Внедрение риск-ориентированного подхода в осуществление государственного контроля
Для обеспечения высокого уровня качество и безопасности продукции подконтрольной Управлению Россельхознадзора, а также защиты правовых и экономических интересов Российской Федерации в развитии отечественного сельского хозяйства требуется усовершенствовать систему оценки рисков, возникающих при импорте/экспорте живых животных, продукции животного происхождения, лекарственных средств и кормов. Это необходимо осуществить исходя из требований:
- Международного права и обязательств России в ВТО;
- Международных стандартов, предусмотренных Кодексами МЭБ, Кодексом Алиметариус и Международной конвенцией по защите растений;
- Иных международных стандартов.
Кроме того, необходимо учитывать международный опыт создания и развития системы оценки рисков в тех странах, где достигнуты положительные результаты от внедрения инновационных разработок.
Вышесказанное предопределяет необходимость проведения исследований, ориентированных на всестороннюю оценку рисков. Для этого предлагается создать в Российской Федерации комплексную систему риск-ориентированного ветеринарного и фитосанитарного надзора, основанную на анализе рисков, в отношении поднадзорной Россельхознадзору продукции.
В качестве основных направлений оценки рисков можно выделить три:
- Научное обоснование риска – основанное на расчетах и методах, состоящее из следующих этапов: идентификация опасных факторов; определение характеристик опасных факторов; оценка экспозиции; определение характеристик рисков;
- Экономическое обоснование – основанное на расчетах последствий применения легитимных моделей минимизации негативных последствий по макро- и микропоказателям с учетом экспортно-импортной политики;
- Правовое обоснование – основанное на перечне легитимных мер, которые возможно принять компетентным органом с учетом требований международного права, международных стандартов, наднационального и национального законодательства, а также положительного опыта зарубежных стран по минимизации негативных последствий.
Анализ риска – процесс, состоящий из трех частей: оценки рисков, управления рисками и коммуникации рисков.
Алгоритм анализа рисков в рамках риск-ориентированного подхода включает:
Шаг 1. Оценка ветеринарных и фитосанитарных рисков: проводится в рамках 3-х научных центров (ФГБУ ВГНКИ, ВНИИЗЖ и ВНИИКР).
Цель: подготовка научного обоснования с научным прогнозом и перечня ветеринарных и/или фитосанитарных мер по минимизации негативных последствий.
Шаг 2. Оценка правовых рисков: проводится в рамках ЦАР.
Цель: подготовка легитимных моделей минимизации негативных последствий на основе правового анализа и сравнительного правоведения с учетом научного обоснования и прогноза.
Шаг 3. Управление экономическими рисками: проводится в рамках ЦАР.
Цель: определение экономической целесообразности (математико-экономический расчет) применения модели минимизации негативных последствий от риска.
Шаг 4. Управление правовыми рисками: проводится в рамках ЦАР.
Цель: определение основных направлений экономико-правового взаимодействия со всеми элементами анализа риска в целях содействия в применении мер компетентным органом по минимизации рисков с учетом экспортно-импортной политики.
Оценка рисков для риск-ориентированного подхода включает в себя:
- Идентификацию угроз, связанных с выявлением продукции, планируемой к ввозу или находящейся в обращении на территории Российской Федерации, не соответствующей нормам. Выявленные угрозы могут косвенно или явно указывать на нанесение вреда здоровью продуктивных и непродуктивных домашних животных, человека и экономические потери;
- Описание угроз – поиск информации, из зарубежных и отечественных СИМ и ИС Россельхознадзора, характеризующей выявленную угрозу, моделирование угрозы;
- Идентификацию рисков – заключение о наличии/отсутствии рисков в сфере обеспечения безопасности пищевой продукции в соответствии с имеющейся информацией о выявленной угрозе;
- Характеристика рисков – завершающий этап оценки риска, на котором синтезируются данные, полученные на предшествующих этапах исследований проводится расчет, моделирование и ранжирование рисков, обощение подготовленных информационно-аналитических материалов и подготовка заключения о значении выявленных рисков. Характеристика риска является связующим звеном между оценкой риска и управлением риском.
Управление риском – процесс, предусматривающий взвешивание альтернативных вариантов политики в ходе консультаций со всеми заинтересованными сторонами, учет результатов оценки рисков и иных факторов, имеющих значение для обеспечения оборота безопасной продукции на территории Российской Федерации и обеспечения добросовестной торговли, и, при необходимости выбор подходящих вариантов по предотвращению и контролю рисков.[32]
Основные направления управления рисками:
- меры Россельхознадзора: Запреты и ограничения, вводимые Россельхознадзором в сфере обеспечения безопасности пищевой продукции;
- формирование риск-ориентированного плана Государственного мониторинга, включая закупку оборудования и пр;
- план инспекций/аудита и иных действий по контролю и надзору.
