Право, государство и общественный прогресс. Право в системе социальных норм.
Право в системе социальных норм
Социальные нормы – это правила поведения, регулирующие отношения между людьми. Их следует отличать от технических норм, определяющих правила пользования приборами и механизмами (пылесосом, автомобилем), веществами (прием лекарств) и осуществления технологических процессов (приготовление пищи).
Первоначально поведение людей регулировалось моно нормами – едиными, нерасчлененными социальными нормами, которые содержали в себе и религиозные нормы, и запреты (табу), и мифологические представления первобытного человека.
Виды социальных норм:
1. Обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку. Могут быть полезными для общества (обычай воспитывать ребенка матерью) и вредными (обычай кровной мести).
2. Нормы морали – правила поведения, регулирующие поведение человека, исходя из представлений о добре и зле, справедливости, понятий «хорошо» и «плохо» (уважение старших, защита слабых).
3. Религиозные нормы – регулируют поведение верующих исходя из догм религии (отправление религиозных таинств – крещения, причащения, венчания; соблюдение поста).
4. Корпоративные нормы – нормы, принятые внутри организации и распространяющиеся только на ее членов (устав партии, обязанность носить униформу).
5. Традиции – исторически сложившиеся правила поведения, регулирующие внешнюю сторону поведения (застолье по поводу заключения брака, празднование Нового года).
6. Обряды – правила поведения, имеющие символическое значение и особый смысл (обряд похорон).
7. Нормы права – исходящие от государства общеобязательные, неперсонифицированные (обращенные ко всем), формально-определенные правила поведения.
С появлением государства на первое место в системе социального регулирования вышли нормы права как самые эффективные и обеспеченные силой государственного принуждения.
30. Виды юридической ответственности:
1.Уголовная ответственность - наступает за преступления и представляет собой наиболее суровый вид юридической ответственности. Возглавляется специальным правоприменительным актом - приговором суда, определяющим соответствующую деянию меру наказания. Уголовное судопроизводство осуществляется в строго регламентированной процессуальной форме , обеспечивающей установление объективной истины по делу и наказание действительно виновных.
2.Гражданско - правовая ответственность - предусмотрена за нарушение договорных обязательств или за причинение внедоговорного имущественного ущерба. Наиболее характерные санкции сводятся к возмещению правонарушителем имущественного вреда и восстановлению нарушенного права. Закон предусматривает также возможность взыскания с виновного неустойки в виде штрафа или пени.
3.Административная ответственность - следует за административные правонарушения. Через институт административной ответственности реализуются нормы различных отраслей права (административного, трудового, хозяйственного, финансового др.), предусмотрены административные взыскания: предупреждение, штраф, возмездное изъятие или конфискация определённых предметов, временное лишение специального права, исправительные работы, административный арест.
4.Дисциплинарная ответственность - наступает вследствие совершения дисциплинарных проступков. Дисциплинарными санкциями могут быть замечание, выговор, строгий выговор, временный перевод на нижеоплачиваемую работу или смещение на низшую должность, увольнение с работы и т.д. Осуществляется дисциплинарная ответственность через должностных лиц, обладающих дисциплинарной властью.
Различают 3 вида дисциплинарной ответственности: 1) в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка; 2) в порядке подчинённости; 3) в соответствии с дисциплинарными уставами и положениями, действующих в некоторых министерствах и ведомствах.
5.Материальная ответственность - наступает за ущерб, причинённый предприятию, учреждению, организации рабочими и служащими при исполнении ими своих трудовых обязанностей.
Юридическая ответственность - отрицательная реакция государства на противоправное деяние, выражающаяся в государственном осуждении правонарушителя и причинении ему определённых лишений, предусмотренных санкциями правовых норм.
31. Форма государственного устройства: понятие и виды
Формой государственного устройства называют политико-территориальное устройство государства, особенности взаимоотношений между центральной и местной властями. Государство, достигая определенного уровня населения и размера территории, начинает делиться на части, которые имеют свои органы власти. В зависимости от формы государственного устройства выделяют простые и сложные государства.
Простыми (унитарными) государствами называют единые и централизованные государства, которые состоят из административно-территориальных единиц, полностью подчиняющихся центральным органам власти, не обладают признаками государственности. Они не обладают политической самостоятельностью, но в экономической, социальной, культурной сферах, как правило, наделяются большими полномочиями. Такими государствами, в частности, являются Франция, Норвегия и др.
