Международная правосубьекность государств.

Государство как основной субъект международного права обладает тремя основными признаками, такими как территория, население, суверенитет. Выделяют международный и внутренний аспект суверенитета. Международный аспект означает, что на международном уровне все действия государственных органов и должностных лиц рассматриваются как действия государства в целом. Основные права государства: право на суверенное равенство, право на самоопределение, право на участие в международных организациях, право на создание норм международного права. Основные обязанности государства: уважение суверенитета других государств. Т.о.:

- госу­дарства — наиболее могущественные и организованные субъек­ты, сосредоточившие в своих руках основные средства воздей­ствия на международную жизнь;

- государства — главные субъ­екты управленческой деятельности на мировой арене. Они опосредуют и контролируют деятельность иных участников меж­дународных связей — административных единиц государства, общественных организаций, фирм, индивидов;

- государство — необходимый субъект в социально-политической сфере, пос­кольку ни одно общество не может существовать вне государ­ства, которое необходимо для организации внутренней и меж­дународной жизни.

Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за независимость, носит объективный характер. По существу, в таких случаях речь идет о правосубъектности государства, находящегося в процессе формирования. Правосубъектность в этом случае отлична от правосубъектности государства: она носит временный, переходный харак­тер. Ее задача — определить правовой статус борющейся на­ции, движения, поставить их под покровительство междуна­родного права. В общих международных организациях и созывае­мых ими конференциях национально-освободительные движе­ния имеют статус наблюдателя. Нации и народы, борющиеся за независимость, обладают правом на защиту со стороны международного права, вправе применять меры принуждения в отношении субъектов, препятствующих обретению народом независимости, вправе участвовать в международных организациях, заключать международные соглашения.

Международная правосубъектность международных межправительственных организаций.Учредительным документом международной межправительственной организации, как правило, является устав, который устанавливает определенную организационную структуру, определяет цели, задачи, компетенцию. Общий международный правовой статус международной межправительственной организации составляет право участвовать в создании норм международного права, право органов организации пользоваться определенными властными полномочиями.

В зависимости от участия в нормотворческом процессе можно выделить правообразующие (и правоприменяющие) и неправообразующие (только правоприменяющие) субъекты международного права. К первым можно отнести государства, международные организации и в некоторой степени народы, а также государствоподобные образования, а ко вторым – индивидов, МНПО, части федераций и автономные территории унитарных государств, а также отдельные международные судебные органы.

Представителями субъектов МП являются:

Главы государств, главы правительств, министры иностранных дел, главы дипломатических представительств, министры в пределах своих полномочий, главы представительств международных организаций, делегации, уполномоченные на ведение переговоров.

Государства заключают международные договоры в лице своих высших органов государственной власти и государственного управления. Порядок представительства государства при заключении договоров, определение соответствующих органов и их компетенции являются внутренним делом государства и регулируются внутригосударственным правом, прежде всего их конституциями. У международных организаций это определяется их уставами.

Согласно Венской конвенции 1969 года (ст.7) следующие лица не нуждаются в полномочиях и считаются представляющими свое государство:

Главы дипломатических представительств - в целях принятия текста договора между аккредитующим государством и государством, при котором они аккредитованы; представители, уполномоченные государствами представлять их на международной конференции или в международной организации или в одном из ее органов, - в целях принятия текста договора на такой конференции, в такой организации или в таком органе.

Главы государств, главы правительств и министры иностранных дел - в целях совершения всех актов, относящихся к заключению договора, следовательно, последние две категории лиц должны иметь полномочия на подписание договора. Таким образом, резюмируется, что глава государства, глава правительства и министр иностранных дел таким правом наделены в силу своего должностного положения и служебных функций. Право федерального министра, руководителя иного федерального органа исполнительной власти вести переговоры и подписывать договоры межведомственного характера без предъявления полномочий вытекает из того, что он несет ответственность за деятельность своего ведомства и может выступать от его имени в силу своего служебного положения.

Наши рекомендации