Коммуникация рисков – совокупность методов, позволяющая адаптировать результаты анализа риска, выполненного экспертами, для соизмеримого восприятия обществом, социальными группами и лицами, принимающими решения (рисунок 21).
Рисунок 21 – Схема коммуникационного взаимодействия в рамках системы выявления и оценки рисков
Таможенные органы применяют систему управления рисками к товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, перемещаемым через государственную границу ЕАЭС с целью:
- обеспечение в пределах компетенции таможенных органов мер по защите национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровья человека, охране окружающей среды;
- выявление, прогнозирование и предотвращение нарушений таможенного законодательства ЕАЭС и (или) законодательства государств - членов ЕАЭС;
- ускорение проведения таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу.
В настоящее время проводится эксперимент по внедрению риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного ветеринарного контроля на примере водных биоресурсов. В рамках которого решение о пропуске груза и форме контроля будет зависеть от категории участника ВЭД (рисунок 22).
Решение о пропуске товаров с наименьшей степенью риска будут принимать таможенные органы, товарная партия с учетом кратности досмотра (6%) будет проходить документальный и физический контроль в пункте пропуска.
Решение о пропуске товаров с высокой степенью риска будут принимать инспекторы Россельхознадзора, товарная партия подвергается 100% досмотру, также предусмотрены досмотр и отбор проб для исследовании на СВХ.
Автоматическое категорирование участников ВЭД проводят на основе индивидуального расчета в баллах а, в целях публичного представления и собственно категорирования – в цветовых кодах для компаний, имеющих сходное количество баллов.
Рисунок 22 – Использование СУР в рамках ветеринарного контроля
Решение о пропуске товаров с высокой степенью риска будут принимать инспекторы Россельхознадзора, товарная партия подвергается 100% досмотру, также предусмотрены досмотр и отбор проб для исследовании на СВХ.
Автоматическое категорирование участников ВЭД проводят на основе индивидуального расчета в баллах а, в целях публичного представления и собственно категорирования – в цветовых кодах для компаний, имеющих сходное количество баллов.
Установление границы зон риска с учетом выявленных видов нарушений в отношении участников ВЭД.
Границы зон:
Синяя - сумма баллов больше 200, и за год было ввезено более 2 контейнеров или компания не была в предыдущие годы отнесена к иным (нежели синяя) категориям.
Иные критерии:
- участник ВЭД не находится в стадии ликвидации, реорганизации (кроме реорганизации в форме преобразования) либо банкротства;
- участник ВЭД впервые осуществил импорт подконтрольного товара не позднее, чем 2 года назад перед его категорированием;
- страна происхождения импортируемых данным участником ВЭД товаров является страной отправления для 90% контейнеров, импортированных в течение последних 6 месяцев;
- участник ВЭД не привлекался к административной ответственности за нарушение ветеринарного законодательства за 6 месяцев, предшествующих категорированию, или привлекался, но сумма наложенных штрафов не превысила 50 000 рублей;
- участник ВЭД не привлекался к административной ответственности за нарушение таможенного законодательства за 6 месяцев, предшествующих категорированию или сумма административной ответственности не превысила 500 000 тыс. руб.;
- наличие рекомендации для включения в Синюю зону от некоммерческого отраслевого объединения (ассоциации, партнерства, союза и иных некоммерческих объединений, объединяющих не менее 20% компаний в расчёте по объему ввоза в штуках контейнеров от общего количества ввезенного через участвующие пункты пропуска), оформленная в течение предшествующих 365 дней.
Зеленая – сумма баллов больше 100 и меньше 201, и за год было ввезено более 1 контейнера или компания не была в предыдущие годы отнесена к иным, нежели Синяя, Зеленая или Серая категориям.
