Политический (государственный) режим как способ осуществления государственной власти. Классификация политических режимов. Деспотический, тоталитарный, авторитарный режимы.
Политический (государственный) режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.
Тоталитарный режим – это политический режим, стремящийся к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества. Здесь имеется минимум свободы для проявления творческой природы человека. Для ограничения свободы используются: жесткий контроль государства над экономикой, однопартийная система, тотальная идеология, монополия на СМИ. При тоталитаризме государственная власть стремится к тому, чтобы определяющую роль в жизни общества играла одна правящая партия.
Авторитарный режим —государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участии народа.
Основные признаки авторитарного режима: Власть носит неограниченный, неподконтрольный гражданам характер и концентрируется в руках одного человека или группы лиц. Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, и, прежде всего, в экономику.
Деспотический (абсолютистский) режим характерен для монархической формы правления, где власть осуществляется исключительно одним лицом становящиеся деспотом. Деспотии возникли еще в древности и характеризовались крайним произволом в управлении, полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных отсутствием правовых и моральных начал в управлении. При деспотии осуществляется жестокое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных
78. Политический (государственный) режим как способ осуществления государственной власти. Классификация политических режимов. Либеральный, демократический и иные режимы.
Политический режим – это система методов осуществления государственной власти, степень реализации прав и свобод граждан, отношение власти к правовым основам собственной деятельности, соотношение конституционных и правовых форм с реальной политической жизнью общества.
Выделяют три основные формы политических режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический.
Тоталитаризм(лат. totalis — весь, целый, полный) — политический режим, при котором государство полностью подчиняет себе все сферы жизни общества и отдельного человека. Политическая система тоталитаризма, как правило, представляет собой жестко централизованную партийно-государственную структуру, которая осуществляет контроль над всем обществом, не допуская возникновения каких-либо общественных и политических организаций, стоящих вне этого контроля.
Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние; auctor — зачинатель, основатель, автор) — политический режим, характеризующийся сосредоточением всей полноты власти у одного лица (монарха, диктатора) или правящей группы.Для авторитаризма характерны высокая централизация власти; огосударствление многих сторон общественной жизни; командно-административные методы руководства; безоговорочное подчинение власти; отчуждение народа от власти; недопущение реальной политической оппозиции; ограничение свободы печати.
Демократия (от греч. demos — народ и kratos — власть) — власть народа, или народовластие. Это такая форма государства, его политический режим, при котором народ или его большинство является (считается) носителем государственной власти.
Либерализм — это политическая система, в которой реализуется принцип ограниченного вмешательства государства в общественные отношения. Либеральное содержание общественных отношений проявляется в наличии системы сдержек давления органов политической власти, призванной гарантировать свободу личности и обеспечить защиту прав граждан. Основу системы составляет частнопредпринимательская экономика, организованная на рыночных принципах.
79. Функции государства как основные направления в осуществлении государственной власти и разграничении ее ветвей. Структура и классификация функций государства.
Функции государства–это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлениюобществом в присущих ему формах и присущими ему методам.
Классификация:
1. По сфере действия
Внутренние (в пределах собственной территории; можно отнести политические, экономические, социальные)
Внешние (позволяют говорить о государстве как о субъекте международных отношений; обеспечение государственного суверенитета, а точнее его внешнего проявления – независимости в международной сфере )
2. По продолжительности
Постоянные (не ограничены во времени и осуществляются в течение всего периода существования; н-робеспечение правопорядка, оборона государства)
Временные (возникают на определенном историческом этапе, их значение определяется конкретным историческим моментом в зависимости от возникшей временной необходимости; н-р ликвидация последствий стихийных бедствий, техногенных катастроф, «восстановление мирной жизни» после войны)
3. По социальной значимости
Основные (это наиболее общие направления деятельности государства по осуществлению «стратегических» целей и задач, стоящих перед ним; н-р экономическая, социальная структура, политическая и духовная)
Производные (более узкие и конкретные направления государственной деятельности в совокупности образующие основные функции; н-р, если рассматривать в качестве основной политическую функцию государства, то в качестве производных от нее будут выступать функция формирования аппарата государственной власти)
4. По содержанию государственной деятельности – политические, экономические, социальные, культурные, экологические и т.п
Внутренние и внешние функции государства. Внутренние функции государства в политической, экономической, экологической, социальной и других сферах. Законодательная (правотворческая), исполнительно-распорядительная, судебная, контрольная, надзорная функции.
