Вторая Чеченская война. Избрание президентом В.В.Путина
9 августа 1999 г. председателем правительства Ельцин назначил директора ФСБ, 47-летнего В.В.Путина, вскоре утвержденного Думой в этой должности. Позднее, когда Ельцин сообщил о том, что он видит Путина своим преемником на президентском посту, многим это показалось несерьезным, так как новый глава кабинета был совершенно неизвестен стране, не был публичным политиком. Однако скептическое отношение к невысокому, худощавому премьеру вскоре рассеялось: Путин проявлял себя решительным, жестким руководителем, действовал в духе российского традиционализма. В России всегда преклонялись перед руководителем «сильной руки», который, опираясь на патриотизм народа, жестоко карал его врагов. Путин с самого начала показывал эти качества в отношении чеченских сепаратистов.
После первой Чеченской войны в республике происходили процессы, приведшие к новому конфликту с Москвой. Народное хозяйство Чечни было разрушено, помощи от России поступало мало. В 1997 г. Ельцин сам беспомощно признавался, что выделили Чечне 800 млрд. рублей, а дошло только 150 млрд. и неизвестно, куда они девались на пути. Не занятые в общественном производстве, безработные, почти поголовно вооруженные люди создавали почву для роста криминала. Некоторые вооруженные группировки начали заниматься заложничеством, похищением людей, требуя за них выкуп. Широко известны случаи похищения трех граждан Италии, четырех российских репортеров, сотрудников Красного Креста, двух ученых из Польши и др. Самый известный жестокостью случай - зверское убийство четырех британских инженеров по приказу полевого командира А. Бараева. Подобными шокирующими мир преступлениями некоторые чеченские полевые командиры создавали себе кровавый имидж, способствовали формированию негативного общественного мнения о Чечне.
Криминал не имеет национальности и не одни чеченцы занимались им. Некоторые командиры федеральных частей строили бизнес на продаже своих солдат чеченским бандитам. В мае 2000 г. завершился судебный процесс над сержантом В.Пинегиным, который в Дагестане продал чеченцам 15 подчиненных ему солдат, затем, перейдя в другую часть, - еще несколько солдат. Зам. командира 19-й дивизии 58-й армии Северо-Кавказского военного округа полковник А.Савченко работал на боевиков, другие военнослужащие этой дивизии тесно взаимодействовали с бандитами. За два года из частей 19-й дивизии было похищено до сотни военнослужащих.
Почему же федеральная власть и президент Чечни Масхадов своевременно не пресекли работорговлю? В интервью правозащитнику В.Попову 22 апреля 2000 г. Масхадов объяснил, что попытка покарать полевых командиров, занимающихся похищением людей, привела бы к гражданской войне, тогда российские войска вторглись бы в Чечню, уничтожили нас, мы бы проиграли войну. «Но мне удалось избежать этой трагедии», - заявил он. Бездействовала и федеральная власть. Были похищены даже представитель Президента В.Власов и представитель МВД генерал Г.Шпигун. Первый был освобожден через несколько месяцев, второй - убит.
7 августа 1999 г. последовало провокационное выступление - отряды Басаева и Хаттаба вторглись в соседний Дагестан. Их поддержали лишь ваххабиты нескольких сел. Была проведена войсковая операция против басаевцев и вооруженных ваххабитов, поддержанная населением. Теперь Кремль мог использовать перелом в общественном мнении в пользу войны, вызванный провокационным выступлением Басаева и серией взрывов домов в Москве и Волгодонске. Путин объявил об аннулировании Хасавюртских соглашений, чтобы иметь свободу действий. Преследуя отряды Басаева, федеральные войска перенесли боевые действия на территорию Чечни.
Новая война в Чечне вызвала большой разброс мнений. Следует выделить две версии - официальную и неофициальную, по-разному объясняющих возникновение, причины, цели, характер, способы и методы ее ведения. Первую версию представляют органы власти, лояльные ей партии и СМИ, вторую - оппозиционные СМИ (НТВ, радио «Эхо Москвы», «Новая газета» и др.), правозащитные организации, общество «Мемориал», независимая организация юристов. Как показывает недавний опыт афганской и чеченской войн, у неофициальной версии не меньше шансов быть более объективной. Требуется время, чтобы события улеглись, появились документы и материалы, объясняющие характер событий. А пока версии во многом альтернативны.
