Земля принадлежит тем, кто на ней проживает, а права на территорию и пользование ресурсами - власти и гражданам.
3. Исторические аргументы населения могут служить основными для определения и изменения границ и статусов образования.
На практике эти принципы означают, что субъекты власти национально-территориальных образований являются многонациональными народами этих образований. Проблемы национально этнических отношений далеко не исчерпываются проблемами национально-территориальных образований. Как известно, этносов в России более 100, республик 21 и ещё есть автономные округа и автономные области. Кроме того, даже у этносов, имеющих свои национально территориальное образования, за их пределами проживает значительное число представителей , при этом диаспоры по численности превосходят части этносов, проживающих внутри национальных образований. В качестве основного пути путь в самоопределении народов не годится, так как даже в демократических европейских странах в условиях наплыва мигрантов из стран Третьего Мира заговорили о том, что принцип национальной государственности, то есть совпадения этнических и государственных границ должен быть заменён принципом защиты прав меньшинства. Тем более это актуально для России, так как попытка реализовать принцип национальной государственности, то есть предоставить каждому из более 10 этносов свое национально-территориальное образование , например Северному Кавказу, Где на место 1 пьедестала пришлось бы создавать 20 республик, это означало продвижение государства на споры о границах, хаос. Но даже если удалось реализовать этот принцип до конца и каждый народ получил свое национально территориальное образование, это не означало решение всех национально этнических проблем, О чём говорит опыт уже существующих национально технических образований. Потому что в условиях Российской империи и СССР народы расселялись не сообразуясь с принципами народных национальных автономий, создавая везде многочисленные диаспоры в регионах.
Поэтому совершенно оправданно в современной национальной политике особый упор делается на развитие национальной культурной автономии, то есть экстерного общественного формирования, дающего возможность гражданам разных национальностей независимо от территории проживания решать вопросы сохранения и развития своей самобытности языка, культуры , образованиея помощью различных управленческих национально-культурных ассоциаций и объединений. Для народов, имеющих национально-государственное образование, национальная культурная автономия будет дополнением в одном решении национальных проблем по отношению к которой национально-государственное образование будет играть роль координирующего центра. Для народов, не имеющих национальной государственности структуры национальной культурной автономии будут главным механизмом взаимодействия с органами государственной власти и местного управления по поводу своих национально культурных интересов.
В современной России существует взаимосвязь и взаимо обуславливающие основные направления региональной политики, где ключевую роль имеют проблемы в формировании нового политико-территориального устройства государства на принципах федерализма и местного самоуправления. Но решение этой проблемы во многом зависит от того, насколько это устройство учитывает экономические и социальные интересы регионов и народов Российской Федерации.
В России одной из крупных В мире много национальных государств в которых проживает более 140 народов, они различные по численности, социальной и профессиональной структуре, типу хозяйственно-культурный деятельности, языку, особенности материальных и духовных, культурных и конфессиональных принадлежностей. Характерно то, что границы расселения народов как правило не совпадают с границами субъектов Российской Федерации и только в 6 республиках численность титульного народа более 50%, А в автономных округах титульного населения чуть больше 11%. Значительная часть представителей ряда народов живёт за пределами своих национально-территориальных образований Мордва 70,8 процентов , татары 68%, марийцы 49,7%, Чуваши 48,9%, буряты 40,8 процентов. Десятки миллионов россиян живут в этнически смешанных семьях. В таких условиях важно установить баланс между объективным процессами национальной консолидации и укреплению целостности территориально административных образований государственной целостности России. Главное в этой работе нейтрализация факторов, способствующих возникновению межнациональных конфликтов. Основополагающие принципы национальной политики должны быть: