Глава xiv политическая культура

Сложность и многоликость мира политики, неоднозначность происходящих в нем процессов, действие разнообразных, проти­воборствующих политических сил объективно требуют наличия системных образований, обеспечивающих связь элементов поли­тики, придающих ей динамизм и эффективность. Важнейшим из таких образований является политическая культура.

Политическая культура и ее роль в жизни общества всегда были предметом интереса ученых и политических деятелей, об­щественности. Это связано с тем, что всесторонние и глубокие представления о политической культуре позволяют понимать и сознательно оценивать политическую систему общества, характер и динамику ее развития, перемены в обществе, образе жизни и устремлениях людей. Изучение теории политической культуры способствует формированию системного восприятия политиче­ской сферы общества, всей совокупности социальных отношений.

Сущность и структура политической культуры,

Ее типы и функции

Многое из того, что в настоящее время относится к политиче­ской культуре, еще в Древности и Средневековье анализировалось и описывалось Конфуцием, Платоном, Аристотелем, Макиавелли и др. Сам же термин «политическая культура» появился лишь в ХУШ в. в трудах немецкого философа-просветителя И. Гердера. Это понятие встречается также у русского политического мысли­теля XIX в. В. Герье, а позднее у В.И. Ленина. В середине XX в. понятие «политическая культура» приобрело статус научной кате­гории. В это время в русле западной политологической традиции сложились первые научные представления о политической куль­туре как специфическом общественном явлении, относящемся одновременно как к сфере политики, так и к сфере культуры.

Основоположником современной теории политической куль­туры явился американский ученый Г. Алмонд. Им была выдвинута идея о том, что политическая культура представляет собой об­разец ориентации людей на политические действия, их отноше­ния к политической системе общества. В дальнейшем она стала центральной в разработанной усилиями американских (С. Верба, Л. Пай, Д. Липсет, У. Розенбаум), английских (Р. Роуз, Д. Кава-нах) и западноевропейских (К. фон Бойм, М. Дюверже, Р. Швар-ценберг, И. Инглхарт) ученых концепции этого общественного явления. Несмотря на то, что Г. Алмонд и его последователи вы­деляли и характеризовали различные аспекты политической культуры, практически все они связывали ее с ценностными мо­тивами, верованиями, идеалами и убеждениями человека, обес­печивающими его включение в политическую жизнь, функцио­нирование политической системы общества. Политическая куль­тура рассматривалась ими как обобщенная характеристика субъ­ективного контекста политики, отражающего восприятие людьми политических отношений, их интерпретацию ими, а также отно­шение индивидов к политической действительности.

В современной политической науке политическая культура трактуется и объясняется с позиций трех основныхподходов1. Первый из них - психологический, основоположниками которого являются Г. Алмонд, С. Верба, Д. Дивайн. В соответствии с этим подходом политическая культура отождествляется с субъектив­ным содержанием политики, характеризуется как совокупность внутренних ориентации человека на политические объекты, т.е. это духовное явление, включающее главным образом основные компоненты политического сознания людей. Второй подход -нормативный, разработанный С. Байтом, Дж. Плейно. Его сто­ронники рассматривают политическую культуру как норматив­ную модель, как некую матрицу поведения человека. Они ориен См.: Пугачев В. П. Политология: Высшее образование. М: Эксмо, 2004. С. 473 - 474; Соловьев А. И. Политология: Политическая теория, по­литические технологии: Учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс 2004. С. 376 - 377; Чуланов Ю. Т. Политология: Учебник. 2-е изд., доп. и испр. СПб.: Бизнес-Пресса, 2005. С. 359-360; Вег$-8Мо5хег А, Куйем-мЫ К. Ро1Шса1 сиНше 1п Оегтапу. Ьопдоп, 1993.

тмруют людей на наиболее распространенные в обществ ИЛ и правила политического поведения, на сложившиеТяТтанТ"1 и формы взаимодействия индивида с властью И наконеп^ подход - всеобъемлющи^ Первыми его применили В. Роз^баГ И. Шапиро, П. Шаран. В рамках этого подхода полиГиЧес^ культура характеризуется как единство внутренних, дГ0ВНых установок субъекта и соответствующих им форм его тт~ ского поведения, как способ, стиль политической деятельности человека. Политическая культура в этом случае отождествляется с поиском индивидом политических идеалов и ценностей воз можностей их реализации. Она представляется как постоянно воспроизводимая духовная >рограмма, модель поведения людей, как форма освоения человеком политического опыта и политиче­ского наследия предшествующих поколений.