По официальной версии федеральные войска ведут в Чечне не войну, а «контртеррористическую операцию», сражаются не со «свободолюбимым народом», а вооруженными бандитами и террористами, удары наносят не по мирным жителям, а только по базам и местонахождениям бандитов. Оправдываются цели операции - покончить с вооруженными бандами, работорговлей, уничтожить одиозных полевых командиров, вернуть народ к мирной жизни.
Согласно неофициальной версии, в войне с Чечней были заинтересованы Кремль, генералитет, почти вся политическая элита. Они хотели реванша после поражения в первой Чеченской войне. Генералы начальник Генштаба А.Квашнин, его первый зам. В.Манилов, В.Казанцев, Г.Трошев, В.Шаманов выступали за эскалацию военных действий, за перенесение их на территорию Чечни. Генерал Шаманов неприкрыто шантажировал власть: «Если армию остановят, страна будет поставлена на грань гражданской войны». Войну оппозиция связывает с интересами нелегального бизнеса, когда на чеченскую мафию в 90-е годы списывали многие преступления в финансовой сфере, к которым чеченцы имели косвенное отношение.
Сторонники неофициальной версии считают, что в Чечне ведется полномасштабная война, в которой участвует около 150 тыс. воинов Она нужна была для поднятия рейтинга Путина, избрания его президентом на патриотической волне. Его призывы «мочить в сортире», «раздавить в логове» чеченских бандитов были в духе российских традиций, понятны народу. Они компенсировали отсутствие у премьера сколько-нибудь разработанной экономической программы.
На начало войны повлияли и взрывы домов, происходившие в сентябре 1999 г. в Москве и Волгодонске. Тут же было объявлено о «чеченском следе», хотя и через два года виновники взрывов не найдены, не проведены судебные расследования. Сомнения в «чеченском следе» содержались в материалах «Новой газеты», передачах старой редакции НТВ, выступлениях Березовского, романе А.Проханова «Господин Гексоген» и др. Высказывалось мнение о причастности спецслужб к взрывам. Словом, вопрос о взрывах домов до судебных решений остается открытым. Но тогда заявления о «чеченском следе» во взрывах сыграли свою роль: россияне были запуганы, 73% опрошенных боялись, что могут стать жертвой теракта. Общественное мнение повернулось в поддержку войны против Чечни: в октябре 1999 г. 60% опрошенных были за продолжение бомбардировок Чечни.
Десятки национал-патриотических партий и организаций возбуждали в населении античеченские, антикавказские настроения. Опросы тех дней показывали, что 64% россиян желали высылки всех лиц «кавказской национальности» из России. Патриотический угар охватил и видных политиков. Губернатор Курской области, член Совета Федерации А.Руцкой публично призвал проводить в Чечне «тактику выжженной земли». Забыв о поражениях в Афганистане и Чечне, он злобно твердил: «...через неделю не только из Грозного, но и из всей Чечни надо сделать пустыню Гоби» и «Грозный надо накрывать из всех видов оружия». «Либералы» и «демократы» А.Чубайс, Е.Гайдар призывали к войне, утверждая, что благодаря чеченской войне «Россия встает с колен, возрождает свое величие». «Либералов» не беспокоило то, что война принесет массовое нарушение прав человека, гибель мирных жителей, а для возрождения величия вовсе не требуется уничтожение других народов.
В такой воинствующей атмосфере российские войска 1 октября 1999 г. пересекли чеченскую границу и двинулись к Грозному. Были пущены в ход все современные средства ведения войны, число войск доходило до 150 тыс. и несколько тысяч единиц бронетехники. Сколько бы ни говорили о точечных ударах по бандам и их базам, война шла по своим законам: в ней неизбежно страдали и гибли мирные жители. Заверение первого зам. начальника Генштаба В. Манилова о том, что «по населенным пунктам войска огонь не ведут», не подтвердилось. Уже 21 октября центр Грозного подвергся ракетному обстрелу: ракеты упали на родильный центр и рыночную площадь, погибли более 150 человек, в том числе 13 новорожденных, ранено 400 мирных жителей. Военные вначале отрицали факт обстрела, затем назвали обстрел некой спецоперацией.
