Принципы уголовной политики государства.
К числу принципов уголовной политики можно отнести: 1) законность и 3) справедливость; 4) соответствие задач, полномочий и ресурсов; 5) опережающий характер стратегических решений
Принцип законности в уголовной политике понимается как соответствие Мости в этой сфере Конституции Российской Федерации; как соответствие закону всей системы подзаконных актов и управленческих решений; как применение закона в соответствии с его точным смыслом. Он предполагает решение вопросов не только преступности и наказуемости деяний, но и других вопросов, связанных, например, со справедливостью судопроизводства, гуманизмом уголовной ответственности и наказания, применения основанных на законе оперативно-розыскных методов создания доказательственной базы и реализации в ходе правоприменительной деятельности именно тех норм, которые действуют в данное время и в данном месте, а также общих начал индивидуализации ответственности, оснований и условий реализации отдельных её видов. Принцип законности полностью действует и применительно к таким правовым последствиям ответственности и наказания, как условное осуждение условно-досрочное освобождение, освобождение от уголовной ответственности и наказания, изложенным в УК РФ.
Принцип справедливости уголовной политики обязывает законодателя к обоснованному (прежде всего - с помощью криминологической экспертизы) отбору криминализируемых и декриминализируемых деяний, установлению видов и размеров санкций, их «набора» в конкретных составах преступлений, общих начал реализации ответственности, наказания и других уголовно-правовых мер, которые позволили бы в каждом конкретном случае осуществить необходимое и достаточное уголовно-правовое воздействие на виновного для достижения целей этого воздействия. Он также предполагает создание уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного механизмов, обеспечивающих выявление всех лиц, совершивших преступление, которое всегда является несправедливостью по отношению к гражданам и обществу. Таким образом, восстановление социальной справедливости в сфере реализации уголовной политики подчеркивает единство нравственных и правовых основ последней.
Соответствие задач, полномочий и ресурсов означает, что при постановке правоохранительным органам новых задач в сфере борьбы с преступностью следует предусматривать расширение (уточнение) соответствующих полномочий (если нужно, то путем внесения изменений и дополнений в законодательство), а также выделение необходимых ресурсов. Иными словами, задачи должны быть соотнесены, согласованы с реальной ситуацией в сфере борьбы с преступностью, возможностями эффективного воздействия на криминогенные факторы в целях стабилизации обстановки и повышения уровня защиты прав и законных интересов граждан, общества, государства. Как показал многолетний опыт, попытки возложить на субъекты реализации уголовной политики дополнительные задачи без наделения их необходимыми полномочиями, организационно-штатными и материальными ресурсами приводят к «сбросу» части работы, которую система субъектов уголовной политики не может выполнять из-за перегрузки и отсутствия возможностей. Важная задача уголовной политики в данном направлении - разработка методик расчетов согласования возложенных задач, полномочий и ресурсного обеспечения, необходимых для выполнения этих задач.
Принцип опережающего характера стратегических решений означает, что задачи в сфере борьбы с преступностью должны ставиться и реализовыватъся не путем «проб и ошибок», а исходя из стратегических целей, определяемых высшими органами власти, на основе научно обоснованного анализа преступности, выявления ее тенденций и прогноза на ближайший период (в современных условиях не более чем на два-три года). При этом стратегические решения, разрабатываемые МВД России и изложенные в приказах, директивах на предстоящий год и на перспективу, применительно как к преступности в целом, так и к отдельным направлениям деятельности не исключают, а предполагают возможность разработки и принятия опережающих решений на детализированном уровне в масштабах региона.