Внутренние функции государства– реализуются во внутренней политике и направлены на решение задач внутри страны.
Экономическая функция - выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.
Экологическая функция - обеспечение благоприятного для жизни человека состояния окружающей среды и охрана природы.
Социальная функция - призвана обеспечить социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ.
Политическая функция - состоит в обеспечении политической стабильности, осуществлении властных полномочийю, выработке программно-стратегических целей и задач развития общества.
Культурная функция -направление деятельности государства по духовному, культурному развитию общества.
Внешние функции государства–реализуются в международном общении с другими государствами и международными организациями.
Оборона страны (а в мирное время – поддержание на должном уровне ее обороноспособности);
Обеспечение мира и международной безопасности (основным инструментом в этом остается ООН и ее Совет Безопасности)
Функция международного сотрудничества по самым разным вопросам. Кроме того, в качестве не только внутренних, но и внешних функций можно понимать и экологическую, экономическую функции и функцию защиты прав человека.
Законодательная функция -рождает нормативный акт, который содержит в себе правило поведения, регулирующее ту или иную сферу общественных отношений в пределах полномочий государства или его субъекта.
Функция контроля -предполагает проверку деятельности государственных органов и возможность применения санкций.
Исполнительно-распорядительная функция- Направлена на организацию исполнения законов. В необходимых случаях сопровождается принятием своих нормативных правовых актов в дозволенных законом рамках.
Надзорная функция - функция специальных государственных органов и их должностных лиц за соблюдением законов, иных нормативных правовых актов.
Судебная функция - направлена на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права.
81. Внутренние и внешние функции государства. Внешние функции: представительство национального государства в мировом сообществе, оборона страны от нападения извне, борьба за мир и мирное сосуществование государств мира, сотрудничество с зарубежными государствами в решении глобальных мировых проблем (экологических, энергетических, продовольственных и др.) сотрудничество с другими государствами, отвечающее национальным интересам страны.
Внешние функции: представительство национального государства в мировом сообществе, оборона страны от нападения извне, борьба за мир и мирное сосуществование государств мира, сотрудничество с зарубежными государствами в решении глобальных мировых проблем (экологических, энергетических, продовольственных и др.) сотрудничество с другими государствами, отвечающее национальным интересам страны.
82. Понятия «государственный аппарат» и «государственный механизм». Обусловленность структуры государственного аппарата функциями государства. Государственный орган, государственная организация, государственное учреждение.
Под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизмгосударства» включаются наряду с государственным аппаратом ещё игосударственные учреждения и организации).
Государственный орган — это составная , относительно самостоятельная часть аппарата государства, с установленной законом структурой, осуществляющая функции государства и наделённая для этого властными полномочиями
Государственная организация — организация, созданная для осуществления государством своих функций.
Госуда́рственное учрежде́ние — некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
83. Понятия «государственный аппарат» и «государственный механизм». Должностное лицо, государственный служащий. Государственная служба.
Государственный аппарат — это часть механизма государства, представляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти.
Государственный аппарат специально предназначается для осуществления государственной власти, на его структуру и принципы формирования оказывают влияние различные факторы экономического, политического, исторического, религиозного и иного характера, функциональные изменения с неизбежностью требуют преобразования государственного аппарата, появления новых органов государства.
Под государственным механизмом понимается вся структурно оформленная система государственных органов, учреждений и предприятий, с помощью которых государство воздействует на общественные процессы, решает свои задачи, реализует внутренние и внешние функции.
Должностное лицо - это физическое лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, либо лицо, уполномоченное в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, а также государственный служащий, имеющий право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных ему по службе.
Государственный служащий - это гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования.
Государственная служба – профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функции государственных органов.
Государственная служба организуется и осуществляется с учетом многообразия и специфики сфер и отраслей государственной деятельности, поэтому можно выделить несколько видов государственной службы.
В органах ветвей власти:
- служба в органах законодательной власти;
- служба в органах исполнительной власти;
- служба в органах судебной власти.