В начале декабря войска подошли к Грозному. 6 декабря генералы предъявили его жителям ультиматум покинуть город до 11 декабря, иначе оставшиеся там «будут считаться террористами и бандитами и будут уничтожены». В то время в городе оставалось до 20 тыс. мирных жителей, из них успели выйти немногие, старые и больные не сумели. Ультиматум возмутил общественность западных стран. Президент США Б.Клинтон заявил: «Россия дорого заплатит за свои действия в Чечне». Правда, затем столь резкая реакция была смягчена.
В январе 2000 г. начался штурм Грозного и через несколько дней сопротивление противника было сломлено. Российские войска заняли превращенный в руины город. Не все города брались боем и разрушались. С жителями Гудермеса удалось договориться о выводе из него боевиков. Далее начались значительные потери войск. В Аргуне и Шали войска сутки отбивали нападения боевиков. Колонны бронетехники у этих городов попали в засаду. За несколько часов боя в Аргуне погибло 26 солдат.
В условиях начавшейся войны развернулась предвыборная кампания по выборам Государственной думы, назначенным на 19 декабря 1999 г. Основная борьба развернулась между Кремлем и оппозиционным ему блоком «Отечество - Вся Россия» (ОВР) во главе с Примаковым и Лужковым. Она приняла жесткий характер: стороны обвиняли друг друга в коррупции и других неблаговидных делах. По телевидению показывали бывшего министра юстиции Н.Ковалева, посетившего баню в обществе девиц легкого поведения, крутили ролик с изображением «человека, похожего на Генерального прокурора» Ю.Скуратова в постели с двумя проститутками... Ельцин сместил Скуратова с поста, но его отставку не принял Совет Федерации. Экс-прокурор с высокой трибуны обличал президентскую семью во взяточничестве и казнокрадстве. Против него возбудили уголовное дело, затем прекратили его.
В ходе кампании, ведя борьбу с оппозицией. Кремль создал про-правительственный блок «Единство». Путин заявил о своей поддержке этого блока. Теперь многие политики, региональные руководители перед этим только участвовавшие в ОВР, проявляя традиционное верноподданничество, быстро сменили политические ориентиры и спешили посягать в верности Путину и «Единству».
Одержать победу Кремлю не составляло большого труда. Вслед за Путаным «Единство» поддержали почти все телеканалы и газеты. Упор делался на подрыв позиций основного конкурента - ОВР. В отношении него применялись небывало жесткий прессинг, грязные технологии. Особенно отличался телеканал ОРТ и его ведущий С.Доренко, который, не заботясь об объективности, обвинял Примакова и Лужкова во всех смертных грехах, включая уголовные дела. Столь популярные до этого лидеры, претендовавшие даже на пост президента, резко теряли свои рейтинги.
На состоявшихся 19 декабря выборах коммунисты получили 24,2%, «Единство» - 23,4%, ОВР - 12,6%, Союз правых сил - 8,7%, партии Явлинского и Жириновского по 6% голосов. Коммунисты потеряли контрольный пакет в Думе. Кремль получил лояльное, контролируемое большинство в новом парламенте.
Под новый год Ельцин объявил о своей досрочной отставке и назначении Путина исполняющим обязанности Президента. Тем самым Ельцин предоставил своему преемнику реальный шанс быть избранным. В состоявшихся 26 марта выборах убедительную победу одержал Путин, он стал вторым Президентом Российской Федерации.
Новый президент приоритетной задачей объявил укрепление государства, усиление вертикали исполнительной власти. Были созданы семь федеральных округов во главе с полномочными представителями президента. По поручению Путина они занялись приведением в соответствие регионального законодательства с федеральным, так как более 3,5 тыс. нормативных актов не соответствовали Конституции РФ и федеральным законам. В течение года уже 4/5 из них были приведены в соответствие.
Была реформирована верхняя палата парламента - Совет Федерации. До этого его членами состояли губернаторы и председатели Государственных собраний субъектов Федерации. Они выводились из верхней палаты, их места занимали по два чиновника из каждого региона. Влияние местной элиты на центральную власть теперь ослабло.
