Соотношение международного и внутригосударственного права по кругу субъектов.
Конституция России о месте международного права в правовой системе РФ.
Международное право – эта такая правовая система, нормы которой имеют высшую юридическую силу по отношению к нормам внутригосударственного права.
Конституция РФ пунктом 4 статьи 15 определила: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Ратификация международных договоров России осуществляется в форме федерального закона. По этой причине приоритет международного договора перед федеральным законом возможен постольку, поскольку федеральный закон последующий изменяет либо отменяет действие предыдущего.
Таким образом, на начальном этапе познания учебного курса необходимо иметь ввиду:
- в состав правовой системы России входит не все международное право, а только тот нормативный массив, который имеет статус «общепризнанных принципов и норм», а также договоры, стороной которых является Россия;
- не все международные договоры имеют высшую юридическую силу по отношению российскому закону, а только те, которые прошли процедуру ратификации.
В заключение сформулируем последнее, четвертое, определение понятия «международное право». Оно основывается на факторе уникальности данного явления: международное право – это общепланетарная, единственная такого рода правовая система, на планете Земля.
________________
В рамках правовой системы России общепризнанные принципы нормы о правах и свободах человека должны обладать равным статусом с иными общепризнанными принципами и нормами международного права. В силу п. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Признание и гарантия прав человека должны осуществляться не только согласно нормам международного права, но и в соответствии с положениями Конституции РФ. В свою очередь, Конституция, фиксируя основы действия международного права в рамках правовой системы России, ясно и определенно признает высшую юридическую силу исключительно за конституционными нормами Конституционное право России.
Таким образом, согласно Конституции РФ общепризнанные нормы, касающиеся прав человека, также не могут иметь преимущество перед конституционными положениями. В случае возникновения коллизии между конституционными положениями и Указанными общими нормами международного права, суд согласно Конституции РФ должен отдать приоритет в применении правилам, закрепленным в Конституции. Однако, чтобы избежать появления возможных коллизий такого рода, суду было бы желательно в своей деятельности следовать доктрине «дружественного отношения к международному праву», широко признанной в судебной практике государств.
Согласно указанной концепции при толковании и сопоставлении норм международного и внутригосударственного права суд исходит из того, что законодатель не намерен был нарушать международно-правовую норму Конституционное право России.
Соотношение международного и внутригосударственного права по кругу субъектов.
Субъект права – это обладатель прав и обязанностей в рамках конкретной правовой системы.
Каждая правовая система по-своему решает вопрос о составе обладателей прав и обязанностей. Тем не менее в любой системе внутреннего права наиболее многочисленными и типичными субъектами являются физические и юридические лица. Субъектом определенных правоотношений является государство, конституционных – федерация и субъекты федерации. В Российской Федерации субъектами права являются трудовые коллективы как участники процесса приватизации.
В международном праве круг субъектов подразделяется на две категории: а) основные (первоначальные) и б) производные.
Первоначальные субъекты международного права – государства. Все другие – производны от их воли.
Лишь в результате сотрудничества двух и более государств мыслимо создание элементарных норм международного права. Вот почему государства – это первоначальные субъекты.
Государства, будучи первоначальными субъектами, в силу естественного хода событий одновременно оказались и основными. Особенности международной правосубъектности государств проистекают из качества, свойственного только им - суверенитета. Суверенитет - независимость в проведении внутренней и внешней политики, полновластие на национальной территории.
Именно независимые, полновластные суверены создали международную правовую систему и, по мере развития межгосударственных отношений, наделили правами и обязанностями международные межправительственные организации, народы, «особые субъекты», физические лица.
Производные субъекты. Большинство авторов, пишущих на эту тему, полагают, что к числу производных субъектов международного права относятся:
а) международные межправительственные организации;
б) народы, борющиеся за свою независимость;
в) особые субъекты международного права (государственно-подобные образования с ограниченной правосубъектностью);
г) физические лица.