Признаки унитарного государства: 1) единство и суверенитет; 2) административные единицы не имеют политической самостоятельности; 3) единый, централизованный государственный аппарат; 4) единая законодательная система; 5) единая налоговая система.
В зависимости от способа осуществления контроля можно выделить следующие виды простого (унитарного) государства:
1) централизованные (власть на местах формируется из представителей центра);
2) децентрализованные, в них функционируют избранные органы местного самоуправления;
3) смешанные;
4) региональные, которые состоят из политических автономий со своими представительными органами и администрацией.
Сложными государствами называют такие, которые состоят из государственных образований, обладающих различной степенью государственного суверенитета. Можно выделить следующие виды сложных государств: 1) федерация; 2) конфедерация; 3) империя.
Федерация – это объединение нескольких самостоятельных государств в одно государство. Такими государствами, в частности, являются США и Российская Федерация.
Признаки федерации:
1) наличие самостоятельности у субъектов государства;
2) союзное государство;
3) функционирование наряду с общефедеральным законодательством законодательства субъектов федерации;
4) двухканальная система выплаты налогов.
В зависимости от принципа формирования субъектов существуют следующие виды федераций:
1) национально-государственная;
2) административно-территориальная;
3) смешанная.
В зависимости от юридической основы различают федерации:
1) договорные;
2) конституционные.
Конфедерация – это межгосударственные объединения или временные юридические союзы суверенных государств, которые создаются для решения политических, социальных, экономических задач.
В отличие от федерации, конфедерацию характеризуют:
1) отсутствие суверенитета, единого законодательства, единой денежной системы, единого гражданства;
2) совместное решение субъектами конфедерации общих вопросов, для реализации которых они объединялись;
3) добровольный выход из государства и отмена действия общеконфедеративных законов, постановлений (которые носят рекомендательный характер) на своей территории.
Империя – это такое государство, которое формируется в результате завоевания чужих земель, составные части которого имеют различную зависимость от верховной власти.
33. Правоотношения: понятие, признаки, структура
Правовое отношение - особая форма социального взаимодействия, участники которого обладают взаимными правами и обязанностями, и реализуют их в целях удовлетворения своих потребностей и интересов в особом порядке, не запрещённом государством. Правоотношение – это общественное отношение, урегулированное нормами права.
Признаками правоотношений являются:
1) Правоотношение носит волевой характер, т.к. является результатом волеизъявления его сторон или одной из сторон.
2) Правоотношение носит дву- или многосторонний характер, т.е. это всегда связь между его участниками через их взаимные субъективные права и юридические обязанности.
3) Правоотношение, как правило, возникает на основе фактов, предусмотренных юридическими нормами. В некоторых случаях правоотношение само является основанием для формирования этих норм.
Структура правоотношения.
Правоотношение состоит из следующих элементов:
1) содержание правового отношения: субъективное право (мера возможного, дозволенного поведения субъекта) и юридическая обязанность (мера должного, необходимого поведения субъекта);
2) субъект правоотношения - лицо, обладающее способностью иметь и осуществлять лично или через представителя принадлежащие ему субъективные права и юридические обязанности;
3) объект правоотношения - это реальное благо, на использование или охрану которого направлена деятельность субъектов правоотношения, осуществляемая в процессе реализации ими своих субъективных прав и юридических обязанностей;
4) основания возникновения, изменения и прекращения правоотношения, в качестве которых выступают:
а) норма права – как юридическое основание;
б) юридический факт (конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правовых отношений) – как фактическое основание;
5) форма правоотношения – элемент, указывающий на способ внешнего закрепления содержания правоотношения (различные варианты письменной формы, конклюдентные действия, молчание). Указанный элемент играет важное значение в частно-правовых отношениях (например, несоблюдение формы сделки может повлечь ее недействительность).
34. Внутренние функции государства.
В современный период Российскому государству присущи следующие основные внутренние функции: экономическая, политическая, социальная, фискальная, экологическая, правоохранительная.
Экономическая функция
Ее содержание заключается в осуществлении государством мер по развитию экономики: промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и других областей — путем образования государственных предприятий, принятия экономических законов, создания условий для деятельности негосударственных предприятий.
