Форма государственного устройства: понятие, виды

Форма государственного устройства — способ территориальной организации государства, выражаемый во взаимосвязи (соотношении) государства как целого с его составными частями. Или: форма госу­дарственного устройства — совокупность устойчивых взаимоотно­шений между центральными и региональными органами государствен­ной власти.

Говоря о государственном устройстве, выясняется вопрос о том, как организована территория государства, какова внутренняя структура государства, каким образом осуществлено внутреннее деление государства. В этой связи в юридической литературе тер­мин «государственное устройство» нередко включает такие смысловые аспекты, как национально-государственное устройство, территориальное устройство. По-видимому, при любом подходе имеется в виду территориальная организация государственной власти, раскрываются особенности территориального деления страны и взаимоотношения центральной и региональной власти.

Государственное устройство может быть простым и сложным.В этой связи по форме территориального устройства все государства делятся на унитарные (простые) и федеративные (сложные).

Унитарное государство. Термин «унитарное» имеет латинское , происхождение - от слова unitas - «единство». Соответственно, унитарное государство — это единое, цельное государство, не имею­щее в своем составе каких-либо государственных образований, обла­дающихэлементами суверенности. Унитарные государства орга­низованы по административно-территориальному принципу, не включают иных государственных образований.

Признаки унитарного государства:

-единство и однородность территории;

-отсутствие внутри государства частей, обладающих признака­ми государства (например, республик);

-деление страны исключительно по административно-терри­ториальному признаку;

-равный правовой статус административно-территориальных частей государства;

-одна общегосударственная конституция, единое законода­тельство;

-наличие единых для всей страны высших органов государ­ственной власти;

-парламент, как правило, имеет однопалатную структуру;

-единое гражданство;

-единая денежная система;

-общая для всех административных единиц финансово-кре- дитная и налоговая политика.

Унитарными в большинстве случаев являются небольшие по территории государства с компактно проживающим однородным населением. В настоящее время унитарными государствами явля­ются Англия, Франция, Италия, Япония, Египет, Финляндия и др.

Разновидностью унитарных государств можно считать уни­тарные государства, в которых имеются автономные образования. Это Китай (имеет в своем составе ряд автономий — Тибет, Внутренняя Монголия, Гонконг и др.), Испания (Страна Басков), Украина (Автономная Республика Крым), Узбекистан (Республика Каракалпакстан) и др.

2. Федеративное государство. Федерация (от лат. foedus — «со­юз») — сложное союзное государство, части которого обладают при­знаками государственности. Или: федерация — это сложное государ­ство, в состав которого входят несколько государств или государ­ственных образований, называемых субъектами федерации. Напри­мер, в составе США 50 штатов, ФРГ — 16 земель, Швейцарии — 23 кантона, Российской Федерации — 21 республика и иные субъекты.

Федерации могут быть образованы разными путями: в результа­те договора между ранее независимыми государствами; посредством присоединения к государству территорий с сохранением их определенной государственной самостоятельности; вследствие развития стремлений к обретению государственности в админи­стративно-территориальных или автономных единицах унитарных государств.

Признаки федеративного государства:

-территорию федерации составляют территории ее субъектов;

-субъекты федерации обладают признаками государства: имеют свою конституцию, высшие органы государственной власти (главу субъекта, парламент, правительство), символику;

-система государственных органов — двухуровневая, объединя­ет органы государственной власти федерации и органы государствен­ной власти субъектов федерации. Их взаимодействие осуществляется в соответствии с принципом разграничения предметов ведения;

-государственный суверенитет сосредоточен на федеральном уровне. Субъекты федерации не являются суверенными образова­ниями и не обладают правом на односторонний выход из состава федерации;

-двухуровневая система законодательства — законодательство федерации и законодательство субъектов федерации. Законодатель­ство субъектов федерации не должно противоречить федеральному. Высшей юридической силой обладает федеральная конституция, являющаяся ядром законодательства, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации;

-двухпалатная структура высшего законодательного органа федерации: нижняя палата представляет интересы населения всей страны (в Российской Федерации — Государственная Дума Феде­рального Собрания РФ), верхняя — интересы субъектов (в Россий­ской Федерации — Совет Федерации Федерального Собрания РФ);

-две системы суда (субъекты федерации имеют свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации);

-двухканальная система налогов, включающая наряду с обшефедеральными налогами налоговую систему субъектов федерации;

-возможность установления двойного гражданства, например гражданства определенной республики и гражданства федерации;

-наличие единых вооруженных сил, полиции, службы безопас­ности, подчиняющихся центральному правительству.

