Анализ процессов формирования социальной инфраструктуры с учетом социально-экономического развития

Стратегическое управление в России основано на программно-целевом методе. Основным вектором развития для всех регионов является Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года или Стратегия 2020, далее на уровне субъекта РФ – Стратегия социально- экономического развития Московской области на период до 2020 года, на уровне муниципального образования – типовая стратегия с тем же названием.

Целью федеральной Стратегии 2020 является нахождение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе устойчивого повышения благосостояния российских граждан, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе[22].

Инфраструктура является важнейшим фактором развития экономики и социальной сферы, от количества и качества инфраструктурных объектов в регионе зависит инвестиционная привлекательность территории, ее демографические показатели, уровень и качество жизни населения. Как отмечается в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, сбалансированное территориальное развитие Российской Федерации должно быть ориентировано на обеспечение условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики регионов.

Социальная инфраструктура играет значительную роль в формировании уровня жизни населения. Основной целью функционирования объектов социальной инфраструктуры является полное и всесторонне развитие человека путем удовлетворения его бытовых, духовных и культурных потребностей.

Социальная инфраструктура представляет собой устойчивую совокупность материально-вещественных элементов, создающих общие условия для рациональной организации основных видов деятельности человека - трудовой, общественно-политической и других, развивающихся в интересах всего общества.

Повышение эффективности развития муниципального образования требует высокого уровня развития социальной инфраструктуры. Низкое качество предоставляемых социальных услуг, связанных с нехваткой или отсутствием необходимых ресурсов, зданий, сооружений, специалистов снижает эффективность всей экономики. Поэтому при слабом развитии муниципального образования требуется использование основных имеющихся у региона ресурсов, а также привлечение дополнительных инвестиций для создания необходимого уровня развития социальной инфраструктуры. Это могут быть природные, материальные, финансовые, трудовые и другие ресурсы. Привлечение ресурсов является значимым в виду того, что собственных ресурсов в большинстве регионов недостаточно для повышения эффективности функционирования объектов социальной инфраструктуры.

Финансирование объектов социальной инфраструктуры можно разделить на два типа. Первый включает отрасли, которые сами обеспечивают свое развитие за счет прибыли, получаемой от деятельности. Второй включает отрасли, ориентированные на бюджетные средства. В зависимости от типа отрасли существуют различные источники финансирования. Структура финансирования социальной инфраструктуры представлена на Рис.2.1.

Анализ процессов формирования социальной инфраструктуры с учетом социально-экономического развития - student2.ru

Рис. 2.1. Структура финансирования социальной инфраструктуры[23]

На сегодняшний день деятельность отраслей и предприятий образующих социальную инфраструктуру России представляет собой совокупность динамично развивающихся видов экономической деятельности.

Развитие социальной инфраструктуры учитывает основные задачи социальной политики, направленной на улучшение качества и увеличение продолжительности жизни населения, повышение уровня его благосостояния, формирование и воспроизводство здорового, творчески активного поколения.

Некоторые показатели социальной и экономической инфраструктуры учитываются при расчете рейтинга развития регионов, составленного ведущими отечественными специалистами в области регионолистики, с частности обеспеченность населения объектами социальной инфраструктуры рассчитывается на основе трех показателей:

- количество спортивных площадок и залов на 1000 человек населения.

- количество детских садов и школ на 1000 человек населения.

- количество студентов, обучающихся в государственных ВУЗах на 1000 человек населения[24].

Также можно обозначить основные факторы, учет которых является обязательным условием развития социальной инфраструктуры:

- национальные и региональные приоритеты социальной политики, определяющие возможности бюджетного финансирования, использование форм государственно-частного партнерства;

- демографическая ситуация в стране и регионе, в частности одной из существенных проблем является тенденция демографического старения населения, проявляющаяся в увеличении численности пожилого населения на фоне сокращения числа молодежи;

- нормативы обеспеченности населения социальной инфраструктурой, определяемые на региональном уровне;

- потребности населения и степень их удовлетворенности качеством и доступностью социальных услуг;

- градостроительные планы;

- логистику размещения отдельных предприятий, сооружений и транспортных систем[25].

Развитие социальной инфраструктуры явно не поспевает за активным жилищным строительством, и это является сегодня едва ли не проблемой №1. Имеется невероятный объем новостроек в области с минимальным количеством объектов инфраструктуры, что в прошлом году стало одной из

Среди объектов здравоохранения наиболее распространены поликлиники, наименее - стационары. Из всех рассмотренных объектов инфраструктуры наименее развиты физкультурно-спортивные учреждения. Как правило, их менее 25% от нормы.

В целом можно отметить, что социальная инфраструктура является индикатором развития региона, определяя его потенциал к проведению адекватной социальной политики и реализации социальных услуг населению. В сложившихся экономических условиях можно обозначить, актуальность не только формирования социальной инфраструктуры, но поддержки состояния и реконструкции имеющихся объектов, вопросы кадрового обеспечения, но и разработки и реализации, актуальных для населения социальных услуг в необходимом количестве и качестве, их доступности и соответствия запросам потребителей.

Наши рекомендации