Борьба за проведение аграрной реформы в Риме. Политическая деятельность Тиберия Гракха.
Грозное движение рабов и военные неудачи в Испании показали, что социальная напряженность ведет к снижению боеспособности армии и общему ослаблению Римского государства. Бесконтрольное господство нобилитета, разорение мелких земледельцев вызвали острое недовольство у широких слоев свободного населения, которое требовало проведения реформ, направленных на оздоровление государственного строя, укрепление внутреннего единства общества, активизацию внешней политики.
Началом мощного движения свободного гражданства стали законопроекты, предложенные народным трибуном 133 г. до н. э. Тиберием Семпронием Гракхом.
Тиберий Гракх (162—133 гг. до н. э.) принадлежал к одному из знатных родов римского нобилитета. Тиберий считал необходимым проведение радикальных реформ для того, чтобы укрепить римское могущество, сплотить общество перед лицом внутреннего и внешнего врага. Это стремление Тиберия поддерживали и другие дальновидные представители римского нобилитета, в частности тесть Тиберия Аппий
Клавдий, консул 133 г. до н. э. Муций Сцевола, Лициний Красс и др.
С точки зрения Тиберия, основной причиной падения римского могущества было обеднение мелких земледельцев, пополнявших ряды войск. Поэтому Тиберий предложил остановить этот процесс, проведя аграрную реформу.
В середине II в. до н. э. с предложениями провести аграрную реформу выступал Марк Порций Катон, а в 141 г. до н. э. Гаем Лелием был даже подготовлен соответствующий законопроект. Но у аграрной реформы были не только сторонники, но и непримиримые противники из числа крупных рабо- и землевладельцев. Под их давлением Лелий не осмелился внести предложение о земельной реформе в народное собрание и заслужил благодаря этому в среде нобилитета прозвище Мудрого.
Большая часть крупных землевладельцев, наследственно арендовавшая огромные участки «общинных полей», была настроена против реформы, так как ее осуществление привело бы к потере части захваченных ими земель. Против раздела «общественных земель» выступали и некоторые средние землевладельцы, которые приобрели свои владения на «общественных полях» и, застроив их, боялись перемещения с них во время реформы. Римское городское население, уже оторвавшееся от земледелия, не стремилось возвратиться к тяжелому земледельческому труду и относилось к идее аграрной реформы равнодушно. Торгово-ростовщическая знать — всадники — занятая спекуляциями и коммерческими операциями, также не была заинтересована в аграрной реформе, особенно в связи с тем, что Тиберий Гракх предлагал закрепить за каждым земледельцем его участок навечно, что затруднило бы торговлю земельными владениями.
В декабре 134 г. до н. э. Тиберий приступил к исполнению обязанностей народного трибуна. Вскоре он внес на обсуждение законопроект об аграрной реформе. В законопроекте предлагалось ограничить твердой нормой количество земли, которое могли брать в аренду отдельные граждане у государства. Такой нормой устанавливалось 500 югеров пахотной земли, что было утверждено еще в 367 г. до н. э., если же у
землевладельца были взрослые сыновья, то на долю двух из них выдавалось еще по 250 югеров. Но одна семья не могла занимать свыше 1000 югеров пахотной земли. Земля, захваченная сверх этой нормы, возвращалась государству. Отобранные излишки составляли бы новый земельный фонд. Из него нарезались участки по 30 югеров, которые распределялись среди безземельных или малоземельных граждан. Получившие такой участок римские граждане должны были выплачивать государству небольшой налог и не имели права продавать или дарить этот участок. Они рассматривались, таким образом, не как его собственники, а как наследственные владельцы. Это было сделано для того, чтобы предотвратить продажу земельных участков и задержать новое разорение мелких земледельцев.
Вокруг законопроекта разгорелась ожесточенная борьба. На поддержку реформатору со всех концов Италии стали стекаться толпы малоземельных крестьян — время было зимнее, и сельские жители располагали свободным временем. Рим напоминал кипящий улей, давно уже народные собрания не были столь многолюдны и бурны. На римском форуме постоянно толпился народ. Сторонники и противники законопроекта доказывали или опровергали губительность или благодетельность предлагаемых мер.