Реформирование верхней палаты, создание вертикали исполнительной власти получило неоднозначную оценку в обществе. Оппоненты Кремля из числа демократических, правозащитных организаций, независимых СМИ отмечали, что политика Путина не имеет четкую демократическую направленность. В лозунге о сильном государстве, ставке на возрождение армии, герба, флага, в делении страны на семь округов, назначении полпредами генералов оппоненты увидели воскрешение отживших царских структур. Высказываются опасения, что создание послушного сената при контролируемой Кремлем Госдуме может привести к авторитаризму, А сильное государство в современном понимании - это правовое государство, контролируемое гражданским обществом, в котором сильны позиции граждан, свободных и равноправных, образованных и здоровых.
Утверждение государственных символов также породило резкую критику в обществе. Восстановление гимна на музыку Александрова общество «Мемориал» и Московская хельсинкская группа назвали «шагом к реваншу», «стихийной реставрацией старых порядков», ностальгией по советским временам. Большой резонанс получило наступление на телеканал НТВ, радио «Эхо Москвы», затем на ТВ-6 и др.
На Западе также заговорили о наступлении на свободу слова в России. Да и сам Путин иногда произносил угрожающие слова. Помимо призыва «мочить в сортире», неожиданным и шокирующим сочли его заявление в интервью французской газете «Фигаро» о том, что «у государства в руках дубина, которой оно бьет всего один раз, но по голове». Они тяжело воспринимались не только в европейских странах, но и в собственной стране, которая пытается избавиться от тоталитарного наследия. Получил распространение тезис об управляемой демократии в России, которая позволяет властям в собственных интересах манипулировать избирателями на выборах, общественным мнением перед началом войны и т.д.
Проблема укрепления государства имеет такой важным аспект, как преодоление недоверия граждан своему государству. Об этом писал Путин в своем послании Федеральному собранию в апреле 2001 г.: «Суть многих наших проблем - в застарелом недоверии к государству, неоднократно обманывавшему граждан, в унаследованной из прошлого подозрительности граждан к государству». Государство обманывало и не обеспечивало защиту граждан от произвола рэкетиров, бандитов и взяточников, допуская нарушение прав и интересов значительной части населения. Оно не доверяет правоохранительным органам. В начале 2001 г. 90% опрошенных не доверяли Генеральной прокуратуре, низкий был уровень доверия к милиции. Не стал независимым суд, он находится под влиянием должностных лиц и теневых сил. Происходит рост взяточничества чиновничьего аппарата. На вопрос «Приходилось ли Вам дать взятку?» 70% опрошенных ответили «да».
Затяжной кризис поразил прежде всего экономику и социальные сферы. По данным академика А.Аганбегяна, по уровню внутреннего валового продукта (ВВП), который приходится на душу населения (это основной экономический показатель), страна находится в шестом десятке государств. У нас он равен 3,5 тыс. долларов, в США 30 тыс., в Европе - 20-25 тыс. (Страны, в которых этот показатель больше 10 тыс. долларов, относятся к числу развитых). Деловой климат не улучшился, о чем свидетельствует продолжающийся отток капитала, составляющий, по словам Путина, 20 млрд. долларов в год. Государство остается беспомощным в борьбе с теневой экономикой, составляющей до 40%. Это значит, что с колоссальных сумм не платятся налоги.
Уровень жизни граждан, по признанию Президента, остается крайне низким. Периодическое и незначительное повышение зарплаты и пенсий еле покрывает последствия инфляции. Минимальная пенсия в месяц в России составляет 21 доллар, а в Китае 80, Англии - 633, США, Франции - 667, Японии - 833. Число россиян с доходами ниже прожиточного минимума составляло в начале 2001 г. 54,4 млн., т.е. 37% населения. Мизерные зарплаты большинства населения в основном уходят на «жизнь», т.е. 70% заработанного тратится на товары и услуги, почти не остается на лечение, на отдых, на покупку квартиры и т.д. К тому же государственное финансирование здравоохранения сокращалось, и Россия тратит на здоровье 3 доллара на человека в месяц, а США - 300. Зарплата педагогов в России составляет 1 тыс. долларов в год, в Венгрии - 8 тыс., Чехии, Турции - 9 тыс., Англии и США - 37 тыс. В обществе набирает обороты алкоголизация, становясь национальным бедствием.