Во всех перечисленных подходах подчеркивается связь поли­тической культуры с наиболее устойчивыми, внутренне значимы­ми для человека политическими идеалами и воззрениями. Среди них, как духовных образований, главную роль играют его оценоч­ные суждения, выражающие личностное отношение к политике и политической власти. С учетом этого политическая культура про­является в способности индивида выделять во властных отноше­ниях внутренне значимый для себя смысл, реализуемый им в практических формах взаимодействия человека с государством, которое является для него олицетворением политической власти, средством реализации политических целей. На индивидуально-личностном уровне политическая культура - это обусловленный ценностными представлениями человека о политических отноше­ниях и явлениях и воплощенный на практике кодекс поведения или стиль деятельности личности как субъекта политики. Главная сущностная характеристика политической культуры ВЫР^™ степени освоения и практической реализации человеком о» чимых, получивших всеобщее признание ценностей и образцов

политического поведения. иипи1.ипы н0 и

Однако в политике действуют не только индивид" „о и различные социальные группы и образования, а также социальные институты (государство, политические партии, обществен­но-политические организации и объединения, их блоки и союзы и т.д.)- Поэтому политическая культура общества включает в себя и общезначимые, групповые политические ценности, оцен­ки и действия граждан, обусловленные политическим опытом предшествующих поколений и коллективным политическим опытом реально включенных в политику социальных образова­ний и институтов.

Следовательно, если на индивидуальном уровне политиче­ская культура выступает как единство политического сознания и политического поведения личности, то на общесоциальном - она дополняется групповой культурой политического сознания и по­литического поведения, а также культурой функционирования образующих политическую систему институтов. С учетом этого политическая культура - это система исторически сложивших­ся, относительно устойчивых ценностей, установок, убеждений, представлений и моделей поведения субъектов политического процесса, проявляющихся в их непосредственной деятельности по воспроизводству и развитию политической жизни общества на основе преемственности. Политическая культура - это не са­ма политика и политические процессы. Это совокупность пред­ставлений людей о политике и политических процессах, их оцен­ка и отношение к ним на обыденном и теоретическом уровнях индивидуального и группового политического сознания, формы и способы участия социальных и институциональных субъектов в политической жизни, степень их включенности в политико-властные отношения.

Политическая культура - сложное и многообразное по со­держанию общественное явление1. Ее структуру составляют: культура политического сознания; культура политического пове­дения; культура деятельности политических институтов. Культум.: Мельник В. А. Политология: основные понятия и логические схемы: Пособие. Минск: Вышэйшая школа, 2004. С. 111; Политология: Учебник. М.: Изд-во Моск. гум. ун-та, 2004. С. 185 - 186. Пугачев В. П. Политология. Высшее образование. М.: ЭКСМО, 2005. С. 477.ра политического сознания характеризуется Vпп
его идеологического и психологического ко Развития

гическими компонентами политического с Нентов' ^Деоло-

литические знания, ценности, идеалы, убевдешГ^Г^" П°"
дели и нормы политического понелрнио ,„ традиции, мо-

образований. К психологичесГмГмГнГ^^^^

с™й;ГиГФГции'пере"* ори~и,Г^;

Показателями состояния уровня культуры политического
сознания служат: степень интереса социальных субъектов к Г
литике, характер их отношения к существующей политической
системе и ее отдельным институтам; отношение индивидов и со­
циальных групп к другим участникам политического процесса,
их готовность принять участие в тех или иных политических ак­
циях и связанные с этим ожидания; представления социальных
субъектов о «правилах политической игры», о границах дозво­
ленного и недозволенного в политике, их отношение к закону,
юридическим, правовым и нравственным нормам; характер поли­
тической самоидентификации, проявляющейся в принадлежности
индивида к той или иной политической организации, отношении
к конкретной политической партии и т.п.; содержание политиче­
ского языка социальных субъектов. В культуре политического
сознания выражаются ценностные ориентации человека на миро­
воззренческом уровне, где он выстраивает индивидуальные и
групповые теоретико-психологические представления о полити­
ке, о своем месте и роли в ней. -.„
Культура политического поведения представляет сооои
практико-политический уровень реализации ^нностнь,р
таций людей. Она характеризует ^Рет-^™"^-
ствия и поступки человека, его ■^^^^Я» «~
ность в политические отношения. П°**»™ы и характер уча-
тического поведения являются. Ф^^ хяяш общества;
стия социальных субъектов^ в ^Л нЫХ субъектов поли­
формы и способы взаимодействия " общества; тип
тики с институтами государства и граждаэлекторального поведения индивидов и социальных групп и др. В культуре политического поведения выражаются место и роль социальных субъектов в решении государственных и обществен­ных дел, их политико-правовой статус.