После бурных обсуждений законопроект должен был быть поставлен на голосование. Настроение народного собрания, состоявшего в значительной степени из прибывших в Рим сельских жителей, было благоприятным для реформы, но противники закона решили не допускать его голосования. Один из народных трибунов Марк Октавий, сам крупный землевладелец, выступив против законопроекта, наложил свое «вето» (запрещение) на законопроект под предлогом, что он затрагивает интересы римских граждан. Усилия Тиберия переубедить Октавия, бывшего до того его личным другом, ни к чему не привели. Тогда Тиберий Гракх отважился на крайнюю меру. Он поставил перед народным собранием вопрос: может ли быть народным трибуном человек, выступающий против интересов народа? Жаждавшее аграрной реформы на-
также наиболее полного выразителя его воли — народного трибуна. Основной удар был нанесен по важнейшей прерогативе сената — заведованию финансами. Уже Тиберий распределял казну пергамского царя волей народного собрания, а не сената. Гай Гракх пошел дальше. Продажа зерна по заниженной цене городскому населению, предложенная Гаем, требовала значительных средств, и решение о выделении соответствующих сумм проходило не через сенат, а через народное собрание. Сдача важных подрядов на строительство дорог, крупных сооружений осуществлялась также через народное собрание. Усилиями Гая Гракха народное собрание превратилось в эффективный орган государственного аппарата, а функции сената были существенно ограничены.
Одной из сторон политической программы Гая Гракха было усиление роли и власти народного трибуна. Оно нашло яркое выражение в деятельности самого Гая Гракха. Скромная должность заступника за отдельных плебеев превратилась при Гае в важнейшую государственную магистратуру Римской республики. Народный трибун Гай Гракх оттеснил на второй план даже верховных магистратов-консулов. Он не только вносил законопроекты в народном собрании, но и активно выступал в сенате. Он был членом аграрной комиссии, руководил раздачей зерна беднейшему населению города Рима, постройкой хлебных складов, проведением дорог, устройством колоний. «Народ восхищался,— писал Плутарх,— видя его, окруженного толпой подрядчиков, ремесленников, послов, магистратов, воинов и ученых, когда он приветливо разговаривал с каждым, при всей своей обходительности никогда не теряя собственного достоинства».
В своей политической деятельности Гай Гракх опирался на сильную политическую коалицию, состоявшую из всадников, городского населения и сельского плебса. В течение полутора лет (123—122 гг. до н. э.) эта коалиция обеспечивала Гаю Гракху поддержку народного собрания, утверждая все его законопроекты. Ни сенат, ни магистраты не осмеливались выступить против всемогущего народного трибуна. Но сенатская оппозиция, или, как ее стали называть в дальнейшем, «группировка оптиматов», замечая промахи Гая Гракха, накапливала
Схематическое изображение римской дороги. Разрез
материал, чтобы выступить против него в удобный для себя момент.
Как дальновидный политик, Гай Гракх понимал, что деление жителей Италии на полноправных граждан и бесправных италиков-союзников подрывает внутреннюю крепость Рима. Обдумывая законопроект о распространении прав римского гражданства на италиков, Гай понимал, что он вызовет сильные возражения в народном собрании, члены которого не захотят делиться своими привилегиями с новыми гражданами. Поэтому Гракх, занятый проведением других реформ, откладывал законопроект о союзниках. Но после их завершения, когда, казалось, Гай достиг вершины популярности, он и предложил народному собранию важнейший из своих законопроектов — о даровании прав римского гражданства италийским союзным общинам. Однако Гай переоценил свое влияние, силу своих сторонников. Его противникам без особого труда удалось убедить народное собрание отклонить законопроект. Это был сильный удар по популярности Гая. Вскоре он по предложению сената выехал из. Рима на 70 дней в Африку для основания колоний, хотя по древним обычаям народный трибун не должен был покидать города Рима. Противники Гая Гракха поспешили воспользоваться его отсутствием для раскола созданной им политической коалиции.
Сенатская аристократия в противовес Гаю выдвинула своего ставленника Ливия Друза — коллегу Гая по трибунату 122 г. до н. э. Ливий Друз предложил от имени сената программу преобразований, отличную от мероприятий Гая Гракха. Он ловко воспользовался тем, что в программе Гая Гракха мероприятия по аграрным реформам несколько затерялись среди других преобразований, и демагогически выдвинул законопроект об основании двенадцати новых