В полной зависимости от экономических, социальных и морально-психологических факторов складывается образ жизни, качество жизни россиян. Концентрированным выражением его является продолжительность жизни, по ней российские мужчины занимают 135-е место, женщины - 130. Российские мужчины в среднем живут 58 лет, японские - на 20 лет больше.
Вернемся к «контртеррористической операции» в Чечне. С перенесением операции в горные районы Чечни она начала давать сбои, больше приобретала черты, характерные гражданской войне: обе стороны крайне ожесточались и проявляли редкую жестокость, не щадящую даже женщин и детей. Для федералов период уверенных побед начал чередоваться с тяжёлыми потерями.
Череда потерь федералов началась с гибели 6-й роты 104-го парашютно-десантного полка в конце февраля 2000 г. Произошло это в горной Чечне под селом Улус-Кертом. Рота погибла, защищая высоту, которая позволяла контролировать вход в Аргунское ущелье. Генералы всячески скрывали масштабы жертв, по телевидению сообщали о гибели сначала 20, затем 31 человека. На самом деле погибших оказалось 84 человека, значительная часть которых была из Псковской области. 2 марта на подступах к Грозному была расстреляна в упор колонна из Сергиева-Посада. 22 омоновца были убиты на месте, 31 человек ранен. Правду об этой трагедии военные пытались скрывать. И было что скрывать: колонну расстреляли сами же федеральные части, приняв ее за врага. Было заведено уголовное дело.
Далее трагедия постигла колонну Пермского ОМОНа: погибло 43 чел., расстрелянных в упор, разорванных минами, раненных, потом добитых. 23 апреля в районе Сержень-Юрта боевики из засады напали на тульскую колонну ВДВ, в результате лучшая дивизия за один день потеряла 17 человек убитыми и 6 ранеными; 11 мая в Ингушетии в результате обстрела боевиками колонны внутренних войск погибло 19 бойцов.
Генералы говорили, что не воюют с народом, лишь наносят точечные удары по бандитам и их базам. Однако на деле установки залпового огня, крупнокалиберная артиллерия, самолеты и вертолеты не щадили никого. Применялись также новейшие вооружения большой мощности. О том, как проводилась «контртеррористическая операция», строго точечные бомбометания, можно иметь представление на примере с. Комсомольского, описанном лояльной властям, поддержавшей Путина на выборах «Независимой газетой» (от 13 апреля 2000 г.): «Бойня в Комсомольском продолжалась три недели. По селу наносились удары мыслимым и немыслимым оружием. Работала артиллерия всех калибров, танковые пушки и системы залпового огня не знали передышки, использовались ракеты «земля-земля», вертолеты и бомбардировщики сбрасывали свой смертельный груз круглые сутки. Применялись и суперсовременные виды оружия: «Змей Горыныч» - ракета с многометровым хвостом из тротила, которая сжигала все в округе; «Буратино» - «бревно» с тротиловой начинкой, превращающее в пыль даже бетонные укрытия... В отдельных подвалах было сплошное месиво из человеческих тел. Иногда приходилось собирать трупы по частям. У многих отрезаны уши...»
Взятие городов и сел, регулярные их зачистки сопровождались жестокостями, и лишь немногие случаи получали широкую огласку. 25 ноября 1999 г. в станице Слепцовской военные с бронемашины расстреляли в упор 21-летнюю Л.Котиеву. Генералы пытались выдать воинов за боевиков, однако инцидент произошел при многочисленных свидетелях. Еще больше позора федеральной армии принес высокопоставленный военный - командир полка полковник Буданов, который ночью выволок из дома чеченскую девушку и в воинской части задушил и закопал в землю. Происшествие получило огласку только благодаря многочисленным свидетелям. М.Удугов предложил обменять Буданова на 9 омоновцев из Перми, находившихся в плену, угрожая в противном случае подвергнуть их казни. Власти не пошли на обмен, и пленные в указанный срок были казнены. Получилось, что полковник косвенно виновен и в гибели 9 омоновцев.