В теории государства и права советского периода эта функция обозначалась как хозяйственно-организаторская. Ее роль была велика в силу полного огосударствления экономики, что, как мы отмечали ранее, привело к негативным для нее последствиям — экономическому кризису (стал проявляться со второй половины 70-х годов XX в.), который привел, в свою очередь, к кризису во всех сферах жизнедеятельности общества.
В 1980-е годы эта функция несколько сместилась в сторону некоторого расширения самостоятельности предприятий, но это не дало ожидаемого результата. С начала 1990-х годов в России экономическая функция государства резко изменилась: государство, по существу, устранилось от экономики, пустив ее в стихию рыночных отношений. Однако и такой подход как другая крайность не принес положительного эффекта.
Как показана практика, указанные крайние подходы не способствуют эффективному развитию экономики. В настоящее время намечаются тенденции изменения экономической функции государства в сторону большего его вмешательства в экономику в разумных пределах, позволяющих, с одной стороны, должным образом стимулировать труд, а с другой — не допускать перекосов, приводящих к закрытию предприятий, безработице, вывозу капитала за рубеж в ущерб национальным интересам, ликвидации высокоразвитых отраслей экономики и др.
В условиях демонополизации экономическая функция охватывает следующие направления государственной деятельности:
реальная поддержка производителей, в том числе малого предпринимательства (субсидии, льготное налогообложение, отстаивание интересов российских компаний на внутреннем и мировом рынке и т. д.);
преимущественная поддержка стратегических, высококонкурентных на мировом рынке и социально значимых для России производств (создание специальных зон, таможенная политика);
целенаправленная инвестиционная политика (привлечение отечественного и иностранного капитала);
создание эффективного экономического механизма аграрного сектора, и прежде всего обеспечение права частной собственности на землю;
постепенное снижение темпов инфляции и торможение роста цен;
подготовка и переподготовка кадров; приостановление процесса «утечки мозгов».
Политическая функция
Это направление деятельности государства в политической сфере. Она имеет своей стратегической направленностью создание жизнеспособного демократического общества и обеспечение народовластия в различных формах. Об этом подробнее пойдет речь в других главах учебника.
Социальная функция
Социальная функция — это направление деятельности государства в социальной сфере. В ст. 7 Конституции РФ отмечается, что Российская Федерация — социальное государство.
Исходя из смысла этой статьи следует, что содержание данной функции состоит:
в обеспечении достойного жизненного уровня всех граждан Российской Федерации. Особое внимание при этом государс тво должно уделять жизненному уровню социально наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеров, студентов, инвалидов и др.) путем выплаты пенсий, пособий, стипендий, создания и деятельности домов для престарелых, оказания иных видов социальной помощи. Для реализации социальной функции необходимо смягчение и преодоление таких издержек нынешнего переходного периода, как бедность, углубление неравенства и рост безработицы. Государству следует уделить внимание более равномерному распределению бремени экономических трудностей между различными группами населения;
охране здоровья населения путем создания медицинских учреждений, контроля за чистотой окружающей среды, качеством продуктов питания, обеспечения населения лекарствами;
охране детства, материнства, отцовства путем создания сети дошкольных учреждений, детских домов, интернатов, оказания помощи нуждающимся семьям и др.;
гарантировании минимальной оплаты труда путем установления соответствующего размера такой оплаты;
охране труда на всех предприятиях вне зависимости от форм собственности путем установления соответствующего законодательства и контроля за его соблюдением;
оказании помощи населению в экстремальных ситуациях (наводнение, землетрясение, пожар, вооруженный конфликт, притеснения по национальному признаку и др.) путем создания условий для деятельности страховых институтов, предоставления жилья, выплат единовременных пособий и др.
Составной частью социальной функции является деятельность государства по развитию культуры, науки и образования (в юридической литературе эта деятельность обозначается как отдельная функция).
Развитие науки реализуется:
созданием благоприятных условий для творческой деятельности научных коллективов и для свободной состязательности различных научных школ;
путем создания и поддержки научных институтов, лабораторий, испытательных полигонов, финансирования научных исследований, подготовки научных кадров, проведения конференций и т. д.