Иные критерии:
- участник ВЭД не находится в стадии ликвидации, реорганизации (кроме реорганизации в форме преобразования) либо банкротства;
- участник ВЭД впервые осуществил импорт подконтрольного товара не позднее, чем 2 года назад перед его категорированием;
- страна происхождения импортируемых данным участником ВЭД товаров является страной отправления для 75% контейнеров, импортированных в течение 6 месяцев;
- участник ВЭД не привлекался к административной ответственности за нарушение ветеринарного законодательства за 6 месяцев, предшествующих категорированию или сумма административной ответственности не превысила 100 000 руб.;
- участник ВЭД не привлекался к административной ответственности за нарушение таможенного законодательства за 6 месяцев, предшествующих категорированию или сумма административной ответственности не превысила 1 млн. руб.;
- наличие рекомендации для включения в Синюю и/или Зеленую зону от некоммерческого отраслевого объединения (ассоциации, партнерства, союза и иных некоммерческих объединений, объединяющих не менее 15% компаний в расчёте по объему ввоза в штуках контейнеров от общего количества ввезенного через участвующие пункты пропуска), оформленная в течение предшествующих 365 дней.
Желтая – сумма баллов больше нуля и меньше 101, и за год было ввезено более 1 контейнера.
Иные критерии:
- участник ВЭД не находится в стадии ликвидации, реорганизации (кроме реорганизации в форме преобразования) либо банкротства;
- участник ВЭД не привлекался к административной ответственности за нарушение ветеринарного законодательства за 6 месяцев, предшествующих категорированию или сумма административной ответственности не превысила 200 000 руб.
Серая – ввезено не более одного контейнера за последние 365 дней, компания не была в предыдущие годы отнесена к иным категориям, сумма баллов может быть как отрицательной, так и положительной.
Иные критерии:
- участник ВЭД не находится в стадии ликвидации, реорганизации (кроме реорганизации в форме преобразования) либо банкротства;
- участник ВЭД не привлекался к административной ответственности за нарушение ветеринарного законодательства за 6 месяцев, предшествующих категорированию или сумма административной ответственности не превысила 200 000 руб.
Красная – сумма баллов < 0, иных критериев нет. К Красной категории относятся также все компании, не подходящие по вышеперечисленным критериям ни к одной из других категорий.
Классификация видов нарушений и количество отрицательных баллов представлены в Приложении Г.
Категорирование участников ВЭД осуществляется автоматически в системе ФГИС и АРГУС в автономном режиме.
Досмотр каждого контейнера на пункте пропуска производится только для компаний, с деятельностью которых связан наивысший уровень риска.
Для остальных контроль – выборочный и процент досматриваемых контейнеров тем меньше, чем меньше уровень риска.
Для указанных целей вводятся 5 категорий:
- Синяя – фактическому контролю в ПКВП подлежит 5% контейнеров/партий;
- Зелёная – фактическому контролю в ПКВП подлежит 10% контейнеров/партий;
- Желтая – фактическому контролю в ПКВП подлежит 35% контейнеров/партий;
- Серая – фактическому контролю в ПКВП подлежит 50% контейнеров/партий;
- Красная – фактическому контролю в ПКВП подлежит 100% контейнеров/партий.
В случае, если компания – импортер, отнесенная к синему или зеленому уровню, желает, она может обратиться в Россельхознадзор с выполненном на бланке организации заявлением по форме 2, подписанной руководителем компании или ее владельцем, заверенном печатью организации.
В этом случае Россельхознадзор уменьшает кратность фактического контроля в ПКВП в 5 раз (синие – 1%, зеленые – 2%) и, если сочтет необходимым, будет без предварительного уведомления осуществлять контроль после выпуска груза в месте его разгрузки, но не более, чем 4 (для синих) и 8% ввезенных контейнеров.
4.3 Автоматизация процессов оформления и учета документов фитосанитарного надзора – АРГУС
Учитывая направление развития средств информатизации деятельности в области ветеринарии и поставленную в Федеральном Законе «О ветеринарии» цель создания единой Федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии, Россельхознадзор выполняет практические шаги в данном направлении (рисунок 23).
Государственная информационная система создается в целях:
- обеспечения прослеживаемости подконтрольных товаров;
- оформления и выдачи ветеринарных сопроводительных документов;
- оформления разрешений на ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации и транзит через территорию Российской Федерации подконтрольных товаров;
- регистрации данных и результатов ветеринарно-санитарной экспертизы, лабораторных исследований и отбора проб для них;
- обеспечения иных направлений деятельности Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.
Оператором государственной информационной системы является Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор). Россельхознадзор осуществляет деятельность по созданию, развитию и эксплуатации, в том числе автоматизированный сбор, хранение, обработку, обобщение информации, содержащейся в ее базах данных, а также предоставление этой информации заинтересованным лицам.
Специальные информационные системы - это информационные системы, основной задачей которых является автоматизация определенного бизнес-процесса или группы сходных бизнес-процессов.
