Понятие реализации права. Непосредственная реализация права: соблюдение, использование, исполнение права.
Реализация права – осуществление содержащихся в праве предписаний в правомерном поведении субъектов права.
Выделяют три формы непосредственной реализации права: соблюдение, исполнение, использование.
Соблюдение – такая форма реализации норм права, которая выражается в строгом выполнении субъектами права содержащихся в нормах запретов, т.е. в воздержании от совершения деяний запрещённых определённой нормой права.
Например – ст. 205 УК РБ Кража. Уголовным законодательством запрещено хищение имущества путём кражи. Данная норма будет реализовываться при соблюдении запрета.
Исполнение – такая форма реализации норм права, при которой субъекты права обязаны выполнять определённые в норме действия.
Например – Статья 53 Конституции Республики Беларусь–Каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц.
Использование – такая форма реализации норм права, которая выражается в исполнении субъектами права дозволенных действий, т.е использования какого-либо права.
Например – Статья 49 Конституции Республики Беларусь Каждый имеет право на образование.
Применение права как особая форма реализации права. Субъекты применения права. Специфика правоприменительной деятельности. Требования правильного применения права. Законность, обоснованность, справедливость, целесообразность. Осуществление его в установленном процессуальном законодательном порядке.
Правоприменение–это властная деятельность компетентных органов и должностных лиц по подготовке и принятию индивидуальных предписаний
Признаки правоприменения:
1.это властно-императивная форма реализации права
2.осуществляется компетентными, уполномоченными на то органами и должностными лицами.
3.носит процессуальный характер
4.состоит из ряда последовательных стадий, т.е. отличается стадийностью
5.имеет под собой соответствующие юридических основания
6.связано с вынесением правоприменительных актов.
7.является разовым и индивидуально определенным действием, касающимся персонифицированных субъектов
8.направлено на урегулирование конкретных ситуаций.
ПРИНЦИПЫ:
1) ОБОСНОВАННОСТЬ - это означает, что:
1. Должны быть выявлены все относящиеся к делу факты;
2. Такие факты должны быть тщательно и объективно изучены и признаны достоверными;
3. Все недоказанные и сомнительные факты не должны быть приняты во внимание и отвергнуты.
ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ в праве - это соответствие деятельности лиц в рамках закона конкретным условиям места и времени, наиболее целесообразное осуществление нормы в конкретной жизненной ситуации. Норма права в силу своего общего характера не может учесть все особенности каждого конкретного случая, но обычно дает возможность исполнителю учитывать их.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ - это требование к актам применения права, отражает идею о социальной справедливости общества, означает осознание правильности решения дела с точки зрения интересов народа и государства, убежденность лица применяющего права, а также окружающих в том, что принятое решение служит интересам общества, а также наиболее полно и последовательно отвечает потребностям и интересам отдельных граждан, их коллективов, предприятий, учреждений.
Основные стадии правоприменительной деятельности. Установление фактических обстоятельств дела. Выбор правовой нормы. Юридическая квалификация и доказывание. Принятие решения в правоприменительной деятельности. Доведение решения до сведения заинтересованных лиц.
Применение права – сложный процесс, состоящий из нескольких связанных друг с другом стадий.
Выделяют три стадии правоприменения:
1) установление фактических обстоятельств дела;
2) установление юридической основы дела;
3) принятие решения по делу и доведение до сведения заинтересованных лиц содержания принятого решения.
Первая стадия правоприменительного процесса состоит в установлении юридических фактов и юридических составов. В рамках этого этапа устанавливаются лишь те факты и обстоятельства, которые предусмотрены нормой права и являются юридически значимыми (правомерными или неправомерными).
Вторая стадия применения норм права – установление юридической основы дела – предусматривает поиск правоприменительным органом норм права, необходимых для разрешения дела.Нахождение норм права ведется от общего к частному, то есть вначале определяется отрасль прав, затем институт, а в рамках института уже устанавливаются конкретные нормативно-правовые предписания.
На третьей стадии процесс правоприменения завершается принятием и вынесением окончательного решения компетентным органом, должностным лицом.После вынесения решения его содержание доводится до сведения адресата правоприменителя, заинтересованных лиц и организаций, которым разъясняются порядок и последствия обжалования решений. Решение имеет общеобязательное значение и подлежит неукоснительному исполнению государственными органами, организациями, гражданами. После этого конкретное общественное отношение считается урегулированным.
40. Коллизии в законодательстве и способы их разрешения. Правило юридической силы. Правило специальности. Правило хронологии.
Юридические коллизии – это противоречия между правовыми актами, которые регулируют одни и те же общественные отношения.
Причины юридических коллизий могут быть:
1) объективными, одни нормы устаревают, а другие появляются, не всегда обязательно отменяя прежние и действуя зачастую одновременно с ними;
2) субъективными, которые, прежде всего, возникают из-за недостатка опыта законодателя, а также низкого качества законов, непоследовательной систематизации нормативных актов и др.
Для преодоления этих коллизий применяется специально разработанный юридический механизм, состоящий из трех правил, последовательно дополняющих друг друга:
Правило юридической силы: подлежит применению та норма права, которая содержится в акте с большей юридической силой.
Если коллизирующие нормы права содержатся в актах равной юридической силы, то применяется правило специальности, которое обязывает руководствоваться нормой, содержащиеся в акте, специально изданном для регулирования определенных общественных отношений.
Если коллизирующие нормы находятся в актах равной юридической силы, имеющих статус специального или общего акта по отношению к рассматриваемому вопросу, следует использовать правило хронологии. Подлежать применению будет норма акта, принятого хронологически более поздно. Т.е. более поздно принята та норма, которая содержится в более позднем акте законодательства, даже если этот акт законодательства всего лишь вносит изменения и дополнения в ранее принятый акт.