поддержкой приоритетного развития фундаментальных теоретических исследований и принципиально новых технологий.
Развитие культуры реализуется путем поддержки искусства, литературы, театра, кино, музыки, живописи; развития физической культуры и спорта; совершенствования работы радио, телевидения и других средств массовой информации; сохранения историко- культурных памятников, исторических комплексов, заповедных территорий, архивов, музеев, библиотек.
Развитие образования реализуется путем создания государственных образовательных учреждений и условий для негосударственных образовательных учреждений, улучшения качества образования во всех образовательных заведениях.
Экологическая функция
Основное содержание экологической функции заключается в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов. Для реализации этой функции государство должно координировать и контролировать деятельность всех предприятий, учреждений, конкретных лиц в области охраны окружающей среды, регулирования природопользования, обеспечения экологической безопасности. Экологическая функция должна способствовать оздоровлению и улучшению качества окружающей среды, сохранению природных ресурсов.
Фискальная функция (функция налогообложения и взимания налогов)
Ее содержание составляет формирование бюджета — как государственного, так и муниципального — за счет всех видов налогов, таможенных пошлин и иных финансовых сборов, предусмотренных законом.
Следует отметить, что перед рассматриваемой функцией стоит не только задача оптимального сбора налогов в казну, но и задача регулирующего воздействия на экономику.
Правоохранительная функция
Она включает в себя деятельность государства по трем важнейшим направлениям:
охрана прав и свобод граждан;
охрана всех форм собственности;
охрана правопорядка.
Каждый из этих неразрывно связанных между собой компонентов содержания этой триединой функции в настоящее время претерпевает существенные изменения.
Так, в правовом государстве (а именно таковым по Конституции является Россия) права и свободы граждан являются высшей ценностью общества. Как известно, ранее этот принцип не признавался.
Новое в содержании правоохранительной функции состоит также в том, что согласно ст. 8 Конституции РФ «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». В связи с этим должна осуществляться равная правовая зашита всех форм собственности.
Деятельность государства по обеспечению правопорядка также претерпевает изменения. В настоящее время от властей, прежде всего силовых структур, требуется принятие жестких, быстрых и решительных мер по своевременному предотвращению и пресечению бандитских вылазок террористов.
35. Правонарушение: понятие и состав.
Состав правонарушения: понятие и характеристика элементов
Правонарушение — это виновное противоправное деяние (действие или бездействие) деликтоспособного лица, влекущее за собой юридическую ответственность.
Юридический состав правонарушения — это система признаков правонарушения, необходимых и достаточных для возложения юридической ответственности. Юридический состав правонарушения содержит в себе 4 компонента:
Объект правонарушения — общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом, которым правонарушение причиняет или может причинить вред (права и свободы личности, общественный порядок, конституционный строй государства). От объекта правонарушения необходимо отличать предмет правонарушения. Предметом правонарушения выступают различные материальные блага, ценности.
Объективная сторона правонарушения — это внешняя характеристика правонарушения, его внешнее описание. В качестве элементов объективной стороны правонарушения рассматривают само противоправное деяние; вред, причиненный данным деянием для общественных отношений; наличие причинно-следственных связей между совершенным правонарушением и наступившим вредом; время, место и иные обстоятельства, при которых было совершено противоправное деяние; приемы, средства и способ совершения правонарушения.
Субъект правонарушения — это физическое или юридическое лицо, совершающее правонарушение. Субъектом правонарушения может быть только деликтоспособное лицо. Гражданское законодательство признает как индивидуальных (физические лица), так и коллективных (юридические лица) правонарушителей. Уголовное и административное право в связи с необходимостью индивидуализации ответственности и наказания признает только индивидуального правонарушителя. Однако косвенно через институт соучастия изучаются и коллективные субъекты (банда, мафиозная группа).
Субъективная сторона правонарушения указывает на психическое состояние лица в момент совершения им правонарушения, его отношение к своим действиям и наступившим последствиям. Она включает в себя мотив, цели и вину правонарушителя. Мотив правонарушения — внутреннее психическое побуждение лица к совершенному им противоправному деянию. Цель правонарушения — конечный результат (последствие), к которому стремится лицо, нарушающее предписания правовых норм. Вина — это определенное психическое отношение лица к совершаемым им деяниям и их результатам. Вина является важнейшим элементом субъективной стороны правонарушения, отсутствие вины исключает правонарушение.
