Партийная система и партийная организация
Далее Вебер обращается к рассмотрению партийной системы и партийной организации, чтобы понять фигуру партийного чиновника сообразно ее месту в историческом развитии (17).
Во всех политических союзах с периодическими выборами власть имущих, политическое предприятие необходимо является, по мнению Вебера, предприятием претендентов. Это значит, что относительно небольшое количество людей, заинтересованных в первую очередь в участии в политической власти, создают себе посредством свободной вербовки свиту, выставляют себя или тех, кого они опекают, в качестве кандидатов на выборах, собирают необходимые голоса избирателей. Вожди и их свита как политически активные элементы свободной вербовки и пассивная масса избирателей для избрания вождя — суть необходимые жизненные составляющие любой партии, утверждает Вебер.
Фактически власть находится в руках тех, кто непрерывно ведет работу внутри партийного предприятия, или же тех, от кого его функционирование находится в финансовой или личной зависимости. Главное здесь, по мнению Вебера, то, кому подчинен весь этот человеческий аппарат. Данное обстоятельство имеет особое значение для отбора вождей партии. Вождем, по наблюдениям Вебера, становится лишь тот, в том числе и через голову парламента, кому подчиняется аппарат. Создание таких аппаратов означает наступление плебисцитарной демократии.
Партийная свита, прежде всего партийный чиновник (чиновник с постоянным окладом) и предприниматель (организатор выборной компании), ждут от победы своего вождя личного вознаграждения — постов или других преимуществ. Это, по мнению Вебера, "харизматический" элемент всякого вождизма, одна из его движущих сил. Но партийный аппарат может оказаться и во власти партийного чиновника, прибравшего к рукам текущую работу, поскольку наряду с экономическими возможностями у ловкого политика имеются возможности удовлетворить и свое тщеславие (17).
Партийные руководители. Как, прежде всего, в соответствии с какой способностью происходит отбор политических вождей? Конечно, считает Вебер, определяющей здесь (наряду с волей, имеющей, по его мнению, решающее значение) является власть демагогической речи (17). Ее характер изменился с древних времен. Тогда она обращалась к рассудку. В настоящее время, чтобы привести массы в движение, работа в большей мере ведется чисто эмоционально. Данное положение Вебер называет "диктатурой, покоящейся на использовании эмоциональности масс". Друг другу противостоят совершенно беспринципные партии, сугубо карьеристские организации, которые для каждой предвыборной борьбы составляют свои меняющиеся от обстоятельств программы. Партии, по убеждению Вебера, полностью и исключительно сориентированы на важнейшую для патронажа над должностями борьбу, а внутри партий идет ожесточенная борьба по вопросу о выдвижении кандидатов (17). Итак, резюмирует Вебер, фигурой, всплывающей на поверхность вместе с этой системой плебисцитарной партийной машины, является "босс". Это политический предприниматель, который на свой страх и риск обеспечивает голоса кандидату в президенты. Босс необходим для организации партии и постепенно прибирает ее к своим рукам. Он ищет только власти, как источника денег и ради нее самой.
Руководство партиями со стороны плебисцитарных вождей, считает Вебер, обусловливает "обездушивание" свиты, ее духовную пролетаризацию. Чтобы подойти вождю в качестве аппарата управления, свита должна слепо повиноваться, т.е. быть машиной. Но выбирать можно только между вождистской демократией с "машиной" и демократией, лишенной вождей, то есть господством "профессиональных политиков" без призвания, без ха-ризматических качеств, которые делают человека вождем ("господство клики").
В основном, по мнению Вебера, три качества являются для политика решающими: страсть (в смысле ориентации на существо дела, которому он служит), чувство ответственности и психологический глазомер (способность с внутренней собранностью и спокойствием воспринимать реальность, устанавливать дистанцию по отношению к вещам и людям). Основная проблема при этом заключается в том, чтобы втиснуть в одну и ту же душу и жаркую страсть и холодный глазомер. "Инстинкт власти", считает Вебер, также относится к нормальным качествам политика, если только стремление к власти не становится предметом сугубо личного самоопьянения (17).
Политика и этика. По мнению М. Вебера, политика использует весьма специфическое средство — власть, за которой стоит насилие. Абсолютная этика отвергает всякое насилие и сопряженное с ним зло (17). В связи с этим Вебер разъясняет, что всячески этически ориентированное действование может подчиняться двум фундаментально различным, непримиримо противоположным максимам: оно может быть ориентировано либо на "этику убеждения" (абсолютная этика Евангелия), либо на "этику ответственности" (этика кармы, предполагающая расплату за последствия своих действий).
М.Вебер, как уже отмечалось, считал возможным выделить три самых общих типа, три способа отношения к миру, заключающие в себе соответствующую установку, предопределяющую направленность жизнедеятельности людей, вектор их социального действия. Первый из них он сопрягает с конфуцианским и даосистским типом религиозно-философских воззрений, получившим распространение в Китае, второй — с индуистским и буддистским, распространенным в Индии, третий — с иудаист-ским и христианским, возникшем на Ближнем Востоке и распространившемся в Европе, а впоследствии и в Америке. Первый из них М.Вебер определил как приспособление к миру, второй — как бегство от мира, третий — как овладение миром. В каждом из этих способов отношения к миру уже заключен, как в зародыше, соответствующий "образ" и "стиль жизни" людей — этически определенная модификация формы их существования (17).
РЕЗЮМЕ
1. Социологическое учение М. Вебера о власти различает три легитимных типа господства: легальное (или формально-рациональное), патриархальное и харизматическое. Стремление к участию во власти представляет собой содержание политики. Политическое господство организуется наподобие предприятия, в котором различается руководство, штаб управления и материальные средства.
2. Все политические, партийные организации направлены на борьбу за патронаж над управленческими должностями. Противостоять этому можно за счет целенаправленной подготовки профессиональных управляющих, высококлассных специалистов государственного управления, свободных от партийной принадлежности.
3. Основные подсистемы любой партии включают вождей, их свиту и массы избирателей. Фактическая власть при этом находится в руках тех, кто ведет работу внутри партии. Главное здесь то, кому подчинен партийный аппарат (яркий пример — партийное, а затем государственное восхождение Сталина).