Законы войны таковы, что насилие порождает насилие, идет бесконечный «обмен» жестокостями. Уже давно объявлено об освобождении всех городов и сел Чечни, об уничтожении всех основных сил и баз боевиков, а они вот уже третий год после начала операции продолжают ежедневно нападать на российские войска, подрывать боевую технику, убивать воинов. Не проходит и дня без сообщений об этом. На третьем году войны в центре Грозного сбит вертолет с высокопоставленными должностными лицами Генштаба: погибли два генерала, шесть полковников и других старших офицеров, а также экипаж вертолета. В январе разбился другой вертолет: погибло 14 чел., в т.ч. два генерала, три полковника.
Парадоксальность положения объяснялась постоянным пополнением рядов боевиков новыми силами, составляющими небольшие отряды и группы. Они являются порождением жестоких методов, применяемых при проведении «контртеррористической операции». Это - «дети войны», которые ранее не собирались воевать, даже ждали прихода армии как освободительницы, но потеряв родственников и близких, свои дома и села, они включились в борьбу с целью мщения за убитых и исчезнувших.
Данную версию подтверждает и назначенный Кремлем глава администрации Чечни Ахмат-Хаджи Кадыров: «в начале войны 1994-1996 гг. в рядах боевиков было 5-6 тыс. человек, к окончанию уже 10-12 тыс. В эту кампанию начинали воевать от 1,5 тыс. человек. Но прошли зачистки и людей, поддерживающих боевиков, стало в 3 раза больше». Он убежден, что «военные, проводя зачистки, вольно или невольно, работают на боевиков».
Число задержанных, увезенных неизвестно куда и навсегда пропавших увеличивалось. В июне 2001 г. на парламентских слушаниях вице-спикер В. Лукин признал: «беспредел» и работорговля, процветавшие в республике еще в первой половине 90-х годов, существуют и по сей день. В розыске - до 1,5 тыс. человек (600 из них исчезли в ходе «контртеррористической операции»). Их, как правило, увозят во время зачисток и схватывают на улице, и их следы теряются.
За все время военной операции не менее острой была и остается проблема беженцев. Их число в пик операции дошло до 250 тыс. только в Ингушетии, что характеризовалось как гуманитарная катастрофа. Через два года после начала операции их было 120 тыс. Они третью зиму зимуют в тяжелейших условиях, в дырявых палатках без тепла и света, не возвращаются в свои дома, боясь зачисток.
Общественное мнение на Западе крайне резко реагировало на войну в Чечне. Население западных стран знакомо с жуткими картинами войны - обстрелов, разрушений, зачисток. Под давлением общественности власти США, Франции, Германии осуждали методы и средства проведения операции, считали их неадекватными, требовали прекращения чрезмерного применения сил против гражданского населения, предлагали решения проблемы путем переговоров.
Чеченский вопрос стал предметом обсуждения на встрече в верхах, организованной ОБСЕ в Стамбуле в ноябре 1999 г. Она вошла в историю как «чеченский саммит», т.к. Россия с кровоточащей проблемой Чечни была в центре встречи. В принятом документе Россия признала необходимость соблюдения норм ОБСЕ в чеченском регулировании, разрешения кризиса политическим путем, необходимость начала политического диалога с чеченской стороной.
С течением времени восприятие войны в российском обществе несколько изменилось: упал первоначальный национал-патриотический подъем, но и не возникло антивоенного движения. Происходило привыкание народа к жертвам, потерям своих сыновей, к трауру - признак неблагополучного общества. Не оправдались и циничные расчеты на возрождение величия государства и армии через войну, пролитие крови. Не стала война маленькой и победоносной, о чем мечтали политики и военные. Она стала затяжной, кровопролитной, подорвавшей престиж России. Уже к ноябрю 2001 г. погибло 3 108 воинов, ранено - 11,6 тыс., а сколько погибло граждан России чеченской национальности, не знает никто.
В условиях войны усилились негативные тенденции в армии - росла дедовщина, от которой ежегодно гибнут, по данным Минобороны, около 500 человек, а по подсчетам правозащитников - от 2 до 5 тыс.; порядка 30 тыс. военнослужащих ежегодно становятся объектами побоев и издевательств со стороны старослужащих и командиров; наблюдается массовое уклонение молодежи от призыва на военную службу, массовое дезертирство. От службы пытаются уклониться ежегодно около 20 тыс. призывников. В последние годы ежегодно российскую армию незаконно покидают примерно 5 тыс. военнослужащих.
