Глава 8. взаимоотношения римской республики с эллинистическими государствами и народами средиземноморья во ii в. до н. э.
После окончания 2-й Пунической войны Римская республика начинает вести активную политику по отношению к эллинистическим государствам. В первой половине II в. до н. э. она приводит к военным столкновениям с Македонией, с царством Селевкидов и союзами греческих городов. На протяжении нескольких десятилетий римляне находят сильных союзников среди эллинистических государств, создают военно-политические коалиции, умело используют внутренние противоречия между эллинистическими державами и социальную борьбу внутри греческого мира. Рим все шире распространяет свою экспансию, постепенно покоряя одну страну за другой.
Причины и цели агрессивной политики римлян на Востоке во II в. до н. э. кроются
в самой природе римского общества того времени. Быстрый рост рабовладельческих отношений (чему способствовали успешные войны на Западе, давшие массу рабов и материальных ценностей) привел к глубоким изменениям в экономике, он обусловил развитие товарного производства, расширил сферы применения рабского труда. Отсюда стремление захватить новые земли, рабов, а также иметь возможность эксплуатировать природные богатства и население восточных стран. Начало римской агрессии против эллинистического мира положил захват римлянами северо-западного Иллирийского побережья Балканского полуострова.
По мере расширения экономических связей с Востоком, включения греческих
городов Восточного побережья Апеннинского полуострова в состав Римско-италийского союза сенат все более понимал необходимость установления своего господства и в омывающем ее с востока Адриатическом море.
Война с иллирийскими племенами.
Иллирийские племена были ближайшими соседями Римской республики на Западном побережье Балкан. Они жили в условиях военной демократии, лишь у наиболее развитых из них (например, в области с центром Скодры) начался процесс образования государства. Скудная почва их гористой страны побуждала иллирийцев искать в дополнение к занятию сельским хозяйством иных источников доходов. Иллирийцы находили их в морском разбое, который в III в. до н. э., после падения морского могущества Тарента и Сиракуз в Ионийском и Адриатическом морях, достиг такого размаха, что нарушал торговые связи как греческих городов, так и римских купцов. Захват иллирийцами Коркиры — важного острова на морском пути из Италии на восток — явился причиной войны с иллирийцами. Формальным поводом послужили жалобы италийских купцов и просьбы о помощи нескольких греческих городов. Римляне направили в 229 г. до н. э. против иллирийцев флот и быстро разбили быстроходные, но легкие суда противника, десантная армия римлян заняла Иллирийское побережье, разрушив укрепления и города, оттеснила местное население в глубь страны. Территория государства Скодры была сокращена. Иллирийские племена оказались данниками Рима. Захватив Иллирийское побережье, римляне установили политическое влияние над многими греческими городами западной части Балканского полуострова. Их гавани стали стоянками римского флота в Адриатическом море. Таким образом, Рим приобрел важные опорные пункты для дальнейшего наступления на Восток. Захват Римом Иллирийского побережья отрезал выход Македонии к Адриатическому морю. Вместо слабых и разрозненных иллирийских племен западным соседом Македонии стал могущественный Рим.
Вторая Македонская война.
Вто время когда римляне воевали с Ганнибалом, на Востоке возник военно-политический союз Македонии и царства Селевкидов. Фи-
липп V Македонский и Антиох III стремились к переделу областей Восточного Средиземноморья. Воспользовавшись ослаблением Египта при малолетнем царе Птолемее V, Филипп V и Антиох III заключили соглашение о захвате и разделе владений Птолемеев на островах Эгейского моря, в Малой Азии и Сирии. Предполагалось, что Антиох завладеет Келесирией, Финикией и Кипром, а Филипп — малоазиатскими территориями Египта в Карии, островами Эгейского моря и Киреной. Однако совместных военных действий и взаимной помощи союзников договор этот не предполагал, сказалось их взаимное недоверие и соперничество в борьбе за гегемонию в Восточном Средиземноморье. Заключив договор, Антиох III занял всю Келесирию, Филипп же захватил греческие города в проливах, разграбил побережье Пергама и оккупировал Карию. Захваты Филиппа и угроза превращения Македонии в сильнейшее государство в Эгейском море вызвали выступление против Филиппа V Пергамского царства, Родоса, Византия, Афин и других греческих городов. Таким образом, в Эгейском бассейне сложился антимакедонский военный союз. В войне с пергамо-родосским союзом Филипп V потерпел поражение в морском сражении при острове Хиосе (201 г. до н. э.).
Развивая военные действия против Филиппа V, союзники обратились за помощью к Риму. Римляне не были заинтересованы в усилении Македонии. Захваты Филиппом островов Эгейского моря и юго-западных областей Малой Азии затруднили бы политическое и экономическое проникновение в бассейн Эгейского моря, а овладение Киреной могло поставить под угрозу мореплавание римлян во всем Восточном Средиземноморье. В Риме учитывали, что Филипп V в войне с Родосом и Пергамом потерял часть своей армии и флота и не имел ни времени, ни средств для скорого восстановления своих сил. Кроме того, вступая в войну с Филиппом, Рим мог получить сильных союзников в лице Родоса и Пергама. Вопрос о войне с Македонией был решен положительно в сенате и был вынесен на народное собрание, которое в конце концов санкционировало войну. Одновременно на Восток было направлено посольство, которое должно было добиться нейтралитета Антиоха III и укрепления со-
юза римлян с антимакедонской коалицией. Римским послам удалось, согласившись на захват Антиохом Келесирии, добиться его нейтралитета во время войны между Филиппом и антимакедонской коалицией во главе с Римской республикой. С Пергамом и Родосом был заключен союз, просуществовавший более четверти века и сыгравший решающую роль в борьбе римлян с Македонией.
