Периодизация средневековой истории Ирана
В результате ожесточенной 20-летней войны, к 652 году покоренная Персия вошла в состав халифата Омейядов.завоевания Омейядов (661–750 г.) (столица Дамаск, язык арабский, религия — суннизм).Завоевание Ирана арабами положило начало активному процессу исламизации, серьезно повлиявшему на всю персидскую культуру. Арабское влияние в исламский период истории Ирана способствовало расцвету в Иране медицины, философии, архитектуры, поэзии, каллиграфии и живописи. Представители персидской науки и культуры, в свою очередь, внесли значительный вклад в становление исламской цивилизации.
В середине VIII века власти Омейядов в халифате пришел конец. Семейство Аббасидов, Халифат Аббасидов (750-1258 г.)воспользовавшись недовольством новообращенных в ислам персов неравенством по отношению к арабской знати, подняли мятеж. В 750 г. их армия при поддержке шиитов под командованием персидского генерала Абу-Муслима смела Омейядов, почти полностью их уничтожив. новая династия, перенесшая столицу в Багдад и завершившая создание Арабского халифата, осталась в истории символом исламского единства. Благодаря политике Аббасидов персы-мусульмане получили равные с арабами права, что способствовало ускорению исламизации Ирана. Столицы Халифата Аббасидов — Анбар, Багдад, Самарра; язык арабский. Религия — ислам (суннизм и шиизм).уже к 875 году национальная независимость Ирана фактически была восстановлена за счет назначений на ключевые посты в государстве персов с достаточно широкими полномочиями.
Конфедерация амиратов Буидов (934-1062), в 970 году
В 934 году на северо-востоке Ирана развернулось восстание Буидов — новой династии из народности дейлемитов, населяющей горные районы иранского побережья Каспия. Три брата- воина, Имад ад-Даула, Хасан и Ахмад из семейства Буидов, претендующих на родство с шахами из иранской царской династии Сасанидов, в результате удачного для них стечения обстоятельств и благодаря настойчивости, политическим и военным талантам, сумели подчинить себе сперва иранскую провинцию Фарс, а затем дошли и до Багдада, фактически сделав Аббасидов своими вассалами, сохранив за ними лишь номинальную власть. Поскольку каждый из братьев вел боевые действия на своем «фронте», то и под управление каждому из них отошла соответствующая часть (эмират) нового государства — держава Буидов была конфедерацией. Каждый из эмиратов автономно и независимо управлялся амиром — князем. В то же время амиры по взаимному согласию признавали старшинство одного из них, амир-аль-умара — главного амира, иногда также именуемого в персидской сасанидской традиции шахиншахом — царем царей.
Конфедерация амиратов Буидов. Столицы Шираз, Рей, Багдад. Языки дейлемитский, персидский (государственный), арабский (религиозный). Основная религия — шиизм.
После 983 года династия Буидов постепенно утратила свое могущество из-за распрей потомков ее основателей, в результате чего Буиды в 1055 были смещены западными тюрками — сельджуками.Империя Сельджукидов (1037-1194) Сельджукиды, также как и Буиды, сохранили формальную власть аббасидских халифов. Сельджуам пришлась по душе персидская культура и традиции, что создало благодатную почву для развития тюрко-персидского искусства и литературы «под патронажем тюркский правителей». Персидский язык стал официальным на территории Ирана. Смешанные браки, в том числе и династические, широко практиковались при Сельджукидах, для закрепления межнациональных связей в империи, что приводило к частому наличию у правителей Ирана корней не только тюркских, но и армянских, грузинских и греческих. Столицы: Нишапур, Рей, Исфахпн, Хамадан, Мерв. Язык — огузский (тюркский) — династический и военный, персидский — официальный, арабский — религиозный. Религия — преимущественно суннизм.Символом национальной самоиндификации персов стал эпос Фирдуоси «Шахнаме» («Книга царей»), написанный на фарси в начале XI века. Поэма посвящена истории Ирана, объем ее превосходит «Одиссею» и «Иллиаду» вместе взятые.
С конца XI века правители тюркского Хорезма, расположенного к северо-востоку от Ирана в низовьях Амударьи, некогда входившего в империю Ахеменидов, с переменным успехом пытались освободиться от власти Сельджукидов, но лишь к 1196 году хорезмшаху (правителю Хорезма) Текешу удается окончательно разбить войска Сельджукидов и Аббасидов, завершив тем самым создание очередной могущественной империи, в состав в которой входит Иран — государство Хорезмшахов (1077-1231 гг.). Столицы — Гургандж, Самарканд, Газни, Тебриз. Языки — персидский, кыпчакский. Религия — суннизм.в 1218 Мухаммед II вступил в конфликт с Чингисханом, переоценив свои силы. В 1219 г. вторая волна смыла государство Хорзмшахов в небытие. Города Хорезма были снесены до основани.Месть Чингизхана была лютой даже по меркам его всегда жестоких походов. Сорок лет монгольского владычества — один из наиболее мрачных периодов в истории Ирана. Население страны за это время сократилось с 2,5 миллионов до 250 тысяч человек.
Монгольская империя: столицы — Каракорум, Ханбалык; языки — монгольский и тюркский), преимущественная религия — шаманизм (также популярны буддизм и христианство).Потомки Чингисхана, ильханы, управляли страной вплоть до середины XIV века (государство Хулагуидов, 1256-1353 гг.) Конец владычеству ильханов положил великий полководец и завоеватель Тимур, захватив Шираз и Исфахан к концу XIV века. Империя Тимуридов (1370-1422 г.)Много искусных иранских мастеров было вывезено Тимуром в его новую столицу – Самарканд, где они приняли активное участие в создании шедевров самаркандской архитектуры — Тимуриды, как и Сельджукиды, восхищались персидской культурой и благоволили ей. Государство Тимуридов: столица Самарканд, Герат; языки чагатайский (староузбекский), персидский.
Империя Сефевидов (1501 — 1736 г.)
Очередной подъем государственности Персии был осуществлен династией Сефевидов, происходящих из азербайджанских районов Ирана. При поддержке тюркских племен основатель династии Исмаил после ряда побед установил свою власть над всем Ираном и в 1502 провозгласил себя его шахом. Столицей был объявлен Тебриз, но позже она была перенесена в Казвин, а затем в Исфахан. Основой государственного строя становится исламский шиизм.
Максимальный расцвет империи Сефевидов наступил во время правления Аббаса I Великого (1587—1629 г.), сумевшего подчинить Афганистан, часть современного Пакистана, Закавказье, Междуречье, провинции Мазендеран и Гилян. Территория империи ограничивалась Тигром на западе и Индом на востоке. Благодаря новоприсоединенным территориям в стране начался новый виток экономического и культурного развития. Углубилась централизация, проведена удачная военная реформа — конница тюркской знати — кызылбашей («красноголовые» — носили тюрбаны с 12 красными полосами в память о 12 шиитских имамах, брили головы и бороды, оставляя чубы и длинные усы; азербайджаноязычные тюрки Ирана) заменена на регулярные части гулямов (выходцев с Кавказа, как правило — христиан и среднеазиатских тюрков), появились подразделения мушкетеров и артиллеристов. Аббас I построил грандиозную площадь Нагше-Джахан в Исфахане, украсив ее великолепными мечетями и дворцами.Однако взлет был недолгим, и после смерти Аббаса Великого империя заметно слабеет, свидетельством чего стали потери Багдада и Кандагара.
В начале XVI века Персия терпела поражение за поражением от османов и русских, теряя территории. По итогом русско-персидской войны 1722-123 годов Россия Петра I получила от персов Баку и Дербент.