Законы о воспитании, долженствующие предупредить последствия слепой снисходительности отцов к своим детям

IV

По достижении пятилетнего возраста все дети каждойтрибы будут собраны вместе и помещены в предназначенныедля этого дома, мальчики и девочки отдельно. Их пища, одежда и первоначальное обучение будут везде совершенноодинаковыми, без всяких отличий, согласно правилам, которые предпишет сенат.

v

Известное число отцов и матерей семейств будет поднадзором главы трибы заботиться об этих детях, как о своихсобственных, в течение пяти дней; затем их сменит по очереди такое же число других родителей. Они постараются внушить своим питомцам умеренность и послушание, предупреждать путем мягких увещаний или легких наказанийвсякие ссоры, капризы, дурные привычки. Обращение совсеми детьми будет совершенно равное.

VI

По мере развития умственных способностей у детей ихначнут обучать отечественным законам. Их научат уважатьэти законы, повиноваться своим родителям, начальникам илицам зрелого возраста. Их приучат быть любезными с равными себе, поддерживать с ними дружбу, никогда не лгать. Они будут упражняться в какомнибудь легком, подходящем для их возраста занятии и время от времени в играх, которые могут их развить физически и подготовить к труду. Им не будут предписывать ничего, не объяснив разумностипредписываемого. Эти первоначальные наставления будутзатем культивироваться учителями, заботам которых онибудут поручены по выходе из раннего детства.

VII

Дети, оказавшиеся до десятилетнего возраста достаточнокрепкими, чтобы изучить начатки профессии, к которой ихсочтут годными, будут посылаемы ежедневно на несколькочасов в общественные мастерские, чтобы начать там своеобучение.

Каждый ребенок по достижении десятилетнего возрастапокинет этот общий родительский дом, чтобы перейти вмастерские. Здесь детям дадут помещение, стол и одежду, аобучать их будут мастера и старшины каждой профессии, которых они должны будут слушаться, как своих родителей, — все это будет осуществляться сообща в каждой корпорации и в каждой мастерской, где дети каждого пола будутобучаемы отдельно подходящим для них занятиям.

IX

Кроме механических упражнений в определенной профессии учителя и учительницы, равно как и старшины профессий, будут делать детям наставления морального характера. Если по мере развития умственных способностей удетей некоторые из них придут к мысли о существованиибожества и, услышав разговоры об этом, станут задаватьвопросы относительно этого высшего существа, тогда имобъяснят, что это благодетельная первопричина всего, чемони восхищаются и что они находят привлекательным ихорошим. Наставники остерегутся всячески давать детямкакиелибо туманные представления об этом неизреченномсуществе и пытаться объяснить его природу терминами, лишенными смысла. Детям скажут просто, что создательвселенной может быть познаваем только по его творениям, которые свидетельствуют о нем только как о существе бесконечно добром и мудром, но несравнимом ни с чем смертным. Молодым людям объяснят, что заложенные в человекечувства общественности суть единственные выразители намерений божества и, лишь наблюдая их, можно достигнутьпонимания того, что такое бог. Им скажут, что цель законов — совершенствовать эти чувства и систематически применять их предписания ко благу общества.

Все нравственные предписания, правила, размышлениябудут выводимы из основных и священных законов, притомвсегда в направлении к общественному единению и любви. Предметом призыва будет осуществление нераздельной связиличного счастья с общим благом, а целью поощрений будутслужить уважение и дружба близких людей, сограждан иначальников.

XI

Начальники и сенаторы будут внимательно следить затем, чтобы законы и уставы о воспитании детей соблюдалисьвсюду точно и единообразно, в особенности же, чтобы мудроисправлялись и предупреждались недостатки детского возраста, могущие пробудить дух собственности. Они воспрепятствуют также тому, чтобы детский ум пропитался с самогонежного возраста какимилибо смехотворными баснями, сказками и выдумками.

XII

В возрасте 15—16 лет, когда молодые люди женятся, онипокинут общественные академии, чтобы вернуться в отцовский дом, откуда они будут в назначенные часы отправлятьсяежедневно в мастерские, чтобы там заниматься своей профессией, пока не достигнут надлежащего возраста для занятия земледелием. Тогда они перейдут в предназначенныедля этого помещения.

Наши рекомендации