В. Авторитарные политические режимы.
Политологам хорошо известно афористичное высказывание Джованни Сартори: «Авторитаризм —власть, не признающая сво-боды» («Демократическая теория»). Оно принципиально верно, хотя и заключает в себе очень широкое обобщение: при почти пол-ном сходстве тоталитарных режимов авторитаризм можно считать многоликим.
Линц определяет все разновидности режимов как авторитарные, если им присущи такие отличительные признаки:
1) ограниченный безответственный политический плюрализм;
2) отсутствие руководящей, четко разработанной идеологии;
3) отсутствие вцелом политической мобилизации и, соответственно, низкий уровень политического участия;
4) формально обозначенные и предсказуе-мые границы власти лидера/элиты.
Самый показательный элемент авторитаризма—ограниченный плюрализм. Его ограничение может происходить юридически или фактически, с большей или меньшей эффективностью, касаться ис-ключительно политических объединений или же групп интересов. Некоторые авторитарные режимы согласны даже на институциона-лизацию контролируемого сверху политического участия независи-мых групп и институтов, на существование символических партий, но и в таких случаях власть остается неподотчетной гражданам.
Для авторитарных режимов характерно сохранение гражданского общества либо некоторых значимых и довольно самостоятель-ных его сегментов. Однако их влияние на действия государства очень урезано, поскольку власть предпочитает опираться на саму себя. Тем самым государство не предоставляет гражданам возможности сколь-нибудь эффективного контроля над элитой. Но и надзор над населением нельзя считать тотальным, так как авторитарные струк-туры не стараются проникнуть во все сферы жизни общества. Поэтому решение многих социальных, религиозных, культурных и семейных вопросов остается за гражданами.
Не наивысшая — по сравнению с тоталитаризмом — степень ограничения плюрализма разрешает возникновение неких схем полу- и псевдооппозиций режиму в условиях яолусвободы. Если при тоталитаризме существует четкая граница между режимом и его противниками, то при авторитаризме положение оппозиции не определено, так как ее нелегальность (из-за отсутствия институци-онализации) вполне совмещается с терпимостью по отношению к ней со стороны правителей. Полуоппозиционные группы могут позволить себе частичную критику режима, одновременно признавая его традиционную легитимность либо социальную необходимость и стремясь к участию в действующей власти.
Вместе с тем, авторитарные режимы без колебаний применяют насилие против своих оппонентов и людей, представляющих прямую угрозу их существованию. Чтобы обезопасить систему правления, они могут вводить жесткую цензуру печати, запрещать партии, ужесточать правовую систему, манипулировать законами для преследования и наказания противников.
Политическая элита авторитарного режима — это разнородная группировка с ограниченным числом профессиональных политиков, выдвинутых — по принципу назначения или наследования — из бюрократии, армии, технократии, экономических, социальных (в узком смысле), религиозных и других групп интересов. Для устойчивости авторитаризма очень важна взаимная лояльность представителей правящей группировки, приписанных туда по корпоративному признаку различными кликами, равно как и сотрудничество данных клик — действительной опоры режима—между собой. При этом фигура главы авторитарного государства (даже диктатора) может быть чисто номинальной, «выставочной».
При отсутствии направляющей, четко сформулированной идеологии правящей элите неимоверно трудно мобилизовать массы, которые, следовательно, не могут идентифицировать себя с режимом. Всем видам авторитаризма присущи рост апатии, деполитизация и отчуждение от режима определенных социальных групп. Общество для авторитарных лидеров — это иерархическая организация, потому возможности контроля над покорными людьми и порядок в целом представляют для них большую ценность, чем свобода, базовый консенсус и вовлеченность граждан в политику, т.е. политизация.
В авторитарных условиях идеологию могут замещать религия, традиции, культура, которые не только наделяют определенной легитимностью лидера, но и служат ограничителями, пусть порой очень слабыми, его власти.
Но все же назвать авторитаризм полностью деидеологизированным режимом нельзя. Почти в каждой стране с такой формой правления существует некий идеологический суррогат или псевдоидеология, что в известной мере позволяет снимать утопические ожидания и возможные из-за них политические и социальные конфликты, которые иначе пришлось бы институционализировать (как в демократиях) либо подавлять (как при тоталитаризме).
Признак авторитарного режима, схожий с тоталитаризмом, — наличие единственной или какой-то привилегированной партии. Такая партия обычно создается сверху путем слияния различных компонентов (чаще всего корпоративного свойства, нечто вроде посланцев от клик), вследствие чего она не является столь единым, сильным и дисциплинированным институтом, как при тоталитаризме.
Мобилизация и не особо нужна авторитаризму, поскольку мобилизованные люди— при отсутствии четкой идеологической базы — способны когда-нибудь выступить против самого режима. Кроме того, эффективная политизация, проводимая одной партией, поставила бы под угрозу остальные составляющие ограниченного плюрализма (армию, клики как группы интересов и т.д.).
Авторитарные режимы с перечисленными выше общими признаками можно классифицировать по способу их установления (переворот, выборы и т.д.), по обоснованию прихода к власти правителей-автократов (охрана порядка, объединение страны, модернизация, свержение коррумпированных властей), по типу политической элиты (военный, однопартийный, религиозный, монархический, личная диктатура).