Борьба популяров и оптиматов на рубеже II—I вв. до н. э.
Усиление политического влияния Мария было не только результатом его военных успехов. Оно было обеспечено также и той поддержкой, которая была оказана ему со стороны сельского и городского плебса, всадников. Опираясь на поддержку Мария и его легионов, популяры, во главе которых в 103—100 гг. до н. э. встали Апулей Сатурнин и Сервилий Главция, предложили несколько реформ, направленных против сенатской олигархии.
Апулей Сатурнин, народный трибун 103 и 100 гг. до н. э., предложил наделить ветеранов Мария, прослуживших 7 лет в армии, крупными участками земли (по 100 югеров) в Африке и в Заальпийской Галлии на территориях, отвоеванных у кимвров. Для наделения землей создавалась комиссия во главе с Марием. Второй законопроект предусматривал расширение полномочий всаднических судов (им передавались некоторые дела о государственной измене). По третьему закону Сатурнина, цена за хлеб, продаваемый по сниженной цене, снижалась настолько, что становилась символической — всего 5/6 асса за 1 модий (8,75 л.) зерна.
Наделение землей ветеранов Мария и поселение их в провинциях преследовало несколько целей: удовлетворение земельно-
го голода, увеличение количества средних и мелких хозяйств, что должно было способствовать развитию товарно-денежных отношений, в провинциях. Этот закон продолжал намеченную Гаем Гракхом колонизацию провинций, но с существенной поправкой. В провинции выселялись ветераны, получавшие свои участки из рук военачальника и считавшие его, а не государство, своим заступником и благодетелем.
С законов о выведении колоний ветеранов начинается новый период аграрного законодательства, сыгравший большую политическую роль в последующих бурных событиях римской истории.
Поскольку Марию передавалось руководство колонизацией, он тем самым получал на неопределенное время большие полномочия.
Второй и третий законы Сатурнина пытались привлечь на его сторону всадничество и городской плебс, создать из этих сил политическую коалицию, поддерживающую вождя демократической группировки.
Общее оживление политической жизни в Риме вновь повысило авторитет должности народных трибунов, которые, как и при Гае Гракхе, возглавили движение за аграрные реформы. Однако если Гай Гракх был общепризнанным главой группировки популяров и опирался на созданную им коалицию разных политических сил, то Апулей Сатурнин действовал теперь совместно с Гаем Марием и в его интересах. Опорой Сатурнина стали не только всадники и городской плебс, но и ветераны Мария, которые были теснее связаны со своим военачальником, чем с народным трибуном. Иначе говоря, социальная опора Сатурнина была более разнородной и менее прочной, чем во времена Гая Гракха.
Вокруг аграрных законопроектов развернулась ожесточенная борьба. В народном собрании произошла жестокая схватка между сторонниками и противниками законопроектов Апулея Сатурнина. Победили сторонники законопроекта, и он был объявлен принятым.
После принятия законопроекта консул Марий привел к клятве всех сенаторов, обещавших проводить закон в жизнь. Поддержка Мария и его ветеранов обеспечила успех законам Сатурнина.
Подошло время выборов народных трибунов на 99 г. до н. э. Сатурнин выставил свою кандидатуру в третий раз и опять был избран.
Усиление Сатурнина и успехи популяров не нравились Гаю Марию. В решительный момент он не поддержал своих бывших сторонников. Сенат, учитывая охлаждение и отход Мария от движения популяров, воспользовался благоприятным моментом и, обвинив Апулея Сатурнина в убийстве, приговорил его к смертной казни. Исполнение этого приговора было возложено на консула Мария. Оптиматы хотели, чтобы Марий, совсем недавно близкий союзник Сатурнина и популяров, сделался их палачом. Но Марию не пришлось сыграть эту позорную роль. Апулей Сатурнин и его сторонники, запертые в здании сената, были убиты оптиматами.
Созданная Сатурнином коалиция, состоящая из ветеранов Мария, всадников и городского плебса, оказалась непрочной и быстро распалась. Городской плебс уже настолько обособился от сельского, что выступал против требований сельских жителей.
Всадники, заинтересованные в эксплуатации провинциальных земель, смотрели на колонизацию провинций неприязненно, поскольку эта акция ограничивала сферу их коммерческой деятельности. Поэтому в решительный момент всадники выступили против программы Сатурнина и он оказался в изоляции. После гибели Сатурнина его законы были отменены, реакция вновь начала наступление на популяров (100 г. до н. э.).