Форма государственного устройства: понятие и виды.

Форма государственного устройства выражается в политико-

территориальном устройстве государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между составляющими его территориальными частями, между центральными и местными органами государственной власти.

По форме государственного устройства государства делятся на простые (унитарные) и сложные (федерация).

Унитарные — единые, централизованные государства, состоящие из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками суверенитета не обладают (Франция, Финляндия, Норвегия и др.).

Признаки унитарного государства:

1) это единое, суверенное государство, территория которого лишь для удобства управления поделена на аминистративные единицы, не обладающие

политической самостоятельностью;

2) с единым, централизованным государственным аппаратом, возглавляемым общими для всей страны высшими органами государственной власти;

3) с единым гражданством;

4) с единой законодательной системой;

5) с одноканальной системой взымания налогов.

В зависимости от способов контроля центральной власти, унитарные государства делятся на централизованные и децентрализованные. В централизованных на места назначаются представители центра.

В децентрализованных избираются органы местного самоуправления.

Сложные — это такие государства, которые состоят из государственных образований, пользующихся той или иной степенью государственного суверенитета.

Федерация — Это союзное государство, территория которого состоит из территорий некогда суверенных государств, обладающих в рамках федерации не только хозяйственной, но и некоторой политической самостоятельностью. (РФ, США, ФРГ.).

Признаки федеративного государства:

1. Наличие двух уровней государственного аппарата (общефедеральный и аппарат субъекта федерации). Союзный парламент имеет двухпалатную структуру, верхняя палата которого представляет интересы субъектов федерации.

2. Граждане федеративного государства, иногда обладают двойным гражданством.

3. Наряду с общефедеральным законодательством каждый субъект федерации имеет свою законодательную систему, которая возглавляется или конституцией, или уставом.

4. как правило создается 2х-палатный парламент.

5. Двухканальная система налогов (для федерального центра и для субъекта

федерации).

Виды федерации:

1. В зависимости от принципа формирования субъектов:

а) территориальная (по территории: США, Германия)

б) национальная (по нациям: Бельгия).

в) смешанная (Россия).

2. По юридической основе:

а) договорная (на основе договора), при этом у субъектов сохраняется

максимум полномочий;

б) конституционная (на основе конституции).

3. По равенству статусов:

а) симметричная (у всех субъектов статус одинаков).

б) асимметричная (у субъектов разный статус).

Независимо от формы государственного устройства территория

государства делится на административно-территориальные единицы. Это деление

осуществляется на основе экономического (компактное расположение

производственных, географических, людских ресурсов), национального

(недопустимость разделения одного народа разными административно-

территориальными единицами) и политического (близость органов власти и

управления к населению) принципов.

Политический режим: понятие и виды.

Политический режим — это совокупность средств и способов осуществления государственной власти.

Различают антидемократические и демократические государственно-правовые режимы.

Антидемократические режимы

имеют следующие отличия:

- народ при таких режимах фактически отстраняется от формирования

государственной власти и контроля за ее деятельностью;

- вся полнота власти концентрируется в руках правящей элиты;

- устраняется оппозиция (иногда формально разрешается деятельность

близких по духу, родственных политических партий и профсоюзов);

- решения центральной власти во многом основываются на самостоятельно установленных полномочиях и реализуются при широкомасштабном использовании насилия, при опоре на военно-полицейский аппарат, устанавливается полное преимущество государства над правом;

- личность лишена надлежащих гарантий своей безопасности, она с трудом

может реально пользоваться общедемократическими свободами, даже если они

формально провозглашены, устанавливается полный приоритет интересов

государства над гражданином.

Тоталитарный режимхарактеризуют такие особенности:

- существование одной официальной идеологии, формируемой правящей

партией, возглавляемой вождем;

- сращивание правящей партии с государственным аппаратом, абсолютная концентрация власти, объединяющая и законодательную, и исполнительную власти в одном органе;

- крайний централизм в управлении, обеспечивающий контроль над всеми сферами общественной и частной жизни граждан. Действует принцип:«Запрещено все, кроме предписанного»;

Специфику тоталитарного режима определяет лежащая в его основе тоталитарная идея.

Авторитарный режимкак способ правления с ограниченным плюрализмом устанавливается в периоды кризисного состояния общества, связанного с коренными изменениями исторически сложившегося уклада общественной

жизни.

Данный режим предполагает общепризнанную, но не ограниченную правом власть одного лица или группы лиц допускающих лишь формальное проявление демократии (конкурентности при выборах с предсказуемым результатом, показное разделение властей, формальное народовластие при отсутствии у граждан реальных возможностей

повлиять на содержание наиболее важных законов).

При конституционно-авторитарном режимеограничения демократии получают законодательное закрепление в конституции, которая лишь формально провозглашает весьма ограниченные права и свободы граждан.

Переходные и чрезвычайные режимы, имея авторитарную или демократическую направленность, как правило, носят временный характер. Они формируются в результате победы радикальных оппозиционных сил или при стихийных экологических, социальных и иных потрясениях, угрожающих нормальному функционированию государств, безопасности его граждан.

Демократические режимы имеют следующие отличия:

- народ, будучи источником власти, самостоятельно формирует

представительные органы власти, активно участвует в управлении обществом,

контролируя деятельность исполнительного аппарата;

- управление общественными делами осуществляется на основе принципа

разделения властей;

- обеспечивается идеологический и политический плюрализм;

- примат права над государством;

- государство не только провозглашает, но и фактически обеспечивает,

гарантирует общедемократические права и свободы, равный статус

многообразных форм собственности.

Наши рекомендации