Глава 1. Теоретические положения и подходы к выявлению содержания и особенностей формирования социальной инфраструктуры
Содержание и особенности социальной инфраструктуры
Социальная инфраструктура государства имеет важное значение на всех уровнях управления: федеральном, региональном, муниципальном. Это обусловлено тем, что объекты социальной инфраструктуры являются базой, обеспечивающей жизнедеятельность людей, направленной на удовлетворение их потребностей.
Роль и значение социальной сферы трудно переоценить при анализе достижений того или иного региона. Ослабление внимания к проблемам образования, здравоохранения, культуры по принципу обратной связи сказывается на экономике. Уровень развития общества в целом определяется, исходя из основного типа хозяйства и установившейся иерархии ценностей и интересов, присущих населению.
Уровень развития муниципальных образований определяется качеством существующей социальной инфраструктуры, и чем выше качество предоставляемых социальных услуг, тем выше уровень экономического развития регионов.
Социальная сфера относится к сложным системам, поэтому важно четко выделять субъекты и объекты, входящие в социальную сферу. При анализе необходимо установить взаимосвязи объекта управления с другими сферами общественного производства, структурировать сам объект управления и рассмотреть его элементы во взаимосвязи. Для лучшего понимания данного вопроса, определим понятие «социальная сфера».
На сегодняшний день нет четко определенной и закрепленной трактовки категории «социальная сфера», в литературе и официальных документах существуют различные определения данного понятия. Часто под социальной сферой понимают совокупность учреждений и систем непроизводственного характера, занимающихся здравоохранением, образованием, культурой и т.д.
Социальная инфраструктура – комплекс объектов и предприятий, которые обеспечивают функциональную жизнедеятельность населения, формирование интеллектуально развитого индивида.
Одним из направлений государственного управления является политика в социальной сфере и сфере предоставления социальных услуг. Данная сфера является довольно широкой и охватывает образование, здравоохранение, культуру, спорт, жилищно-коммунальные системы и т.д., все отрасли, направленные на обслуживание и удовлетворение социальных потребностей людей. Туда входит социальное обеспечение населения, занятость населения, социальное партнерство, социальное страхование, пенсионная система, и др.
В зависимости от того, насколько широко и в каких целях рассматривается социальная сфера, к числу ее направлений может относиться сфера демографии и семьи (меры поддержки семьи, детства, материнства и отцовства), экология и окружающая среда, миграция, санаторно-реабилитационная сфера, потребительские услуги, туризм и отдых и др.[1]
Другими словами, социальная сфера охватывает все отрасли, необходимые для поддержания определенного качества жизни населения государства. Социальная инфраструктура является частью социальной сферы, которая направлена на производство социальных услуг, обладающих высокой значимостью в таких отраслях как здравоохранение, образование, физкультура и спорт, культура и искусство. Эта взаимосвязь различных типов институтов схематично представлена на рис. 1.1
Рис. 1.1 Институциональные механизмы удовлетворения потребностей
Многие определения используют перечисления объектов, учреждений, организаций, составляющих социальную инфраструктуру, однако этот список всегда остается не полным.
В других источниках к социальной сфере относят совокупность услуг, оказываемых в области здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения, образования, культуры и искусства[2].
Рассматривая социальную сферу с точки зрения структурного подхода, в ее составе можно выделить:
- социальную инфраструктуру;
- социальные услуги, которые она производит;
- механизмы и нормативную базу, регулирующие социальное поведение населения.
При этом социальная инфраструктура, как основной элемент социальной сферы, рассматривается как устойчивая совокупность материально вещественных элементов, создающих условия для удовлетворения всего комплекса потребностей человека и общества.
К социальной инфраструктуре в частности относятся:
- все сферы связанные с жильем, а именно строительство, сферу жилищно-коммунального обслуживания;
- объекты и предприятия социально-культурного назначения, организации, работающие в системе образования, здравоохранения и дошкольного воспитания;
- предприятия и организации, работающие в сфере организации отдыха и досуга;
- предприятия розничной торговли, а также организации занимающиеся спортивно-оздоровительной деятельностью, работающие в сфере общественного питания, сфере услуг;
- компании, занимающиеся пассажирскими перевозками и оказывающие услуги связи для населения;
- система учреждений, оказывающих услуги правовой и финансово-кредитной сферы (юридические консультации, нотариальные конторы, банки) и др.
Для того чтобы определить входит ли рассматриваемый элемент в социальную инфраструктуру, предлагается такое определение: «Социальная инфраструктура представляет собой систему взаимодействия социальных (личности, группы, сообщества социальных субъектов) и бизнес-субъектов по поводу вовлечения специфичных объектов материально-вещественной среды и ресурсов производства товаров и услуг в формирование человеческого капитала и его расширенное производство, повышение качества жизни населения»[3].
Существует несколько подходов к внутреннему строению социальной инфраструктуры:
▪ Интеллектуально – культурная и общественно – политическая деятельность (наука, средства массовой информации, образование, искусство, наука, общественные организации, культура, ассоциации, объединения, общества);
▪ Сохранение и восстановление здоровья (физическая культура, спорт, туристическая индустрия, здравоохранение, социальное обеспечение, совершенствование окружающей среды);
▪ Бытовое и коммунальное обслуживание (торговля, пассажирский транспорт, общественное питание, бытовое спецобслуживание, связь по обслуживанию граждан).
Но главная функция социальной инфраструктуры – это всестороннее развития человека, путем улучшения культурны, духовных и бытовых потребностей. Отрасли инфраструктуры и их развитие ставят перед собой основные задачи, направленные на улучшение жизни, повышение благосостояния, формирование здорового и активного поколения.
Прежде всего, нужно устранить жилищную проблему: расселение коммунальных помещений, предоставление улучшенного жилья людям, которые нуждаются в этом; повышение становления социальной инфраструктуры; создать культурную сферу для полноценной жизнедеятельности человека; повышать профессиональный уровень населения для увеличения роста товаров и услуг; создать экологически чистую среду, для проживания и работы; гарантировать социальную защищенность граждан всех категорий; предоставление различных товаров и услуг, чтобы полностью удовлетворить потребности населения.
Таким образом, развитие и эффективное функционирование объектов социальной инфраструктуры, может рассматриваться как существенное условие повышения качества жизни населения страны и региона.