Реформы Шаха Аббаса I в Иране.
Аббас был третьим сыном и наследником Султан Мухаммад Шаха. Он взошёл на престол в мае 1587 года, приняв корону из рук старого и больного отца.Для начала Аббас укрепил свою власть. Он сместил кызылбашскую аристократию и выдвинул так называемую «новую аристократию», в которую вошли и состоящие на службе у иранцев грузины, армяне и черкесы.
Далее шах провёл военную реформу страны, которую непосредственно осуществлял Алаверди-хан, Военной реформе способствовало и то обстоятельство, что в 1598 году в Персию прибыло несколько англичан, стремившихся сговориться о союзе Персии и христианской Европы против Оттоманской империи. Глава английской миссии сэр Роберт Ширли оказался способным солдатом. Он остался на службе у шаха и помог вместе с братом Энтони построить новую армию Ирана.
Ранее персидская армия включала в себя только конницу тюркской кызылбашской знати, феодальные ополчения из крестьян и личный конный отряд шаха. Аббас же создал регулярную армию состоявшую из 120 тысяч воинов, укомплектованную в основном воспитанными в Иране и омусульманившимися грузинами и армянами, в которую вошли 20 тысяч стрелков с мушкетами, 12 тысяч конных гулямов из кавказцев, 12 тысяч артиллеристов и 500 пушек. Армия регулярно пополнялась рекрутами. Кызылбашская конница была сокращена с 60 000 до 30 000 воинов.
Аббас стал самым успешным правителем Сефевидов. Он отличался энергической деятельностью и политической прозорливостью, строил дороги и мосты, заботился об украшении городов, особенно Исфахана, куда он перенёс свою резиденцию из Казвина в 1592 году, и старался оживить торговлю с Индией и Европой.
Шах способствовал развитию торговли и ремёсел. Широкое развитие получили виноградарство, виноделие и шелководство, которым в основном занимались грузины, согнанные со своих обжитых мест и переселенные в Иран. В правление шах-Аббаса Иран превратился в сильное государство.
Помимо военной реформы, Аббас совершил попытку провести денежную реформу (1598), поскольку за 11 лет безвластия в Иране по стране начало хождение огромное количество валюты, не имевшей твердого курса. Аббас ввел монету «аббаси», достоинство которой равнялось одному мискалю [ 4, 67 гр.] серебра.
Войны с турками, не прекращавшиеся почти во всё продолжение царствования Аббаса, были тяжелы. После того, как в 1601 году перешли под власть шаха, часть Армении и Грузии, а также Ширван, он успешно отражал почти ежегодно повторявшиеся нападения турок на города Эривань и Тавриз, иногда вторгаясь в самую глубь турецких владений в Малой Азии. Между тем мирный договор между Ираном и Турцией был нарушен. В 1603 году Аббас I возобновил войну с османами. В первом же сражении турки потерпели поражение. Иранцы окружили Ереванскую крепость. В 1613 году Аббас I принудил большую часть Грузии и царства Кахетию и Карталинию признать над собой верховную власть Сефевидов. К христианам он проявлял более веротерпимости, чем к парсам и евреям, а суннитов преследовал огнём и мечом. При его блестящем дворе посланники Великого Могола и других восточных государей встречались с посланниками России, Франции, Англии, Испании и Нидерландов. В 1614—1617 годах турки возобновили свои вторжения в Иран, но без успеха. Потерпев особенно сильное поражение в 1618 году, они заключили в правление султана Османа II с шахом Аббасом Марандский мир, который был, однако, непродолжителен. Война возобновилась в 1622 году, но турки вели её так несчастливо, что в 1623 году даже Багдад был завоёван Аббасом. За год до этого (1622), при помощи англичан, Аббас отнял у португальцев остров Ормуз.
Аббас первым признал новую династию Романовых в России и выделил заём в размере 7 тысяч рублей. В 1625 году прислал в подарок реликвию, ризу Господню, и роскошный трон.
В годы своего правления шах Аббас построил в Гяндже Джума-мечеть и армянскую Церковь Всеспасителя (была разрушена в советское время). После покорения Тифлиса по его поручению в городе, напротив друг друга, были построены мечеть для мусульман и церковь для христиан. Для материального обеспечения этих храмов он приписал к ним по сорок лавок, а над входом в мечеть шах повелел надписать: «Прошу тех царей-магометан, которые после меня будут в этом городе властвовать, чтобы они защищали права соседней церкви». Над церковью же по его повелению была выгравирована надпись: «Прошу царей-христиан, которые здесь будут владычествовать, защищать из уважения ко мне права соседней мечети».
Владения династии Сефевидов простирались уже от Тигра до Инда, когда 19 января 1629 года Аббас умер в Казвине. Умертвив своего сына, он назначил наследником престола внука своего Сефи-Мирзу.
Хотя Аббас был государь деспотический, жестокий, нередко повиновавшийся только своим прихотям, иранцы считают его своим величайшим государем.