Понятие и классификация форм государственного устройства. Унитарное государство. Автономия в государстве
Под формой государства принято понимать совокупность основных, структурообразующих внешних признаков организации и деятельности государственной власти.
Форма государства предполагает единство трех основных сторон организации государственной власти:
o формы правления;
o формы государственного устройства;
o политического режима.
Историческая практика показывает, что в пределах одного типа государства встречается многообразие его форм, что обусловливается влиянием исторических, экономических, национальных, географических, религиозных и других факторов. От формы государства в значительной степени зависит общественно-политическая жизнь, устойчивость институтов государственной власти.
Существует научная классификация формы государства по его внешним признакам:
o по форме правления - монархия и республика;
o по форме государственного устройства - унитарное и федеративное;
o по политическому режиму - демократическое и недемократическое (авторитарное).
Нередко возникают смешанные формы государства. Например, выборная монархия, полупрезидентская республика.
Унитарное государство - это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. В свою очередь унитарное государство может быть:
а) Простым или сложным. Унитарное государство, не имеющее автономных образований, называется простым (Болгария, Польша), а с автономией (одной или несколькими) - сложным (Финляндия, Дания). Автономия - это самоуправление определённой части территории государства, отличающейся национальными, бытовыми, географическими условиями.
б) Централизованным - управление в региональных единицах осуществляется назначаемыми сверху чиновниками. Децентрализованным (Великобритания) - наоборот, на всех уровнях административно-территориального деления есть выборные органы. Относительно централизованным (Франция) - управление в региональных единицах осуществляется как назначаемыми чиновниками, так и выборными органами.
Автономия (от греч. autonomia — самоуправление, независимость) — особый статус территории в государстве (или сама территориальная единица с соответствующим статусом), предусматривающий более или менее широкие возможности самостоятельно решать свои внутренние проблемы вне пределов прав и полномочий государства в целом, в состав которого входит данная самоуправляющаяся единица.
В данном случае речь идет о территориальной автономии, хотя понятие «автономия» используется и в более широком плане, включающем в частности, и организационную автономию (автономность в партийном, профсоюзном и ином строительстве) и культурном (культурная и национально-культурная автономия и др.). Поскольку последние носят экстерриториальный характер и непосредственно не связаны с политико-территориальной организацией государства, постольку эти виды автономии здесь не рассматриваются. Сама территориальная автономия может носить общий, не специфический, национально-территориальный характер, а может сочетать в себе как общетерриториальные, так и национально-территориальные начала. Национально-территориальная автономия — это одна из разновидностей (форм) политико-территориальной организации многонационального государства, обеспечивающая более или менее самостоятельное осуществление публичной власти на какой-либо его части, отличающейся особым национальным составом населения, своеобразием культуры, языка, быта, традиций и т.д. Тем самым осуществляется самоопределение и самоуправление этносов и компактно проживающих этнических меньшинств данной страны.
Автономии различного порядка, уровня и характера имеются сегодня во многих унитарных странах. Это — Тибет, Синьцзян, Внутренняя Монголия и др. в Китае; Корсика во Франции; Северная Ирландия (Ольстер) в Великобритании; автономные области в Италии; Курдистан в Ираке; Азорские острова и Мадейра в Португалии; Гренландия и Фарерские острова в Дании; автономные сообщества в Испании, включая Каталонию, Галисию и Страну Басков; Аландские острова в Финляндии; и др. Автономии имеются и во многих унитарных странах СНГ: Крым на Украине; Абхазия и Аджария в Грузии; Нахичевань в Азербайджане; Гагаузия в Молдове; Каракалпакия в Узбекистане; Горный Бадахшан в Таджикистане. Рассмотрим далее политико-территориальное устройство сложных унитарных государств на конкретном примере трех крупных стран мира — Китая, Италии и Испании, каждая из которых включает многочисленные, иногда и разнохарактерные автономные образования.