Культура деятельности политических институтов представ­ляет собой проявление ценностных ориентации личности и соци­альных групп на политическом, социетальном уровне. Она харак­теризует организацию и механизм осуществления политической власти в обществе, технологию государственного управления и руководства. К показателям культуры деятельности политических институтов относятся: методы и способы принятия и осуществле­ния политических решений, политического управления, организа­ции и реализации государственной власти, регулирования соци­ально-политических конфликтов в обществе; методы и способы взаимодействия политических и государственньгх институтов об­щества между собой, а также с институтами других политических систем; способы защиты государственных интересов; тип электо­рального процесса в обществе; политическая символика и полити­ческие ритуалы и др. В культуре деятельности политических ин­ститутов выражаются содержание и характер общественно-поли­тической жизни, основы и принципы ее организации.

Политическая культура конкретного общества всегда вклю­чает не только позитивные, но и негативные ориентации и дейст­вия людей, синтезирует в себе все, что связано с духовным и функционально-практическим состоянием и реализацией полити­ческих ценностей. Она зависит от социальной, национальной, демографической, территориально-поселенческой и конфессио­нальной структур общества, от взаимоотношений политической элиты и электората, содержания и характера социально-экономи­ческого, политического и культурного развития страны, ее поли­тической истории и традиций, исторической связи поколений.

Как общественное явление политическая культура обладает своими особенностями.

Во-первых^ являясь частью общей культуры общества, поли­тическая культура представляет ее политическое измерение, отражает политические особенности цивилизационного „я« конкретного народа. В этом смысле она вьФа2ет^шТоГ низании и функционирования государственной власт~Ппеде" ленной стране, поддерживает и развивает их в современном коТ тексте. Она сохраняет политический менталитет народа его дГв" символах и атрибутах государственности (флаг герб гиш^ Формирование и развитие политической культуры являются пе зультатом естественно-исторического развития общества кол-лективных действий и политического опыта людей.

Во-вторых, политическая культура - конкретно-историчес­кое, социально детерминированное явление. На различных этапах развития общества она обогащается тем содержанием, которое соответствует потребностям времени. Ее изменение и совершен­ствование обусловлены динамикой социально-экономических и идейно-политических отношений, развитием и функционирова­нием политических режимов.

В-третьих, политическая культура представляет собой каче­ственную характеристику целостности общества в сфере публич­ной власти, оказывает существенное влияние на политическую жизнь в стране. Она фиксирует устойчивые и повторяющиеся связи между участниками политического процесса, их политиче­ские ценности и установки на разных уровнях политических от­ношений. Политическая культура является интегральной харак­теристикой политического образа жизни конкретной страны, от­дельного класса, социальной группы, пронизывает все политиче­ские отношения.

В-четвертых, политическая культура - это динамичное, по­
стоянно развивающееся явление. Она отражает изменення в
формах и способах политического поведения людей, в' **Р^
ре освоения ими политической Д*йствитель^^
подвижна и изменчива политическая ^^/^^^я
люционных потрясений и преобразований, так как в р

народные массы активно втягиваются в "°^ г^ ^о-сторонне осмысливают и оценивают ее суть, <*™*^* ° опальную значимость, осваивают новые приемы и способы лнтических действий. Свидетельством того является история современной России: февраль и октябрь 1917 г., начало 90-х г. прошлого столетия.

