Способы урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе
В сферу конфликта интересов входят такие отрицательные проявления, как злоупотребление должностными полномочиями, использование административного ресурса в своих и корпоративных интересах, недостаточная прозрачность власти перед государством и обществом, коррупция, подкуп, взятки. Всё эти явления необходимо научиться пресекать, в том числе при помощи новых технологий, для того что бы предотвращать конфликт интересов на стадии его «зарождения» и разрешать без негативных последствий для государства и общества.
Предотвратить и урегулировать конфликт интересов возможно при изменении служебного или должностного положения государственного служащего, или отстранить от исполнения служебных обязанностей в установленном порядке, при возникновении конфликта интересов.[9]
Если государственный служащий является участником конфликта интересов, то он может применить отвод или самоотвод в соответствии с действующим законодательством. Самоотвод или отвод должен быть мотивирован и заявлен до начала рассмотрения дела, по существу. Заявление самоотвода или отвода в ходе дальнейшего рассмотрения дела допускается только в случае, если основание для самоотвода или отвода стало известно лицу, заявляющему самоотвод или отвод, либо суду после начала рассмотрения дела, по существу. Если государственный служащий имеет, паи в уставных капиталах, акции и другие ценный бумаги, то он обязан передать их в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В настоящее время существует недостаточный контроль над государственными служащими в области использования должностного положения в личных и корпоративных интересах. Например, глава администрации района оформляет юридическое лицо – фирму которую оформляет на своего дальнего родственника или через цепочку фирм, организует тендер на строительство дороги в своём районе и выставляет такие условия тендера, что другие участники просто не проходят по критериям отбора (слишком занижена цена, или очень короткие сроки исполнения, заявить избыточные требования к товарам или чересчур жесткие штрафные санкции) для участия в этом тендере. В результате побеждает именно та компания, которая принадлежит родственнику главы администрации района. Выигрывает тендер на строительство дороги, получает прибыль, строит дорогу абсолютно плохого качества, которая не выдерживает гарантийных сроков и рассыпается. Проходит год и создаётся новый тендер на ремонт дороги. При этом сам глава района остаётся юридически «чист» перед законом. В результате мы имеем плохие дороги и постоянные расходы бюджета, а глава района постоянный «незаконный» не официальный доход. Не редки случаи, когда участники тендера и общественные организации видят такие схемы и подают жалобы на заказчика (администрацию района) в Федеральную Антимонопольную службу, Арбитражные суды, Верховные суды, но из-за сложности подготовки документов, необходимой для доказательства факта нарушения, не соблюдения сроков подачи документов, и других бюрократических преград, жалоба не проходит даже на уровне рассмотрения. Если же жалоба прошла, то после рассмотрения жалобы ФАС может посчитать её необоснованной, а также удовлетворить частично или полностью удовлетворить жалобу. Так, как некоторые высшие должностные лица объединяются в корпоративно-клановые группировки на региональном, или городском уровне и противостоят интересам других граждан или организациям, занимая руководящие должности в органах законодательной, исполнительной и судебной власти, с успехом выигрывают судебные дела. Гражданин или организация оказывается в несправедливом положении и легитимность действующей власти в глазах этих граждан падает.
Если подобные случаи подаются огласке федеральных телеканалов или доходят до самого Президента Российской Федерации (например, через передачу: Прямая линия с Владимиром Путиным, где граждане жалуются на местную власть), то делается всё возможное в кратчайшие сроки, чтобы восстановить справедливость. В результате мы имеем огромное количество случаев не законной, правоприменительной практики, в отношении населения, граждан и компаний со стороны государственных служащих, объединённых корпоративно-клановыми отношениями. Для того, чтобы изменить эту не эффективную систему управления, повысить качество управления и получение достоверной оперативной информации, необходимо увеличить контроль за государственными служащими со стороны государства и граждан, путём внедрения новых цифровых технологий слежения, в повседневную жизнь государственных служащих. Второго июня 2017 года, президент Российской Федерации Владимир Путин в рамках пленарного заседания Петербургского международного экономического форума заявил о необходимости развития в России цифровых технологий.
Путин призвал сформировать принципиально новую, гибкую нормативную базу для внедрения цифровых технологий во все сферы жизни. "При этом все решения должны приниматься с учетом обеспечения информационной безопасности государства, бизнеса и граждан", - указал он. Россия намерена кратно увеличить выпуск специалистов в сфере цифровой экономики, добиться всеобщей цифровой грамотности. Правительство подготовило соответствующую программу, и президент призвал определиться с источниками, механизмами и объемами финансирования.[10]
Внедрение цифровой системы слежения государственных служащих является актуальной на сегодняшний день.