Вопрос 134 Начало войны, ведение и правовые последствия её объявления
Начало военных действий и его правовые последствия.В соответствии со ст. 1 Конвенции об открытии военных действий 1907 г. военные действия между государствами не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое должно иметь форму или мотивированного объявления войны, или форму ультиматума с условным объявлением войны. Одновременно о состоянии войны должны быть оповещены нейтральные страны. Каких-то сроков между объявлением войны и началом военных действий международное право не устанавливает. С момента объявления состояния войны между враждующими государствами для них наступают следующие правовые последствия:
1) прекращаются дипломатические и, как правило, консульские отношения;
2) конфискуется собственность враждебного государства;
3) вводится специальный режим для граждан воюющего государства;
4) прекращают действовать международные договоры мирного времени;
5) вступают в силу нормы международного гуманитарного права.
Как только начинается вооруженный конфликт международного характера, применяется система держав-покровительниц. Ими могут стать не участвующие в конфликте государства, которые должны быть назначены и призваны воюющими. Державы-покровительницы обязаны охранять интересы воюющих сторон. Если стороны не назначат таких держав, то их роль будет выполнять МККК или другая беспристрастная организация (субститут).
Театр войны— пространство, в пределах которого воюющие могут вести боевые действия. Это сухопутная, морская и воздушная территория воюющих государств, а также международная территория, кроме нейтрализованной и демилитаризованной территории. Например, нельзя вести военные действия в зоне международных морских каналов, в архипелаге Шпицберген, на Луне и других небесных телах.
Участники вооруженных конфликтов лепятся на комбатантов (сражающихся) и некомбатантов (несражающихся). К комбатантам относится весь строевой состав:
1) вооруженных сил;
2) ополчений, добровольческих и партизанских отрядов, движений сопротивления. Чтобы отвечать статусу комбатантов, они должны:
1) иметь во главе лицо, несущее ответственность за подчиненных;
2) иметь определенный и ясно видимый издали отличительный знак;
3) открыто носить оружие;
4) соблюдать правила ведения войны.
К некомбатантам относятся: 1) медицинский персонал; 2) духовный персонал.
Правовое положение комбатантов и некомбатантов различное. На первых распространяется режим военного плена, а на вторых — не распространяется.
Военный разведчик, собирающий сведения о противнике в форме своей армии, в случае пленения может пользоваться правами военнопленного.
Военный шпион (лазутчик)— лицо, тайно собирающее сведения в районе действия армии противника с целью их передачи своей армии, в случае пленения не вправе рассчитывать на статус военнопленного.
Иными словами, его могут судить по законам военного времени.
Наемник — лицо, которое:
1) специально завербовано на месте или за границей для участия в насильственных военных действиях, направленных на: а) свержение правительства или подрыв конституционного строя государства; б) подрыв территориальной целостности государства;
2) принимает участие в таких действиях, получив личную выгоду или надеясь ее получить в виде значительного материального вознаграждения;
3) не является гражданином или постоянным жителем государства, против которого направлены его действия;
4) не направлено государством для выполнения официальных обязанностей;
5) не входит в личный состав вооруженных сил государства, на территории которого ведутся военные действия.
Наемник не пользуется статусом военнопленного. Он является преступником и должен нести уголовную ответственность за совершенные им преступления.