Деяние не может быть признано правонарушением, если в его составе нет всех четырех компонентов состава правонарушения.
Правонарушение — это виновное противоправное деяние (действие или бездействие) деликтоспособного лица, влекущее за собой юридическую ответственность.
36. Сущность и социальное назначение государства
Сущность любого явления есть главное, основное, определяющее в этом явлении, это совокупность внутренних характерных черт и свойств, без которых явление теряет свою особенность, своеобразие (Комаров С.А.).
Сущность государства – это его смысл, главное в нем, то, что раскрывает его природу, определяет его содержание, цели, назначение и функционирование.
Основные теоретические подходы к определению сущности государства – это наиболее значимые научные концепции, раскрывающие социальную основу и цели существования государства в обществе12.
Под сущностью государства понимают лежащую в его основе социальную волю.Социальная воля – это стремление различных субъектов общественной жизни к достижению обусловленных их потребностями целей (Цыганов В.И.).
Определить сущность государства – это значит понять, волю каких социальных субъектов оно выражает, и какие цели они реализуют через государство в общественной жизни13.
В зависимости от решения этих вопросов в теории государства и права существует несколько подходов к определению характера сущности государства. Среди них выделяются классовый, общесоциальный и дуалистический подходы14.
Классовый подход был разработан в середине XIX века в рамках марксистского учения о государстве. Согласно этому подходу: “Государство выражает интересы экономически господствующего класса15и рассматривается как машина для поддержания господства одного класса над другим”, то есть сущность государства – этоволя экономически господствующего класса.
Этот подход верно отражает особенности государства предшествующих исторических эпох. Однако он обнаруживает неадекватность параметрам современного государства, которое перестает быть классовым, но продолжает существовать и активно развиваться16.
Общесоциальный подход сформировался в российской теории государства и права в течение нескольких последних десятилетий.17В соответствии с этим подходом государство изначально, на всех этапах его развития выражает волю всего общества, объединяет все общество, разрешает возникающие противоречия и конфликты, выступает средством достижения согласия и примирения. Сущность государства, в соответствии с этим подходом,это воля всего общества, всех его членов, несмотря на то, что их частные интересы могут не совпадать. В различные исторические периоды, у разных народов воля всего общества может быть подчинена воле отдельных социальных групп. Однако это всегда является временным отступлением от истинной природы государства, рассматривается обществом как несправедливость.
Следует также учитывать, что сущность государства, как и любого другого явления, качественно не меняется. Если она изменится, то тогда перед нами будет уже не государство, а совсем другое социальное образование. Даже поверхностный анализ позволяет сказать, что основные признаки, например, древнеегипетского государства и современного одни и те же. Значит и сущность как глубинное свойство, определяющее признаки государства, не изменилась. Рабовладельческое, феодальное и буржуазное государства по своей сущности были призваны выражать волю всего общества. Любое государство всегда осуществляет общесоциальные функции, действует в интересах всего общества и является не только орудием подавления, машиной господства в руках какого-то класса, но представляет все общество, является средством его объединения. Конечно, общую волю не следует трактовать как арифметическую сумму одинаковых равных воль всех членов общества. В основе государства всегда лежит общая воля как сложное, противоречивое единство, в котором воля (соответственно интересы и потребности) каждой социальной группы представлены настолько, насколько важен ее вклад в общее дело, в прогресс общества.
С этих позиций не выдерживает критики очень распространенный в современной научной и учебной литературе дуалистический подход к сущности государства. В рамках этого подхода сущность государства рассматривают как изменчивое явление. На протяжении основного времени своего развития государства имели классовый характер, выражали интересы эксплуататорских классов – рабовладельцев, феодалов, но вот на стадии развитого капитализма (в странах Западной Европы) государства вдруг стали выражать интересы всего общества. Дуалистический подход противоречит элементарной логике, утверждая, что на разных исторических этапах у государства наблюдаются разные сущности. Этого быть не может, так как изменение сущности означает, что перед нами уже не государство, а другое явление.