Международные межправительственные организации – это организации, учрежденные государствами, и обладающие теми правами и обязанностями, которые были им делегированы в соответствии с международным договором (чаще всего, такой договор имеет наименование «устав», реже – «статут»). Самая правосубъектная межправительственная организация – это, конечно же, Организация Объединенных Наций. Членами ООН являются по состоянию на 2012 год 192 государства. Это все существующие ныне признанные государства.
Точное количество международных межправительственных организаций, к сожалению, назвать невозможно. Это десятки организаций универсального и регионального характера, имеющие самые разнообразные наименования – «фонд», «банк», «союз», «агентство», «центр» и др. Однако возможно назвать точное количество организаций, тесно сотрудничающих с ООН – их 17.
Неправительственные организации – это организации частных лиц, а потому они субъектами международного права не являются (например, Транспаренси Интернешнл – организация, занимающаяся мониторингом уровней коррупционной пораженности в мире).
Народы, борющиеся за свою независимость. В теории международного права отсутствуют разногласия в вопросе признания международной правосубъектности народа. Борющийся народ расценивается в качестве государства в стадии своего становления. Считается, что общепризнанным способом реализации права на самоопределение является референдум. Борющийся народ осуществляет международную правосубъектность посредством созданной им организационной структуры (например, народ Палестины осуществляет свою правосубъектность посредством Организации Освобождения Палестины).
Таким образом, право народов на самоопределение является императивным принципом общего международного права и ставиться под сомнение в настоящее время, естественно, не может. Однако конкретное его содержание до сих пор совершенно точно не определенно.
Особые субъекты международного права – это государственно-подобные образования с ограниченной правосубъектностью.
В международных отношениях могут участвовать особые политико-территориальные образования, которые обладают внутренним самоуправлением и, в различных объемах, международной правосубъектностью. Чаще всего такие образования носят временный характер и возникают как следствие неурегулированности территориальных претензий различных стран друг к другу.
Международный режим, установленный в отношении «вольных городов» и аналогичных политико-территориальных образований, в большинстве случаев предусматривал их демилитаризацию и нейтрализацию. Гарантами соблюдения их международного режима становились либо международные организации (Лига Наций, ООН), либо отдельные заинтересованные страны.
В настоящее время статус особых субъектов международного права имеют Иерусалим, Ватикан, Мальтийский орден.
В составе Российской Федерации особых субъектов международного права нет.
Физические лица – это самые «молодые» обладатели прав и обязанностей по международному праву, потому до сих пор возобновляется дискуссия по поводу международной правосубъектности физических лиц.
Индивид сам по себе не имеет правовой возможности участвовать в международных отношениях, а также в создании норм международного права. Соответственно, следует считать, что физические и юридические лица субъектами международного права не являются».
Физические лица обладают международной правосубъектностью в трех категориях правоотношений: обращаясь за международной защитой, поступая на международную службу, в случаях привлечения к международной уголовной ответственности.
Из сравнения круга субъектов международного и внутригосударственного права следует, что общность между системами права на данном этапе развития пока исчерпывается наличием в них государств и физических лиц. Однако государство, будучи основным и первоначальным субъектом международного права, не является таковым в системе внутригосударственного права, а физическое лицо, участвующее лишь в указанных категориях правоотношений международного права, – один из основных субъектов внутреннего права.
Тем не менее качестве существенного общеправового обстоятельства видится то, что в сферах и международного, и внутригосударственного регулирования наблюдается тенденция к уменьшению роли государства и, напротив, - к возрастанию значимости физического лица как субъекта права.
В международном праве указанная тенденция находит отражение с одной стороны, в расширяющейся практике делегирования государствами своих полномочий международным организациям, в предоставлении объединениям физических лиц консультативного статуса при данных организациях, в признании за физическими лицами правомочий по возбуждению международного судопроизводства против государств, нарушающих их права, в усилении значимости международных частно-правовых отношений.