В современных федерациях запрещается сецессия, т. е. односто­ронний выход субъекта из состава федерации.

Вопрос о соотношении суверенитета федеративных государств и субъектов федерации относится к дискуссионным. Суверенность государственной власти, по определению, означает ее верховенство и независимость на какой-либо территории, в принципе — неогра­ниченность и неделимость. Убедительным в этой связи представля­йся* следующее суждение: если мы называем государствами и феде­рацию. и субъект федерации, то нарушается логика умозаключения. Получается, что на одной и той же территории будут действовать две суверенные организации власти, а это не согласуется с понятием единой государственной власти1.

Кстати говоря, большинство зарубежных конституций не назы­вают субъекты федераций суверенными.

Различаются территориальные, национально-территориальные, национальные федерации.

В основу территориалнюй федерации положен принцип разде­ления страны по территориальному признаку (например, США, Германия. Мексика). Это делается в целях удобства управления, как правило, в больших по территории государствах.

Национально-территориалъные федерации отличаются тем, что в основу их формирования положен и национальный, и территори­альный принцип. Примером национально-территориальной феде­рации является Российская Федерация. Как видно, ее субъекты сформированы и по национальному принципу (республики, входя­щие в состав Российской Федерации), и по территориальному принципу (края, области и др.).

В национальных федерациях (например, Индия) субъекты созда­ются с учетом национального принципа. В качестве исторических примеров национальной федерации можно привести: Союзную Республику Югославию (союз Сербии и Черногории), Чехослова­кию (союз Чехии и Словакии, распавшийся в 1993 году).

Выделяют также симметричные и асимметричные федерации в зависимости от особенностей правового статуса ее субъектов. В симметричных федерациях все субъекты в отношении с федераль­ной властью юридически равноправны (США, Австралия, Брази­лия. Мексика), в асимметричных федерациях статус субъектов раз­личен (Бельгия, Испания, Индия, Канада, Российская Федерация).

 

В зависимости от принципов установления взаимоотношений федеральной и региональной властей различают федерации конституционные (основы взаимоотношений определены единой консти­туцией страны) и конституционно-договорные (принципы отноше ний отражены также в двусторонних договорах федеральной власти с отдельными субъектами федерации). Первый вариант взаимоот­ношений действует, в частности, в США, ФРГ, второй - в Россий­ской Федерации.

Конфедерация

Конфедерация (лат. confoederatio — «союз», «объединение») - форма объединения государств, сохраняющих свою самостоятель­ность и суверенитет. При этом новое государство, в отличие от федерации, не создается. Главное отличие конфедерации от феде­рации в том, что федерация — союзное государство, в то время как конфедерация — союз государств.

Признаки конфедерации:

-создается для достижения определенных целей (экономиче­ских, политических, военных), которые отвечают интересам госу­дарств, образовавших конфедерацию;

-ее создание закрепляется, как правило, договором;

-каждый субъект конфедерации полностью сохраняет свой су­веренитет;

-члены конфедерации обладают правом выхода из нее на осно­ве юридически обоснованного одностороннего волеизъявления и правом нулификации, т. е. отмены действия актов органов конфе­дерации на своей территори и;

-имеет свои органы управления, координирующие действия членов конфедерации; й^

-у конфедеративного объединения государств нет общей кон­ституции, единых государственных органов, единой судебной системы, единого гражданства, единой армии, единой системы налогов, бюджета, денежных единиц;

-отличается переходным характером: конфедерации либо рас­падаются после достижения целей, ради которых они создавались, либо превращаются в суверенное государство.

Конфедерацией были штаты Северной Америки, которые в 1787 году создали федеративное государство — США. В 1958 году в конфедерацию объединились Египет и Сирия и образовали Объединенную Арабскую Республику, которая в дальнейшем распалась.. В справочной литературе (юридические словари и др) содержаться понятия «империя», «уния». Что означают эти понятия?

Империя — это объединение под одной короной различных госу­дарств. подчиненных императору и законам империи. Например, в состав Российской империи входили Королевство Польское, Вели­кое княжество Финляндское, а также Бухарский эмират и Кокандское ханство. Империи обычно создаются насильственным путем, но возможно и добровольное вхождение государств в состав импе­рии (добровольно вошли в состав Российской империи Украина и Грузия).

Монархические государства могут быть объединены вунии личные или реальные. Они возникают вследствие совпадения монархов двух или нескольких государств в одном лице. Если это происходит в силу случайных совпадений различных способов престолонаследия, то имеет место личная уния. Реальная уния возникает как результат

соглашения государств. В качестве исторического примера унии можно привести Австро-Венгрию.

Наши рекомендации