Внешняя политика
Самым значительным геополитическим событием в 90-е годы явился развал многовековой Российской державы. Он был обусловлен действием «закона распада империй», ускорен социально-экономическим и политическим кризисом советской системы. На месте СССР образовались 15 независимых республик, а Российская Федерация стала его преемницей де-факто. Россия уже не имела статуса сверхдержавы, её роль в международных делах резко ослабла. Она лишилась бывших союзников, а другие государства дистанцировались от нее. К её рубежам приблизился военный блок. В мире заговорили о провале экономической реформы в России, коррумпированности власти, экспорте «русской мафии» и др.
В феврале 1996 г. Россия сделала свой выбор - стала членом Совета Европы, тем самым подтверждая свою европейскую ориентацию, готовность соблюдать права человека, приверженность к демократии. Членство увенчалось ратификацией конвенции по правам человека. Однако не все шло гладко с выполнением взятых на себя обязательств.
Приоритетным направлением внешней политики России считалось укрепление отношений с бывшими союзными республиками, большинство из которых объединены в СНГ (за исключением республик Прибалтики). Однако большую часть этих связей она растеряла. Властям России не хватало дальновидности, чтобы с учетом изменившейся ситуации разработать новую концепцию взаимоотношений с «ближним зарубежьем». На Москву давил комплекс «старшего брата», оттолкнувший от себя большинство республик. С другой стороны, и сами молодые государства стремились к избавлению от опеки бывшего центра, от любой формы зависимости от него. В результате произошла экономическая и политическая переориентация государств СНГ на страны дальнего зарубежья.
Зато интеграционный процесс задействован в отношениях России и Белоруссии, которые вошли в некий союз с неопределенным статусом. Не были достигнуты желаемые дружественные отношения России с Украиной. История оставила немало проблем, которые обостренно воспринимаются националистическими силами в обоих государствах. На Украине они раздували «антимос-кальские» настроения, а в России с территориальными претензиями выступали некоторые политические деятели, в том числе столичный мэр Ю.Лужков (в отношении Крыма, Севастополя, Черноморского флота). В мае 1997 г. Москва и Киев заключили Большой договор, предусматривающий взаимовыгодное сотрудничество, создание основ стратегического партнерства.
Курс на обеспечение европейской безопасности с ОБСЕ в качестве краеугольного камня претерпел серьезные коррективы: усилился и расширил свои границы Североатлантический блок, он стал играть важную роль в европейских делах. Поставленная цель дальнейших радикальных сокращений вооружений и недопущения подрыва договора по ПРО не была реализована. Россией намеренно затягивалась ратификация договора СКВ-2 в попытке увязывать ее с другими проблемами, а теперь США объявили о своем намерении выйти из него с целью создания космического щита.
На восточном направлений внешней политики Кремль выступал с инициативой заключения мирного договора с Японией к 2000 г. Она оказалась не подкрепленной решимостью определить наконец судьбу четырех южно-курильских островов, являющихся ключевыми во взаимоотношениях сторон. Нормальные политические отношения сложились с Китаем, хотя они не базируются пока на прочной экономической основе.
Главный успех во внешней политике России состоял в том, что Россия удержалась, не сползла в полномасштабную конфронтацию с Западом, когда вставали вопросы о расширении НАТО, бомбардировке Сербии и операции против Ирака. Каждый раз Москва выходила из этих кризисов, частично восстанавливая свои отношения с Западом.
Многие издержки российской внешней политики связаны с тем, что страна потеряла статус сверхдержавы, а претензии на роль великой державы остались. Но они не подкреплялись объективным экономическим и социальным потенциалом. Запад в отношении России вел себя осторожно, не пытался помочь России стать могущественной державой, но и дестабилизировать её не хотел. Это было оправдано: Россия со временем смирится со своим новым положением одной из средних держав, так как без экономического могущества невозможно стать супердержавой вопреки питаемым иллюзиям. Статус средней миролюбивой и уважаемой державы был бы для России весьма привлекательным.
Высказывается и другая альтернатива. Американский исследователь З.Бжезинский, предсказавший в свое время распад советской империи, в книге «Великая шахматная доска» полагает, что чрезмерная централизация политической системы, колоссальные размеры и неоднородность страны не способствует «высвобождению творческого потенциала народа России». Выход он видит в превращении России в конфедерацию, в которую войдут «Европейская часть России, Сибирская республика и Дальневосточная республика», что позволит резко ускорить развитие страны, укрепить связи со странами Запада и Востока.
