинающего в изучение юриспруденции с помощью краткого догматического изложения отдельных правовых дисциплин и исторического очерка изменений в праве[7]. Особого внимания в становлении теории государства и права в качестве самостоятельной дисциплины заслуживает учебное пособие Христиана Томазия,написанное им в 1699 г. и известное под названием «Суммарный очерк основных учений, которые необходимо знать студенту юристу и учить в университетах»[8].
Лучшим образцом эмпирической или положительной энциклопедии права во второй половине XVIII века было произведение Иоанна Стефана Пюттера,названное в первом издании 1757 г. Эскизом, а во втором – в 1767 г. – Опытом юридической энциклопедии. В 1792 г. Густав Гуго, опубликовал свою «Энциклопедию права», основанную исключительно на рациональных началах Западно-Европейской философии. В этот исторический период, по аналогии с юридическими энциклопедиями появляются особые энциклопедии государства под редакцией Шлёцера, Рессига и др.[9]
Однако единая учебная дисциплина и наука о праве берет свое начало с работы английского юриста Д. Остина «О предмете науки права», изданной в 1832 г., который выделял общее право и национальное право[10].
Общая теория государства и права получила широкое развитие во второй половине XIX века в трудах немецкого ученого А. Меркеля. По его мнению, в отличие от других юридических наук, общая теория государства и права есть абстрактная область знаний, изложенных в системном порядке. Иную точку зрения, на природу общей теории государства и права отстаивал соотечественник А. Меркеля – Щютце. Он исходил из того, что эта дисциплина дублирует философию права. В целом в XIX веке в германских университетах царил дуализм: наряду с энциклопедией права преподавали философию права.
Первоначально российская юридическая наука основывалась на зарубежных исследованиях, преподавание велось иностранными профессорами; но со временем были подготовлены и отечественные специалисты.
Первым русским профессором права Московского университета был С.Е. Десницкий (1740 – 1789 гг.).Он первым стал читаль лекции по римскому праву и российскому законоведению на русском языке. Дле него юридическая наука делилась на четыре части:
а) о происшествии правлений в разные века и у разных народов;
б) о правах, происходящих в обществе о т различного состояния людей;
в) о правах, происходящих от различных и взаимных дел между обывателями;
г) о полиции или благоустройстве гражданском.
В 1803 г. была издана Юридическая Грамматика Правикова,представлявшая краткий очерк юридических знаний.
В 1831 г. в Российской Империи опубликовали «Пособия и правила изучения Российских законов или материалы к энциклопедии, методологии и истории российского права» П.И. Дегая,в которых значительное внимание уделялось проблемам соотношения естественного и положительного права, понятию закона и развитию русского права.
В целом,в России до 1835 г. на юридических факультетах читали философию права. В рамках этого учебного предмета теорию права рассматривали как метафизическое учение об абсолютных началах права, коренящихся в положительном опыте исторической эволюции правоотношений. С 1835 г., после принятия нового университетского устава, философию права сменили энциклопедией права, которая представляла собой краткий очерк всех юридических наук в совокупности[11]. Некоторые российские ученые начала XX века отождествляли энциклопедию права и общую теорию права. Так, Г.Ф. Шершиневич писал: «общая теория права есть – теоретическая часть философии права в единственно возможном ее содержании»[12].
Лучшими руководствами по энциклопедии права в русской литературе считались сочинения М.Н. Капустина (1828 – 1899 гг.) «Юридическая догматика» (1868 г.) и Н.К. Рененкампфа «Очерки юридической» (1880 г.).Имея в виду неопределённость содержания энциклопедии права и безграничность материала, который мог бы войти в её состав, М.Н. Капустин предлагал именовать науку не энциклопедией, а теорией права.
Помимо специальных монографий по энциклопедии права в России во второй половине XIX в. вышли и отдельные статьи, посвящённые данной проблематике, а также работы, в которых так или иначе они затрагиваются. Особого внимания в этом плане заслуживает статья Н.А. Зверева «Энциклопедия в ряду юридических наук»,опубликованная в «Юридическом вестнике» в 1880 г.
После революции 1917 г. в Советской России теория государства и права стала называться марксистко-ленинской теоретико-методологической наукой, составляющей ядро всей юриспруденции.
В настоящее время теория государства и права не ориентируется на монистическое восприятие государственно-правовых явлений, а исходит из плюралистического толкования основ правовой материи.
По мнению Д.А. Керимова, современная теория государства и права «включает в себя две основные части: социологию государства и права и философию государства и права, водораздел между которыми проходит… по линии онтологического и гносеологического изучения»[13].
Практически весь XX век отечественная теория государства и права базировалась на идеи неразрывной связи права и государства, их взаимной обусловленности. Причем советская правовая традиция стояла на этатистской позиции, в соответствии с которой государство доминирует над правом, воплощая в нем волю экономически и политически господствующего класса. Вследствие этого, ряд теоретиков предприняли попытку рассмотреть отдельно друг от друга теорию права и теорию государства, пытаясь освободить право из «оков» государственной опеки. Так, В.А. Козлов отмечал, «собственные закономерности права, коренящиеся в общественной системе, отошли на задний план, а взаимосвязь между государством и правом стала трактоваться… как причинно следственная зависимость права от государства»[14]. В.Е Чиркин предложил разделить теорию государства и права на государствоведение и теорию права[15].
В противовес данным точкам зрения, А.В.Малько, заявил, что связь права и государства – это аксиома, которую не стоит доводить до этатистского уровня правопонимания, при котором право определяется исключительно в качестве инструмента публичного управления[16].
Такой подход, считает И.А. Иванников, представляется наиболее верным, ибо он тесно связан с воззрениями русской юридической науки второй половины XIX – начала XX вв., рассматривавшей вопросы государства в курсе теории права[17].
Важно понять, что «сохранение единого учебного курса теории государства и права как базовой учебной дисциплины, - пишет И.В. Левакин, - объективно соответствует современным требованиям подготовки юристов по специальности «Правоведение» А вот в качестве спецкурсов, отдельных тем курса проблемы теории государства и права могут быть использованы многие новации»[18].
Исходя из выше сказанного, необходимо сделать вывод, что общая теория государства и права является единой наукой и учебной дисциплиной. Традиционно теорию государства и права делят на две части: теорию государства и теорию права. Ряд авторов исследуют теорию правосознания, как автономную часть общей теории государства и права[19].
Вместе с тем в структуре общей теории государства и права, целесообразно выделять три относительно самостоятельных блока: 1) теорию государства; 2) теорию права; и 3) теорию правовой культуры.