Поселения и культурные центры
Поселения и культурные центрыОахаки создавались в долинах рек, прежде всего р. Оахака, практически одновременно с ольмекскими. Прослеживается отчетливое типологическое культурное родство между создателями цивилизации Оахаки и остальной Месоамерики. Однако в лингвистическом плане сапотеки не родственны ни майя, ни науа.
Между 1500 и 1400 гг. до н. э. в разных районах Оахаки появляются оседлые поселения. Сельские поселения с 1400 по 500 гг. до н. э. становятся наиболее характерной поселенческой моделью. Наиболее ранние состояли из примерно 10 семей, или домовладений. На жилом пространстве одной семейной группы располагались очаги, ямы для хранения и мусора, захоронения.
В «ольмекский» период (1200—850 гг. до н. э.) в долинах Оахаки на керамике, каменных изделиях и памятниках появляется общая для Месоамерики символика (ягуар, змей, кайман, орел). Изменяются поселенческая модель и хозяйственная деятельность селений. В Каньяде, Миштека-Альта и долине Оахаки возникают относительно крупные центральные поселения, а множество мелких в это же время прекращает свое существование. Селения начинают специализироваться на том или ином виде деятельности (обработка минералов, изготовление зеркал и т. д.), что приводит к развитию обмена и кооперации между ними.
В период ранних городов (850 г. до н. э. — 750 г. н. э.) вокруг церемониальных и административных центров формируется обширное жилое пространство. Возводятся оборонные стены и прокладываются подземные ходы.
Около 500 г. до н. э. был основан Монте-Альбан, который вскоре подчинил себе всю долину — Сан Хосе Моготе, Дайнсу, Халиеса и др. с населением 2000—3000 человек и стал политической столицей, религиозным и торговым центром сапотеков.
Во времена расцвета население Монте-Альбана достигало 25 000 человек. Процветанию способствовало наличие плодородной земли, древесины, воды, глины, сланца, соли и известняка. Монте-Альбан господствовал над второстепенными центрами в долине. Правители Монте-Альбана завоевали ряд областей за пределами Оахаки и контролировали торговлю между Центральной Мексикой и Тихоокеанским побережьем. Монте-Альбан был тесно связан с Теотиуаканом, откуда поставляли обсидиан.
Монте-Альбан представлял собой разновидность города-государства с достаточно стратифи-
цированной социальной структурой. О политическом устройстве известно, что на поздних этапах цивилизации верховный правитель сосредотачивал в своих руках политическую, судебную и военную власть. Ему подчинялись военачальники и судьи. Верховный жрец обладал высшей идеологической властью и влиял на решения верховного правителя. Ему подчинялись прорицатели. Общины сохраняли родовые черты, и ими управляли старосты. Основу общества составляли свободные общинники, в отдельную группу были выделены ремесленники.
Социальные различия хорошо прослеживаются по захоронениям. Если общинников хоронили в простой могиле с одним или двумя сосудами в качестве инвентаря, элитарные захоронения представляли собой специально сооруженные, имитирующие жилище камеры с покрытыми росписями стенами и множеством предметов — керамикой, украшениями из нефрита, перламутра, масками, музыкальными раковинами, золотыми изделиями и т. д.
Миштекский период. Постепенное ослабление власти Монте-Альбана (возможно, в результате междоусобиц) в 650—750 гг. сопровождалось усилением второстепенных центров (Саачила, Йагуль, Митла), которые становятся независимыми в постклассический период. Хотя древняя столица сохраняла свое население, она превратилась в «дом предков», который использовался для захоронений знати.
Долгое время рядом с сапотеками жили их соседи — миштеки, чьи правители заключали браки с наследницами сапотекских знатных родов и оседали на их землях со своими родами как союзники. Так же позднее поступали астекские правители.
Область миштеков делилась на два региона — Миштека Альта (в основном горные долины) и Миштека Баха (равнинная область). Их история тесно связана с развитием долины Оахаки, первые местные протогорода (Монте-Негро, Йукуита, Уамелульпан, Серро-де-Лас-Минас) чуть моложе Монте-Альбана. В конце доклассического периода (200 г. до н. э. —300 г. н. э.) здесь возникло несколько крупных государств, которые вскоре распались. Вплоть до испанского завоевания Миштека состояла из нескольких десятков городов-государств, иногда объединявшихся в непрочные «гегемонии». Самый важный из таких союзов был создан правителем Тилантонго (1095—1115 гг.), подчинившим самые крупные образования от побережья до гор.
Хозяйственная деятельность.
Хозяйственная деятельность.По всей территории существовала сложная ирригационная оросительно-дренажная система, поддерживаемая густой сетью плотин и каналов. Практиковалось террасное земледелие. Предполагается, что земли делились на общинные и наследственные, распределяемые верховным правителем среди знати и военачальников.
Наука и религия.
Наука и религия.Сапотеки пользовались иероглифическим письмом, первые памятники которого появляются в 600—400 гг. до н. э. (на стелах, стенах погребальных камер). Система