Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречия.

Право – это система общеобязательных формально-определенных создаваемых или санкционируемых государством и им обеспеченных юридических норм, регулирующих поведение людей.

Мораль — это система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого и т.п.

Общие черты между правом и моралью (взаимодействие):

1. представляют собой разновидность социальных норм

2. право и мораль преследуют одну и ту же цель и задачи – упорядочение и совершенствование общественной жизни

3. у права и морали один и тот же объект регулирования -общественные отношения

4. определяют границы возможного и должного поведения субъектов

5. право и мораль выступают в качестве культурно – исторических ценностей и играют как воспитательную, так и социально – ориентирующую функции

6. являются надстроечными категориями и соответствуют одному экономическому базису и являются социально – однотипными

7. выражают единство личных и общественных интересов, служат их гармонизации.

Различия между правом и моралью:

1. по способам их установления и формирования.

• Правовые нормы устанавливаются либо санкционируются государством,

• нормы морали возникают в процессе жизнедеятельности людей, создаются общественным мнением.

2. Право и мораль различаются по методам их обеспечения.

• право обеспечивается государством,

• а нарушение норм морали не влечет за собой вмешательства государства и его органов, при нарушении морали реагирует общество, складывается определенное общественное мнение.

3. Право едино для всего общества, мораль неоднородна. Она носит дифференцированный характер и зависит от характера социальных групп, к которым принадлежит: классов, наций, коллективов, религиозных конфессий и др.

4. Право и мораль различаются по форме их выражения.

• Право носит писаный характер. Юридические нормы закрепляются в НПА.

• нормы морали не закреплены в письменных актах, возникают и существуют в сознании людей.

5. Право и мораль различаются по характеру и способам их воздействия на поведение людей.

• право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей (правомерного и неправомерного, законного и незаконного),

• мораль подходит к человеческим поступкам с позиции добра и зла, чести и бесчестия, нравственности и безнравственности.

6. Право и мораль различаются по характеру и порядку ответственности за их нарушение.

- Противоправные действия влекут за собой реакцию государства (юридическая ответственность).

- Иной характер носит воздаяние за нарушение нравственных норм – четкой процедуры нет, замечание, нарекание и т.д.

7. Право и мораль различаются по уровню требований, предъявляемых к поведению человека (эти требования выше у морали). Право наказывает наиболее злостные и опасные для общества проступки.

8. Право и мораль различаются по сферам действия – действие морали шире, чем действие права, ибо мораль охватывает все общество, все социальные институты, а право регулирует наиболее важные области общественной жизни: собственность, власть, труд, правосудие, управление и т.д. Все, что регулируется правом, регулируется моралью, но не все, что регулируется моралью, регулируется правом.

9. Мораль является одной из форм общественного сознания наряду с политикой, искусством, религией и др. Формой общественного сознания является правосознание, а право – это система юридических норм, это инструмент воздействия на общество.

10. У них разные исторические судьбы. Мораль появилась значительно раньше права.

Взаимодействие права и морали.

Определяя поведение человека, право и мораль активно взаимодействую друг с другом, обеспечивая воспитание у него гражданских качеств и поддерживая надлежащую реализацию норм.

Мораль составляет нравственную основу действующего права. В свою очередь, право влияет на формирование, развитие и защиту моральных

норм.

Противоречия между нормами права и морали вызываются:

• возможным несовпадением интересов общества и государства;

• некритическим копированием законодателем зарубежных стандартов;

• единством права и разнородностью морали;

• динамичностью морали и консерватизмом права, не успевающим за

изменениями общественной жизни;

• разницей критериев оценки поведения субъектов;

• несовпадением уровня требований и т.д.

Наши рекомендации