Политическая культура взаимосвязана и взаимодействует с различными политическими и социальными процессами и явле­ниями. В результате этого взаимодействия в истории человеческо­го общества и государств сложилось множество типов политиче­ской культуры1. В современной теории для их выделения приме­няются различные основания. Наиболее общепринятым основани­ем классификации политической культуры, которое использовали Г. Алмонд и С. Верба, является политическая ориентация людей, их отношение к политической системе, властным институтам об­щества. В соответствии с этим основанием Г. Алмонд и С. Верба выделяли три «идеальных» типа политической культуры: патриар­хальную («приходскую»); подданническую; активистскую (куль­туру участия, или партиципаторную культуру).

Патриархальная политическая культура свойственна обще­ству, в котором не сформировалась политическая система. Она ориентирована на частные ценности (племени, клана, рода) и проявляется в форме патриотизма, семейственности, коррупции. При этом в обществе с такой политической культурой нет специ­фических политических ролей. Как правило, отсутствует интерес граждан к политической жизни, на крайне низком уровне нахо­дятся знания людей о политической системе и тех ожиданиях, которые они могут реализовать в своей деятельности.

Подданническая политическая культура характеризуется пассивным, отстраненным отношением людей к политической системе, их ориентацией на традиции. Подчиняясь власти, они ожидают от нее различных благ, опасаются диктата, испытывая при этом по отношению к властным институтам положительные или отрицательные эмоции. Для этого типа политической культуры характерен невысокий уровень индивидуаласта граждан. индивидуальной активноАктивистская (партщигшторная) политическая *Ш
выражается в политической актавности и вовлечеГоГГ^
дан в политику, рациональности их политического ™Г Ф
Большинство членов общества являются активными ™с™Г'
ми политического процесса, стремятся воздействовать ПТ
нятае политических решений с помощью законных, легитиХ"
средств влияния. имл

Выделяя названные типы политической культуры Г Алмонд и С. Верба отмечали, что все они в чистом виде не существуют? Политическая культура общества всегда включает в себя элемен­ты каждого из этих типов, при этом один из типов может доми­нировать. Наряду с «идеальными» существуют смешанные, про­межуточные типы политической культуры: патриархально-под­данническая; подданническо-активистская; патриархально-ак­тивистская.

К числу смешанных типов политической культуры Г. Алмонд и С. Верба относили и так называемую «гражданскую культуру», которая, по их мнению, наиболее адекватна демократическому обществу. Это «культура лояльного участия», позитивно ориенти­рованного на политическую систему. Она характеризуется балан­сом между властью и ответственностью политической элиты перед обществом, между политической пассивностью и политической активностью граждан в контроле над властными институтами.

Американский ученый У. Розенбаум в качестве основания классификации политической культуры использовал степень консенсуса между членами общества по поводу базовых полши-ческих ценностей и «правил политической игры». В ™™™* с этим основанием он выделял фрагментарную ^^^Г политические культуры. Сегодня их еще ^^^^

ная и консенсус. ^ ™ ^^

ризуется отсутствием доверия между^суоъ об енйОГО

процесса, согласия между ^^То7^пш обшественно развития, основных методов и спосооов рначимых задач. При этом типе культуры в обществе существует относительно высокий уровень политического насилия. Для вто­рого типа политической культуры характерен консенсус субъек­тов политики по важнейшим вопросам общественного развития, высокая лояльность граждан к институтам власти.

Одним из оснований классификации политической культуры являются правила и нормы организации политической жизни об­щества. С учетом этого основания политическую культуру подраз­деляют на традиционную и светскую. Традиционная политическая культура ориентирована на жесткие предписания, строго установ­ленную систему принципов политического взаимодействия участ­ников политического процесса. Светский тип политической куль­туры характеризуется прагматизмом, широким участием различ­ных слоев населения в политической жизни общества.

По масштабам, уровню и степени общности выделяются об-щая (доминирующая) политическая культура, политическая суб­культура и политическая культура личности.

Общая политическая культура - это политическая культура всего общества, обладающая устойчивыми, типичными призна­ками, характеризующими политическое сознание и политическое поведение основной массы населения, функционирование поли­тических институтов.

