Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречия.
Право – это система общеобязательных формально-определенных создаваемых или санкционируемых государством и им обеспеченных юридических норм, регулирующих поведение людей.
Мораль — это система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого и т.п.
Общие черты между правом и моралью (взаимодействие):
1. представляют собой разновидность социальных норм
2. право и мораль преследуют одну и ту же цель и задачи – упорядочение и совершенствование общественной жизни
3. у права и морали один и тот же объект регулирования -общественные отношения
4. определяют границы возможного и должного поведения субъектов
5. право и мораль выступают в качестве культурно – исторических ценностей и играют как воспитательную, так и социально – ориентирующую функции
6. являются надстроечными категориями и соответствуют одному экономическому базису и являются социально – однотипными
7. выражают единство личных и общественных интересов, служат их гармонизации.
Различия между правом и моралью:
1. по способам их установления и формирования.
• Правовые нормы устанавливаются либо санкционируются государством,
• нормы морали возникают в процессе жизнедеятельности людей, создаются общественным мнением.
2. Право и мораль различаются по методам их обеспечения.
• право обеспечивается государством,
• а нарушение норм морали не влечет за собой вмешательства государства и его органов, при нарушении морали реагирует общество, складывается определенное общественное мнение.
3. Право едино для всего общества, мораль неоднородна. Она носит дифференцированный характер и зависит от характера социальных групп, к которым принадлежит: классов, наций, коллективов, религиозных конфессий и др.
4. Право и мораль различаются по форме их выражения.
• Право носит писаный характер. Юридические нормы закрепляются в НПА.
• нормы морали не закреплены в письменных актах, возникают и существуют в сознании людей.
5. Право и мораль различаются по характеру и способам их воздействия на поведение людей.
• право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей (правомерного и неправомерного, законного и незаконного),
• мораль подходит к человеческим поступкам с позиции добра и зла, чести и бесчестия, нравственности и безнравственности.
6. Право и мораль различаются по характеру и порядку ответственности за их нарушение.
- Противоправные действия влекут за собой реакцию государства (юридическая ответственность).
- Иной характер носит воздаяние за нарушение нравственных норм – четкой процедуры нет, замечание, нарекание и т.д.
7. Право и мораль различаются по уровню требований, предъявляемых к поведению человека (эти требования выше у морали). Право наказывает наиболее злостные и опасные для общества проступки.
8. Право и мораль различаются по сферам действия – действие морали шире, чем действие права, ибо мораль охватывает все общество, все социальные институты, а право регулирует наиболее важные области общественной жизни: собственность, власть, труд, правосудие, управление и т.д. Все, что регулируется правом, регулируется моралью, но не все, что регулируется моралью, регулируется правом.
9. Мораль является одной из форм общественного сознания наряду с политикой, искусством, религией и др. Формой общественного сознания является правосознание, а право – это система юридических норм, это инструмент воздействия на общество.
10. У них разные исторические судьбы. Мораль появилась значительно раньше права.
Взаимодействие права и морали.
Определяя поведение человека, право и мораль активно взаимодействую друг с другом, обеспечивая воспитание у него гражданских качеств и поддерживая надлежащую реализацию норм.
Мораль составляет нравственную основу действующего права. В свою очередь, право влияет на формирование, развитие и защиту моральных
норм.
Противоречия между нормами права и морали вызываются:
• возможным несовпадением интересов общества и государства;
• некритическим копированием законодателем зарубежных стандартов;
• единством права и разнородностью морали;
• динамичностью морали и консерватизмом права, не успевающим за
изменениями общественной жизни;
• разницей критериев оценки поведения субъектов;
• несовпадением уровня требований и т.д.