По Петрову А.В. дуалистический подход к сущности государствапытается соединить противоположности классового и общесоциального подходов. С его позиций социальная воля, составляющая сущность государства, имеет две стороны: классовую и общесоциальную. Государство, с одной стороны, - это организация экономически господствующего класса; с другой стороны, оно неизбежно реализует и общесоциальные цели, действует в интересах общества в целом. В историческом развитии государства его сущность, с точки зрения этого подхода, изменяется. Если в государствах раннего исторического периода превалирует первая - классовая сторона, то у современного цивилизованного государства - вторая, общесоциальная.
Как попытка найти общую составляющую в классовом и общесоциальном понимании сущности государства этот подход приемлем. Однако он страдает известной алогичностью. У государства как одного и того же на всех исторических этапах социального явления не может быть несколько разных сущностей18.
Подход А.В. Петрова. Государство появляется и существует как отражение потребностей общества в целом. Вместе с тем социально дифференцированное общество не однородно, в нем ранее и теперь выделяются социальные группы, которые реально играют определяющую, главенствующую роль. Поэтому общесоциальная воля, определяющая существование государства, всегда сконцентрирована и представлена через волю основных социальных групп; тех, которые играют в обществе ведущую роль и определяют направления социального прогресса.
В зависимости от понимания вопроса о сущности государства, решается вопрос о его социальном назначении. Общесоциальный подход исходит из того, что, так как государственная власть реализует волю всего общества, то государство есть средство управления общественными делами, выражения и обеспечения его основных интересов, средство компромисса и разрешения споров между отдельными социальными группами и индивидами. Главными целями, для которых создается государство можно считать поддержание порядка и стабильности в обществе, обеспечение его прогрессивного развития и внешней безопасности.
С точки зрения классового подхода, социальное назначение государства состоит в выражении и обеспечении интересов экономически господствующего класса. Общесоциальные интересы также учитываются, но лишь как второстепенные, в той степени, в которой они не противоречат интересам имущих классов.
Социальное назначение (миссия) государства- это совокупность основных целей, реализуемых государством в обществе, конкретизированных в задачах государства, в достигаемых им результатах в разных сферах социальной жизни19(Петров А.В).
Социальное назначение государствасостоит, во-первых, в сохранении целостности общества в условиях его социальной дифференциации, в недопущении внутренних столкновений, приводящих к разрушению системы. Во-вторых, социальное назначение государства состоит в защите этой целостности от каких-либо посягательств извне, со стороны других государств и внешних сил. В третьих, социальное назначение государства заключается в направлении деятельности субъектов социальной жизни на достижение общего блага, на поддержание и развитие данной социальной системы20.
Социальное назначение государства, складывающееся из определенных его сущностью основных целей, одинаково для всех государств на всех этапах их исторического развития. Отдельные государства в силу специфических причин могут отклоняться от предназначенной миссии, входя в противоречие со своей сущностью21.
Задачи государства определяют основные результаты, к достижению которых стремится государственная власть, воплощая свою социальную миссию в различных сферах общественной жизни22.
Задачи государства, с одной стороны, обусловлены социальным назначением государства и проявляющейся в нем сущностью государственной власти. С другой стороны, они модифицируют социальное назначение государства применительно к особенностям конкретной сферы социальной жизни и зависят от исторических условий ее существования и развития. В силу этого в комплексе задач, решаемых государством, можно выделить постоянную составляющую и задачи, обусловленные временными, преходящими факторами внутренней или внешней среды23.
Постоянными задачами государства на всех этапах его развития остаются: обеспечение необходимых экономических и финансовых процессов, поддержание внутреннего порядка и внешней безопасности, установление стабильных отношений с другими странами. В качестве временных, у государства могут появляться следующие задачи: модернизация форм собственности; проведение реформ в какой-либо области, например, военной; преодоление последствий стихийных бедствий; отражение внешней агрессии и др.
37. Предмет теории государства и права
Каждая наука имеет свой предмет исследования - строго определенный круг изучаемых явлений и их закономерностей.Каждая наука имеет свой объект и предмет изучения. Понятие объекта науки шире, чем понятие предмета, поскольку объект может быть общим у ряда наук, а предмет у каждой науки свой. Этим она отличается от других наук.
Объектом исследования ТГП являются государство и право, которые изучаются и другими науками, например, философией, политологией и т.д. часть данного объекта является предметом ТГП, основой которого являютсяобщие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.