Форма государственного устройства: понятие и виды.
Форма государственного устройства выражается в политико-
территориальном устройстве государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между составляющими его территориальными частями, между центральными и местными органами государственной власти.
По форме государственного устройства государства делятся на простые (унитарные) и сложные (федерация).
Унитарные — единые, централизованные государства, состоящие из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками суверенитета не обладают (Франция, Финляндия, Норвегия и др.).
Признаки унитарного государства:
1) это единое, суверенное государство, территория которого лишь для удобства управления поделена на аминистративные единицы, не обладающие
политической самостоятельностью;
2) с единым, централизованным государственным аппаратом, возглавляемым общими для всей страны высшими органами государственной власти;
3) с единым гражданством;
4) с единой законодательной системой;
5) с одноканальной системой взымания налогов.
В зависимости от способов контроля центральной власти, унитарные государства делятся на централизованные и децентрализованные. В централизованных на места назначаются представители центра.
В децентрализованных избираются органы местного самоуправления.
Сложные — это такие государства, которые состоят из государственных образований, пользующихся той или иной степенью государственного суверенитета.
Федерация — Это союзное государство, территория которого состоит из территорий некогда суверенных государств, обладающих в рамках федерации не только хозяйственной, но и некоторой политической самостоятельностью. (РФ, США, ФРГ.).
Признаки федеративного государства:
1. Наличие двух уровней государственного аппарата (общефедеральный и аппарат субъекта федерации). Союзный парламент имеет двухпалатную структуру, верхняя палата которого представляет интересы субъектов федерации.
2. Граждане федеративного государства, иногда обладают двойным гражданством.
3. Наряду с общефедеральным законодательством каждый субъект федерации имеет свою законодательную систему, которая возглавляется или конституцией, или уставом.
4. как правило создается 2х-палатный парламент.
5. Двухканальная система налогов (для федерального центра и для субъекта
федерации).
Виды федерации:
1. В зависимости от принципа формирования субъектов:
а) территориальная (по территории: США, Германия)
б) национальная (по нациям: Бельгия).
в) смешанная (Россия).
2. По юридической основе:
а) договорная (на основе договора), при этом у субъектов сохраняется
максимум полномочий;
б) конституционная (на основе конституции).
3. По равенству статусов:
а) симметричная (у всех субъектов статус одинаков).
б) асимметричная (у субъектов разный статус).
Независимо от формы государственного устройства территория
государства делится на административно-территориальные единицы. Это деление
осуществляется на основе экономического (компактное расположение
производственных, географических, людских ресурсов), национального
(недопустимость разделения одного народа разными административно-
территориальными единицами) и политического (близость органов власти и
управления к населению) принципов.
Политический режим: понятие и виды.
Политический режим — это совокупность средств и способов осуществления государственной власти.
Различают антидемократические и демократические государственно-правовые режимы.
Антидемократические режимы
имеют следующие отличия:
- народ при таких режимах фактически отстраняется от формирования
государственной власти и контроля за ее деятельностью;
- вся полнота власти концентрируется в руках правящей элиты;
- устраняется оппозиция (иногда формально разрешается деятельность
близких по духу, родственных политических партий и профсоюзов);
- решения центральной власти во многом основываются на самостоятельно установленных полномочиях и реализуются при широкомасштабном использовании насилия, при опоре на военно-полицейский аппарат, устанавливается полное преимущество государства над правом;
- личность лишена надлежащих гарантий своей безопасности, она с трудом
может реально пользоваться общедемократическими свободами, даже если они
формально провозглашены, устанавливается полный приоритет интересов
государства над гражданином.
Тоталитарный режимхарактеризуют такие особенности:
- существование одной официальной идеологии, формируемой правящей
партией, возглавляемой вождем;
- сращивание правящей партии с государственным аппаратом, абсолютная концентрация власти, объединяющая и законодательную, и исполнительную власти в одном органе;
- крайний централизм в управлении, обеспечивающий контроль над всеми сферами общественной и частной жизни граждан. Действует принцип:«Запрещено все, кроме предписанного»;
Специфику тоталитарного режима определяет лежащая в его основе тоталитарная идея.
Авторитарный режимкак способ правления с ограниченным плюрализмом устанавливается в периоды кризисного состояния общества, связанного с коренными изменениями исторически сложившегося уклада общественной
жизни.
Данный режим предполагает общепризнанную, но не ограниченную правом власть одного лица или группы лиц допускающих лишь формальное проявление демократии (конкурентности при выборах с предсказуемым результатом, показное разделение властей, формальное народовластие при отсутствии у граждан реальных возможностей
повлиять на содержание наиболее важных законов).
При конституционно-авторитарном режимеограничения демократии получают законодательное закрепление в конституции, которая лишь формально провозглашает весьма ограниченные права и свободы граждан.
Переходные и чрезвычайные режимы, имея авторитарную или демократическую направленность, как правило, носят временный характер. Они формируются в результате победы радикальных оппозиционных сил или при стихийных экологических, социальных и иных потрясениях, угрожающих нормальному функционированию государств, безопасности его граждан.
Демократические режимы имеют следующие отличия:
- народ, будучи источником власти, самостоятельно формирует
представительные органы власти, активно участвует в управлении обществом,
контролируя деятельность исполнительного аппарата;
- управление общественными делами осуществляется на основе принципа
разделения властей;
- обеспечивается идеологический и политический плюрализм;
- примат права над государством;
- государство не только провозглашает, но и фактически обеспечивает,
гарантирует общедемократические права и свободы, равный статус
многообразных форм собственности.