Осенью 200 г. до н. э. римская армия высадилась в Греции и начала продвигаться в Македонию. Союзный флот, господствовавший в Эгейском море, блокировал Македонское побережье. Однако в течение первых двух лет войны римляне не добились существенных успехов. Филипп отбивал направляемое римлянами нападение с севера фракийских племен и упорно защищался, переходя иногда и в нападение, против своих противников. Но когда римляне, умело использовав антимакедонское движение в Греции, вовлекли в 199 г. до н. э. в войну Этолийский, а затем и Ахейский союзы (198 г. до н.э.), Филипп оказался в тяжелом положении.
В 198 г. до н. э. римскую армию возглавил Тит Квинкций Фламинин, способный полководец и искусный дипломат. Решительная битва между римлянами и Македонией произошла в Фессалии в холмистой местности при Киноскефалах («Собачьи головы») (197 г. до н.э.). Потерпев поражение, Филипп начал переговоры о мире.
В сенате при обсуждении вопроса о мире с Филиппом были выдвинуты требования о продолжении войны с Македонией, и, хотя такие же требования раздавались среди союзников Рима (например, этолийцев), сенат решил закончить войну и продиктовать условия мира, которые Филипп V мог принять. Филипп должен был отказаться от всех владений вне Македонии, уплатить Риму 1000 талантов, выдать римлянам свой военный флот, за исключением шести кораблей, вернуть всех военнопленных и сократить армию до 5 тыс. человек. Он не имел права начинать войну без ведома Рима, т. е. лишился самостоятельной внешней политики. Кроме того, он должен был признать свободу греческих городов.
Последний пункт договора был самым тяжелым для Филиппа V: он замыкал Македонию в ее собственных узких границах. На Истмийских играх в 196 г. до н. э. было
официально объявлено, что римский сенат и полководец Тит Фламинин даруют греческим городам свободу. Это объявление вызвало в Греции всеобщее ликование.
Мир с Македонией был заключен, но римская армия продолжала оставаться в Греции вплоть до 194 г. до н. э. В Коринф, Халкиду, Деметриаду были введены римские гарнизоны. Тит Фламинин и прибывшая из Рима комиссия занялись устройством греческих дел; были заново и часто произвольно определены границы отдельных городов; римляне ввели в городах Фессалии тимократические конституции, реорганизовали фессалийскую лигу по ахейскому образцу. Эти мероприятия римлян скоро показали грекам, что их освобождение оказалось лишь сменой господ: македонское господство сменилось римским, что вызывало недовольство известной части греческого общества. Однако аристократические слои поддерживали римлян, видя в них силу, способную сохранять спокойствие народных масс. Римское командование очень скоро оправдало возлагаемые на него аристократами надежды: Тит Фламинин по просьбе ахейских олигархов от имени всех эллинов объявил войну спартанскому тирану Набису, социальные реформы которого носили радикальный характер и распространились из Спарты на соседние области Аргос и Микены. В 195 г. до н. э. Набис был разбит. Спарта лишилась всех своих завоеваний и уплатила 500 талантов военной контрибуции. Социальные реформы были отменены. Кроме того, масса людей на территории Греции была порабощена, многие города Греции были разорены и опустошены римскими легионерами.
К прекращению второй Македонской войны и заключению мира с Филиппом римское правительство побуждали причины внутреннего и внешнего характера. В Риме и Италии свирепствовало эпидемическое заболевание, а на севере в долине реки По в 200 г. до н. э. восстали галльские племена, у которых римляне отбирали земли, деля их между ветеранами 2-й Пунической войны. К галлам присоединились лигуры. Восставшие осадили и захватили ряд римских крепостей, уничтожили их гарнизоны и поселенных здесь римских колонистов. В течение нескольких лет римляне вели борьбу с восставшими.
Война с кельтиберами.
Еще более серьезное положение возникло в Испании. Воюя на Пиренейском полуострове с карфагенянами во время 2-й Пунической войны, Сципион заключил ряд союзных договоров с иберийскими племенами, некоторые из них признали себя подданными Рима и выплачивали ему дань. Иберы, однако, считали, что победа Рима над Карфагеном не означала подчинения и их римлянам. Введение провинциального управления вызвало в 197 г. до н. э. восстание как в Ближней, так и в Дальней Испании. К восставшим примкнули старые финикийские города во главе с Малакой, а также кельтиберы1, а несколько позднее —и лузитаны2. Римские гарнизоны были разбиты.
В 195 г. до н. э. в Испанию была послана римская армия во главе с консулом Марком Порцием Катоном. Ценой больших жертв Катону удалось разбить главные силы восставших, он совершил ряд карательных экспедиций, жителей некоторых иберийских общин продал в рабство, других обезоружил, но не смог окончить войну.
До конца 180-х годов до н. э. римляне терпели в Испании неудачи. Только сосредоточив там 45-тысячную армию, Рим, наконец, к 179 г. до н. э. подавил это восстание. Немалую роль в его подавлении сыграла дипломатия претора Тиберия Семпрония Гракха. Кельтиберы признали власть Рима, обязались платить дань и выставлять вспомогательное войско. Римское провинциальное правление в Испании было восстановлено.
Причинами поражения иберийских племен были их сравнительно низкое общественное развитие, раздробленность и межплеменная вражда и, наконец, превосходство военной техники и военного искусства римлян. Почти двадцатилетняя война с иберийскими племенами, поглощавшая значительные воинские силы и большие материальные средства, затрудняла развитие агрессивных действий Рима в Восточном Средиземноморье.