Автоматизированная система Аргус. Автоматизированная система для оформления разрешений и контроля перемещений поднадзорных грузов через государственную границу Российской Федерации и границу ЕАЭС.
Назначение автоматизированной системы «Аргус» автоматизация процесса рассмотрения заявок на ввоз, вывоз или транзит животных, продуктов и сырья животного происхождения, процесса выдачи разрешений или отказов.
Цели создания автоматизированной системы «Аргус»:
- автоматизация рассмотрения заявок и выдачи разрешений или отказов на ввоз, вывоз и транзит подконтрольных госветнадзору грузов через территорию РФ.
- учет фактически ввезенного груза на территорию РФ: объем, вид продукции и транспорта, и т.д.
- учет фактического поступления груза на МПП, холодильник или склад.
- ввод и хранение информации о результатах ветеринарных исследований проб ввозимой продукции.
- отслеживание маршрута движения груза по территории РФ от одной фирмы к другой.
- снижение трудовых, материальных и финансовых затрат на оформление документов.
- минимизация человеческих ошибок при отправке электронных писем, факсов и т.д.
- создание электронного архива документов для быстрого поиска и анализа информации и уменьшение бумажного документооборота.
- формирование отчетов и анализ статистической информации о грузах, подконтрольных госветнадзору.
На данный момент система «Аргус» реализована только в виде веб-приложения, т.е. для работы с ней необходим доступ к сети Интернет. Работа осуществляется с помощью обычного веб-обозревателя (браузера), например Mozilla Firefox, Internet Explorer и др. Таким образом, пользователю ничего не нужно устанавливать на своем рабочем месте для работы в автоматизированной системе «Аргус».
Для входа в нужную подсистему пользователь должен набрать в адресной строке браузера адрес и пройти процедуру аутентификации. Для этого он должен ввести свои имя пользователя и пароль, выданные ему при регистрации в системе.
Обучение могут пройти как сотрудники ветеринарных служб, так и хозяйствующих субъектов.
Рисунок 23 – Отображение и учет проведенных работ в информационных системах Россельхознадзора.
Назначение автоматизированной системы «Меркурий» электронная сертификация поднадзорных грузов.
Общая структура автоматизированной системы «Меркурий» состоит из следующих подсистем:
- Подсистема Склад Временного Хранения.
- Подсистема Государственная Ветеринарная Экспертиза.
На данный момент система «Меркурий» реализована только в виде веб-приложения, т.е. для работы с ней необходим доступ к сети Интернет. Работа осуществляется с помощью обычного веб-обозревателя (браузера), например Mozilla Firefox, Internet Explorer и др. Таким образом, пользователю ничего не нужно устанавливать на своем рабочем месте для работы в автоматизированной системе «Меркурий».
Для входа в нужную подсистему пользователь должен набрать в адресной строке браузера адрес и пройти процедуру аутентификации. Для этого он должен ввести свои имя пользователя и пароль, выданные ему при регистрации в системе.
Для получения доступа к автоматизированной системе «Меркурий» сотрудникам Россельхознадзора, подведомственных учреждений и ветеринарных служб субъектов РФ необходимо предоставить следующую информацию:
- ФИО полностью;
- наименование СВХ или ЗТК;
- должность;
- контактный телефон;
- личный адрес электронной почты (на него будут высланы реквизиты доступа).[43;49]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящей работе были рассмотрены теоретические и практические аспекты ветеринарного и фитосанитарного контроля товаров, перемещаемых через государственную границу ЕАЭС. Проанализирована деятельность Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю. Выявлены перспективные направления совершенствования ветеринарного и фитосанитарного контроля.
Считаем целесообразным представить следующие результаты:
1. Федеральным законом от 28.12.2010 г. № 394-ФЗ регламентирована передача таможенным органам функций иных контролирующих органов в пунктах пропуска через государственную границу, таких как:
- операции по документальному санитарно-карантинному контролю;
- операции по документальному карантинному фитосанитарному контролю;
- операции по документальному ветеринарному контролю.
2. В Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю, попадают такие группы как живые животные, мясные и рыбные продукты, растительная продукция, продукты переработки ресурсов.
Первичный ветеринарный контроль (надзор) предусматривает проведение следующих контрольных мероприятий: получение разрешения на ввоз продукции, получение ветеринарного удостоверения, получение заключения о соответствии обследуемого объекта, проведение ветеринарного осмотра и подача декларации.