Контрольные вопросы
1. Какие ошибки шоковой терапии правительства Гайдара имели самые тяжёлые последствия для страны, для её нормального перехода к рынку?
2. Назовите причины политического кризиса и пути выхода из него,
3. Дайте общую характеристику Конституции РФ 1993 г.
4. Проанализируйте расклад политических сил в обществе и в Госдуме 1993, 1995 и 1999 г.
5. Каковы причины войны в Чечне и её последствия для страны?
6. Почему кризис в России стал всеобъемлющим и привел к крайнему ухудшению положения народа?
7. Дайте характеристику реформам, проводимым В.Путиным.
8. Создана ли в России рыночная экономика, сформированы ли правовое государство и гражданское общество?
9. Почему в России не формируется средний класс?
10. Охарактеризуйте внешнюю политику России 90-х годов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Авторханов А. Империя Кремля: советский тип колониализма. - Вильнюс, 1990.
Аганбегян А. Три тупика России // Труд-7. - 2001. - 15 марта.
Бережков В.М. Рядом со Сталиным. - М., 1998.
Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма.- М., 1990.
Бжезинский З. Великая шахматная доска. - М., 1999.
Боффа Д. История Советского Союза. В 2-х томах. - М., 1990.
Бунин И. Окаянные дни. Воспоминания. Статьи. - М., 1990.
Великая Отечественная война 1941-1945 г. Кн. 1. - М., 1999.
Вернадский В.И. Дневник 1939 // Дружба народов. - 1992. - № 11-12.
Вер Н. История Советского государства 1900-1991. - М., 1992.
Волкогонов Д. Семь вождей. В 2-х книгах. - М., 1998.
Вторая мировая война: Актуальные проблемы. - М., 1998.
Горький А.М. Несвоевременные мысли. В кн. Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал. Т.1. - М., 1997.
Ивницкий Н.А. Коллективизация и раскулачивание. - М., 1994.
История Башкортостана (1917-1990 гг.). - Уфа, 1997.
История России: Учебное пособие. Т.2. - М., 1995.
История России: Учебное пособие. - СПб., 2000.
История России и мировые цивилизации. - М., 1997.
Лавренов С.Я., Попов И.М. Крах Третьего рейха. - М., 2000.
Орлов А. Тайная история сталинских преступлений. - СПб., 1991.
Пайпс Р. Русская революция / Пер. с англ. - М., 1994.
Пихоя Р.Г. Советский Союз: История власти: 1945-1991. - М., 1998.
Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. - М., 1991.
Рассел Б. Практика и теория большевизма. - М., 1991.
Семенникова Л.И. Цивилизации в истории человечества. - Брянск, 1998.
Троцкий Л.Д. Моя жизнь: Опыт автобиографии. - М., 1991.
Троцкий Л.Д. К истории русской революции. - М., 1990.
Тойнби А. Византийское наследие России // Свободная мысль. - 1992. - № 10.
Федотов Г.П. Россия и свобода // Знамя. - 1989. - № 12.
Хуторский В.Я. История России: от Рюрика до Ельцина. - М., 2000.
Учебное издание
Валиуллин Кадим Бариевич
Зарипова Резеда Кадимовна
ИСТОРИЯ РОССИИ XX ВЕК Часть 2
Учебное пособие
Редактор Г.Г.Синайская Корректор А.И.Николаева
Лицензия на издательскую деятельность ЛР№ 021319 от 05.01.99 г.
Подписано в печать 13.06.2002 г. Бумага офсетная. Формат 60х84/16. Гарнитура Times.
Отпечатано на ризографе. Усл.печ-л. 13,45. Уч.-изд.л. 13,75. Тираж 150 экз. Заказ 474. Изд.№ 54. Цена договорная.
Редакционно-иэдательский отдел Башкирского государственного университета 450074, РБ, г. Уфа, ул.Фрунзе, 32.
Отпечатано на множительном участке Башкирского государственного университета 450074. РБ, г. Уфа, ул.Фрунзе, 32.