Политическая субкультура представляет собой политиче­скую культуру отдельных социальных образований и групп на­селения. Ее формирование и существование обусловлены поло­жением тех или иных социальных групп в системе обществен­ных отношений, характером их труда, образом жизни, половоз­растной принадлежностью, местом проживания и т.д. Каждая политическая субкультура, являясь частью общей политической культуры, включает локальные, относительно самостоятельные политические ценности, нормы, стереотипы и приемы полити­ческого общения и политического поведения людей. Политиче­ской субкультурой являются, например, политическая культура молодежи, политическая культура сельского населения, полити­ческая культура женщин, политическая культура жителей ретонов, политическая культура отдельных этносов и т д К по литической субкультуре относится и политическая культура во" еннослужащих. Она характеризуется развитым политическим самосознанием этой социальной группы, ее интересом к поли тическим процессам и событиям, происходящим в стране и ми­ре, поддержкой со стороны военнослужащих существующих институтов государственной власти, специфическим политиче­ским поведением, определяемым социальным статусом и право­вым положением военнослужащих.

Политическая культура личности по масштабам и степени общности является первичной, исходной. Ее составляет совокуп­ность политических представлений, ценностей, убеждений, уста­новок, форм и способов политического поведения людей на ин­дивидуально-личностном уровне. Она отражает также все типич­ное, что характерно для общей политической культуры и опреде­ленных политических субкультур, трансформируемое под влия­нием индивидуальных качеств, непосредственного социального окружения и жизнедеятельности личности.

Наряду с перечисленными типами политической культуры существуют и другие. Например, по типу политического режима выделяются тоталитарная, авторитарная и демократическая политические культуры, по отношению к режиму политической власти - господствующая и оппозиционная, в зависимости от ро­ли государства и других политических институтов в воспроиз­водстве образцов политического мышления и поведения - офи­циальная, поддерживаемая государством, и реальная политиче­ская культура, воплощающая политические ценности, способы и формы политического поведения большинства или значительной

части населения.

Все типы политической культуры взаимосвязаны между со­бой, дополняют и обогащают друг друга. В результате они обра­зуют в реальной жизни различные модификации политической культуры, имеющие специфический набор качеств, что свиде­тельствует о многоликости и сложности политической культуры как явления.Политическая культура как продукт естественно-историчес­кого развития и конкретно-историческое явление выполняет в системе общественных отношений определенные функции. К их числу относятся: познавательная, интегративная, нормативная коммуникативно-информационная, регулятивная, мобилизацион­ная, репродуктивная, воспитательно-социализационная. Каждая из этих функций проявляется в той роли, которую выполняет по­литическая культура как в обществе в целом, так и в жизни от­дельного человека.

Познавательная функция политической культуры обеспечи­вает формирование у людей определенных общественно-политических знаний, повышение их политической образован­ности. Интегративная - способствует достижению согласия между членами общества в рамках существующей политиче­ской системы, общественно-политического строя. Норматив­ная - задает индивидам, социальным группам, обществу в це­лом нормы и стандарты политического мышления и поведения, границы политического процесса, фиксирует иерархию полити­ческих ценностей. Коммуникативно-информационная - позво­ляет устанавливать связь между участниками политического процесса, передавать элементы политической культуры от по­коления к поколению, накапливать политический опыт. Регуля­тивная - закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы и цели поведения. Мобилизационная — организует людей на решение политических и социальных задач. Репродуктивная - способствует воспроиз­водству определенной системы общественно-политических от­ношений со всеми присущими ей признаками и противоречия­ми. Воспитательно-социализационная - формирует индивида как полноценного субъекта политических отношений, способст­вует приобретению человеком определенных свойств и навы­ков, позволяющих ему реализовывать свои гражданские права и политические интересы.

Функции политической культуры отражают ее социальную значимость в обществе. Их реализацией достигается воздействие политической культуры на социальные отношения и ^
м главным образом на политическую систему общества 1*°™*
тическии процесс. Причем политическая культя И"

.ройное влияние на политические -«^2^2^ ношения и процессы: под ее воздействием воспроизводятся тГ диционные для общества формы политической жизниХпмиТ' ются новые, нетрадиционные формы и способы совд^Гх^ политических отношений; комбинируются элементы прошлого I перспективного политического развития. Все это означает чт политическая культура составляет базовый элемент обществвнно° политического процесса, важнейший фактор развития политиче­ской системы общества.

Политическая культура как явление имеет типичные харак­теристики и признаки. Вместе с тем в каждом обществе она обла­дает специфическими особенностями, складываются определен­ные пути ее совершенствования.

Наши рекомендации