3. В перечне подкарантинной продукции, подлежащей карантинному фитосанитарному контролю, выделяют группы с высоким фитосанитарным риском (подлежит обязательному сопровождению фитосанитарным сертификатом) и низким фитосанитарным риском.
Первичный карантинный фитосанитарный контроль (надзор)
предусматривает проведение следующих контрольных мероприятий: документарная проверка, осмотр транспортных средств, осмотр или досмотр подкарантинной продукции, досмотр подкарантинной продукции – после проведения обеззараживания подкарантинной продукции, если решение об обеззараживании подкарантинной продукции было принято должностным лицом уполномоченного органа по результатам ее осмотра или досмотра.
4. Фактический ветеринарный и фитосанитарный контроль, проводимый должностными лицами Россельхознадзора, включает оформление разрешительных документов на ввоз/вывоз/транзит; проверка соответствия требованиям законодательства ЕАЭС; охрана от заноса заразных болезней и вредных организмов животных и растений; контроль за перемещением продукции.
5. На территории Красноярского края ветеринарный и фитосанитарный надзор за безопасностью продукции животного и растительного происхождения при ее транспортировке осуществляется в 2 пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации: аэропорту «Красноярск» (Емельяново), морском порту «Дудинка» и СВХ ООО «Сибирь Карго Сервис». Управлением Россельхознадзора по Красноярскому краю данные функции реализуются отделом пограничного ветеринарного контроля на государственной границе РФ и транспорте и отделом надзора по карантину растений.
6. Надзор за обеспечением безопасности подконтрольной продукции животного происхождения осуществляется в рамках: проведения контроля при поступлении поднадзорных грузов на территорию края из иностранных государств и других субъектов Российской Федерации; исполнения плана государственного мониторинга качества и безопасности пищевой продукции; мониторинга оборота санкционной продукции.
Например, в 2016 г. в результате проведенных мероприятий приостановлен оборот 9696,7 т продукции. Основные причины – отсутствие сопроводительных документов, маркировки изготовителя, истечение сроков хранения, годности, нарушение температурных режимов при перевозке продукции и т.д. По результатам проведенных экспертиз и лабораторных исследований изменен порядок дальнейшего использования 31,2 т продукции, из них направлено: на промышленную переработку – 21,46 т; в корм животным – 1,22 т; уничтожено – 8,6 т.
7. Пограничный ветеринарный контроль на государственной границе Российской Федерации и транспорте осуществляется с применением автоматических систем Управления Россельхознадзора – Аргус и Меркурий.
В 2015 г. в АС «Аргус» внесено 132 учетных записи, в АС «Меркурий» оформлено 26 ветеринарных сертификатов. В 2016 г. по результатам ветеринарного контроля при экспортно-импортных операциях в местах таможенного оформления на подконтрольные грузы выдано 118 ветеринарных сертификатов.
В сфере пограничного ветеринарного контроля на государственной границе Российской Федерации и транспорте проконтролировано за 2016 г. 210 тыс. т грузов, за 1 квартал 2017 г. – 71 425,5 тыс. т грузов. Приостановлен оборот более 9,7 тыс. т продукции животного происхождения, не соответствующей ветеринарно-санитарным требованиям, в том числе 7 тыс. т рыбы, поступившей на территорию края с нарушением температурного режима при транспортировке. За 1 квартал 2017 г. эти цифры составили более 895 т и 693,8 т соответственно.
В 2016 г. в пункте пропуска международного аэропорта «Красноярск» (Емельяново) проконтролировано 1 121 международных рейсов, изъято и уничтожено под контролем должностных лиц Управления и Красноярской таможни 1,1 т мясной и молочной продукции, незаконно ввезенной в ручной клади и багаже пассажирами, прибывшими из Республик Таджикистан, Узбекистан, КНР. В 2015 г. эти цифры составляли 1 528 международных рейсов и 2 т продукции. Список стран дополнительно включал Кыргызстан, Азербайджан.
Выявлено 1498 нарушений требований законодательства в сфере ветеринарии, возбуждено 1376 административных дел, в том числе 122 административных дела за нарушение требований технических регламентов.
8. В целях предупреждения распространения карантинных вредителей, болезней и семян сорных растений за 2016 г. при обороте подкарантинной продукции досмотрено около 774 тыс. т продукции растительного происхождения, 12,3 млн. шт. посадочного и семенного материала, срезов цветов, горшечных растений и прочих подконтрольных грузов, а также 6,6 млн. м3 лесоматериалов. Специалистами ФГБУ «Красноярский референтный центр Россельхознадзора» выдано 23069 заключений о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции.
В 2016 г. приостановлен вывоз 13126,12 м3 зараженной карантинными вредителями лесопродукции, что на 7610,2 м3 выше аналогичного периода прошлого года.
В ходе государственного карантинного фитосанитарного контроля подкарантинной продукции, поступившей из стран ЕАЭС в 2016 г. досмотрено 42 807,84 т, проконтролировано 337 железнодорожных вагонов, 1 067 грузовых автомобилей. При контроле продукции выявлено 150 нарушений, а также два случая ввоза зараженной продукции (семена и свежие персики).
Проведено 259 рейдовых мероприятий по выявлению запрещенной к ввозу продукции, задержано и уничтожено 10,49815 т подкарантинной продукции.
Оформлено более 100 тыс. сертификатов.
9. В пунктах пропуска через государственную границу РФ и складах временного хранения в 2016 г. проконтролировано 1022 самолета (1 583 в 2015 г.), 177 железнодорожных вагона (242 в 2015 г.), 6 контейнеров, 988 грузовых автомобилей (186 в 2015 г.), прибывающих из стран дальнего и ближнего зарубежья.
В воздушном пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации «Красноярск» (Емельяново) – 153,2 т подкарантинной продукции, как в коммерческих партиях, так и в ручной клади и багаже пассажиров. Выявлен 121 случай ввоза на территорию края зараженной подкарантинной продукции. В сравнении в 2015 г. досмотрено 253,544 тыс. мест багажа и ручной клади пассажиров, 189,512 т продукции растительного происхождения, 18,76 млн. шт. срезов цветов и горшечных растений. Выявлено 180 случаев заражений.
В морском порту Дудинка досмотрено 25 судов (38 в 2015 г.), осуществляющих вывоз грузов с использованием древесных крепежных материалов.
Во исполнение указания Россельхознадзора о недопущении ввоза подкарантинной продукции в ручной клади и багаже пассажиров, следующих из Азербайджанской Республики, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан, задержано и уничтожено по заявлению владельцев 9 т (23,6 т в 2015 г.) и 655 шт. (274 шт. в 2015 г.) различной подкарантинной продукции.
10. Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 212 ФЗ «О свободном порте Владивосток» предусмотрено наделение таможенных органов полномочий по осуществлению в пунктах пропуска ветеринарного контроля за поступающими коммерческими партиями подконтрольной Управлению Россельхознадзора продукции.
Пограничный ветеринарный контроль осуществляется специалистами Россельхознадзора, которые проводят физический ветеринарного контроль, а документальный контроль – таможенные органы. При этом решение о направление груза на физический досмотр принимают уполномоченные лица таможенной службы.
Статистика показала, что решение о досмотре товаров, для проведения физического контроля, Россельхознадзором принимается лишь в 5% случаев, с учетом 100% досмотра всех перемещаемых через пункт пропуска животных.
Несмотря на наделение таможенных органов полномочиями по принятию решения о пропуске ветеринарной продукции, до 86 % решений по таким грузам было принято инспекторами Россельхознадзора. Таким образом, таможенные органы снимали с себя ответственность за принятие такого решения, и большую часть ввозимой подконтрольной продукции направляли инспекторам Россельхознадзора.
Таким образом, эффективность деятельности ФТС России в сфере ветеринарного контроля в настоящее время остается крайне низкой, что многократно увеличивает риски заноса эпизоотий в страну, и ставит под сомнение качество, и безопасность ввозимой подконтрольной Управлению Россельхознадзора продукции.
11. В рамках проводимой Правительством Российской Федерации реформы по совершенствованию контрольной деятельности в 2016 г. Россельхознадзор выступал с предложениями о необходимости:
- закрепление за Росссельхознадзором всего объема полномочий по обеспечению ветеринарного контроля при трансграничном перемещении подконтрольных товаров в специализированных пунктах пропуска;
- наделение ФТС России полномочиями по контролю за подконтрольными товарами, ввозимыми физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд в не специализированных пунктах пропуска.
12. В качестве перспективных направлений совершенствования пограничного ветеринарного и фитосанитарного надзора следует выделить:
- использование системы управления рисками при проведении ветеринарного контроля;
- внедрение АС «Аргус» для оформления разрешений и контроля перемещений поднадзорных грузов через государственную границу Российской Федерации и границу ЕАЭС.
Таким образом, вышесказанное свидетельствует о необходимости ветеринарного и фитосанитарного контроля в связи с увеличением товарного потока из стран ближнего зарубежья и наложенных санкций из-за межгосударственной политической обстановки.